Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство — приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этноконфессиональные и этногосударственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии; продолжается начавшийся в конце XIX в. процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и религией Дальнего Востока — цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры.
Цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр, с уважением отзывались о ней Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, — вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на перепутье новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, изучение буддизма (а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддология) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде всего к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада).
Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии (точнее, на Индийском субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее время существует несколько государств: Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к этим континентальным странам следует также добавить и остров Ланку) в середине I тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа.
Торчинов Евгений - Введение в буддизм - Опыт запредельного
СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2022, 880 с.
Серия "Non-Fiction. Большие книги"
ISBN 978-5-389-21693-8
Торчинов Евгений - Введение в буддизм - Опыт запредельного - Содержание
ВВЕДЕНИЕ В БУДДИЗМ
- Лекция 1. Предпосылки возникновения буддизма
- Лекция 2. Основы буддийского учения
- Лекция 3. Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна
- Лекция 4. Доктринальные тексты Махаяны (Литература сутр)
- Лекция 5. Классическая буддийская философия: Мадхьямака (Шуньявада)
- Лекция 6. Классическая буддийская философия: Йогачара (Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи
- Лекция 7. Ваджраяна (тантрический буддизм)
- Лекция 8. Буддийская традиция Тибета
- Лекция 9. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке
- Лекция 10. Очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом
ОПЫТ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО
Религии мира
Введение
Часть I. РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ. МИСТЕРИАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ ДРЕВНОСТИ
- Глава 1. Шаманизм
- Глава 2. Мистерия смерти и воскресения: страдающие боги Древнего Востока и античного мира
Часть II. РЕЛИГИИ ЧИСТОГО ОПЫТА: ДАОСИЗМ, ИНДУИЗМ, БУДДИЗМ
- Глава 1. Психотехника в даосизме
- Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога
- Глава 3. Расцвет психотехники в буддизме
Часть III. ДОГМАТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ (БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ)
- Глава 1. Специфика библейской религиозности
- Глава 2. Каббала и Восток
- Глава 3. Догматика и мистика в христианстве
- Глава 4. Профетизм и мистицизм в исламе (суфизм)
Заключение
ПУТЬ ЗОЛОТА И КИНОВАРИ
Даосские практики в исследованиях
Введение
- Глава 1. Даосские практики: регуляция ци и «хранение Одного» (от чуских шелков до «канонов бессмертных»)
- Глава 2. Даосская алхимия: от тиглей и реторт к «бессмертному зародышу» (внешнее и внутреннее Пути золота и киновари)
Вместо заключения
Торчинов Евгений - Введение в буддологию - Курс лекций
М.: Академический проект, 2015, 335 с.
Философские технологии: востоковедение
ISBN 978-5-8291-1776-4
Торчинов Евгений - Введение в буддологию. Курс лекций - Содержание
- Лекция 1. Предпосылки возникновения буддизма
- Лекция 2. Основы буддийского учения
- Лекция 3. Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна
- Лекция 4. Доктринальные тексты Махаяны (литература сутр)
- Лекция 5. Классическая буддийская философия: Мадхьямика (Шуньявада)
- Лекция б. Классическая буддийская философия: йогачара (виджнянавада) и теория Тзтхагатагарбхи
- Лекция 7. Ваджраяна (тантрический буддизм)
- Лекция 8. Буддийская традиция Тибета
- Лекция 9. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке
- Лекция 10. Очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом
Приложения
- Приложение I. Литература сутр
- Приложение II. Литература шастр
Несмотря на то что настоящая книга содержит значительный востоковедный материал, предназначается она не востоковедам — им этот материал знаком, — а философам (что, конечно, не исключает возможности чтения ее востоковедом, равно как и любым иным специалистом), и именно проблемами современной философии и определяются цели и задачи моей работы. В 1994 г. я написал книгу «Религии мира: Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника)» (опубликована в 1997 г., далее выдержала ряд переизданий), в которой рассматривал трансперсональный опыт (обычно называемый «мистическим») как основу феноменарелигии. Интерес к проблеме измененных состояний сознания привел меня к размышлениям об онтологическом статусе сознания и эпистемологической ценности трансперсонального опыта. С другой стороны, именно религии Востока (Индии и Китая) дают нам основной материал для изучения как самого трансперсонального опыта, так и ведущих к его обретению практик.
Евгений Торчинов - Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного
Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Пальмира», ООО «Книга по Требованию» 2017 г. 463 с.
ISBN 978-5-521-00291-7
Евгений Торчинов - Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного - Содержание
Введение
Судьбы западной философии на рубеже III тысячелетия
Раздел первый Пути Востока
- Часть I Китайская интеллектуальная традиция
- Часть II Индийская интеллектуальная традиция. Самопознание и освобождение
- Часть III Традиционные китайские представления о мире и буддизм (к проблеме взаимодействия культур)
Раздел второй Раскрытие сознания. Измененные состояния сознания: психология и философия
- Часть I Метафизика и эпистемология трансперсонального опыта
- Часть II Трансперсональный опыт: нейрофизиологический аспект
Заключение Личность и свобода в восточных традициях (к критике европоцентризма и ориентализма)
Проникновение буддизма в Китай и формирование собственно китайской буддийской традиции является самым ярким в истории китайской культуры примером межкультурного взаимодействия до наступления Нового времени и начала интенсивных контактов Китая и Запада. Кроме того, китайский буддизм, ставший, по существу, своеобразным продуктом синтеза китайской и индийской культур (последнюю и представлял буддизм в Китае), распространился из Китая по всем странам Дальнего Востока (Корея, Япония, Вьетнам), неся с собой не только китайскую иероглифическую письменность, но и те аспекты китайской культуры, которые к собственно буддизму непосредственного отношения не имели.
Таким образом, именно распространение буддизма «за пределы четырех морей» оказало решающее влияние на протекание там цивилизационного процесса и, в конечном итоге, на формирование дальневосточного историко-культурного региона. Но еще важнее, по-видимому, то, что в лице буддизма Китай впервые столкнулся с мировоззрением, принципиально чуждым ему по своим основным характеристикам и ценностным ориентациям. В результате сложнейшего многовекового процесса культурной адаптации буддизм сумел не только раз и навсегда вписаться в китайское общество, но и во многом трансформировать многие важные аспекты китайского взгляда на мир. Во всяком случае, он принес с собой принципиально новую культурную информацию, которую китайская культура осваивала, адаптировала и перерабатывала в течение тысячелетия; плодом этого усвоения и свершившегося культурного синтеза во многом стало неоконфуцианство.
Философия китайского буддизма
пер. с кит. Е. А. Торчинова
СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2023, 288 с.
Серия "Азбука-классика. Non-Fiction"
ISBN 978-5-389-11490-6
Философия китайского буддизма - Содержание
Е. А. Торчинов Буддийская философия в Китае
- ТРАКТАТ О ПРОБУЖДЕНИИ ВЕРЫ В МАХАЯНУ
- Цзун-ми. О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕКА
- Хун-жэнь. ТРАКТАТ ОБ ОСНОВАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. - Классическая буддийская философия
2е изд., расшир. и испр. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2021. — 573 с. — (Философские технологии: востоковедение).
ISBN 978-5-829139162 (Академический проект)
ISBN 978-5-919840473 (Фонд «Мир»)
Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. - Классическая буддийская философия – Содержание
Введение: что такое постканоническая Абхидхарма
- Глава первая. Анализ основ философии вайбхашики в «Энциклопедии
- Абхидхармы» Васубандху
- Глава вторая. Абхидхармическое учение о детерминантах психической деятельности
- Глава третья. Абхидхармистское учение о сознании
- Глава четвертая. Факторы доминирования в психике
- Глава пятая. Место учения об аффектах в абхидхармистской теории сознания
- Глава шестая. Психокосм. Концепция неизменной соотнесенности сознания и сфер его существования
- Глава седьмая. Космологическая типология сознания
- Глава восьмая. Историософские сюжеты в абхидхармическом дискурсе
- Глава девятая. Карма: абхидхармистская теория человеческой деятельности. Анализ общих понятий
- Глава десятая. Нравственность в свете абхидхармистского учения о карме
Список сокращений
Литература
Приложение
Практики постепенного пути
К совершенной вере
Литература
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: