Теолог Олег Урюпин - История Авраама - Толкования на избранные места Писания - Опыт богословского исследования
Книга первая - Дивная история об Аврааме, или почему Бог избрал Авраама в отца всех верующих
-
Пролог
-
Часть первая. Поиск и обретение Аврамом Бога
-
Часть вторая. Путешествие по маршруту земля Ханаанская – Египет – земля Ханаанская
-
О жене Нира
-
Часть третья. Встреча Авраама и Мелхиседека
-
Часть четвертая. Как Авраам стал праведным
-
Часть пятая. Аврам, Сара и рабыня Агарь
-
Часть шестая. Завет Бога с Аврамом
-
Часть седьмая. Посещение Авраама святой Троицей
-
Часть восьмая. Покаяние Лота и участие Авраама в подготовке крестного древа
-
Часть девятая. Авраам и царь Авимелех
-
Часть десятая. Рождение Исаака и изгнание Агари и Измаила
-
Часть одиннадцатая. Вершина жизни – жертвоприношение Исаака
-
Эпилог (послесловие)
Книга вторая - Толкования на избранные места писания
-
Ночная борьба Иакова с Богом
-
Иаков и Исав
-
Толкование на псалом 50-й
-
Толкование 100-го псалма
-
Толкование на послание к ефесянам святого апостола Павла
-
Толкование 1-й главы
-
Толкование 2-й главы послания к ефесянам святого апостола Павла
-
Толкование 3-й главы послания к ефесянам святого апостола Павла
-
Толкование 4-й главы послания к ефесянам святого апостола Павла
Теолог Олег Урюпин - История Авраама - Толкования на избранные места Писания - Опыт богословского исследования - Послесловие
Бог просвещает всякого человека, грядущего в мир. В каждом человеке Богом вложен Его закон и хранитель закона – совесть. Этот закон называется внутренним законом. Те люди, которые прислушиваются к этому внутреннему закону, составляют самую лучшую часть обращающихся к Богу людей. Они опираются на то БОЖЬЕ, что в них есть, и идут к Богу из действия в них Божественной любви. То есть они находят в себе любовь и направляют ее к Первоисточнику. Это самое правильное, мудрое, богоугодное и потому блаженное решение.
Но, увы, к сожалению, как показывает нам жизнь, опыт и история, таких людей всегда было очень мало. Буквально единицы. Во всяком времени, во всяком поколении их было очень мало. Конечно, в этом отношении разные временные периоды отличались. Иногда таких людей было десятки и сотни, а иногда – считанные единицы. Но всегда их было очень мало, потому и цена их в очах Божьих была невероятно высока! Таким уникальным человеком и был Авраам.
Отличительный признак этих людей святой Антоний Великий указал в таких словах: «Когда слово Господне коснется их душ, они следуют ему, ни в чем не сомневаясь…» Они обращаются от одного слова Божия, и им достаточно только слова Божьего, чтобы то вложенное в них Богом просвещение, внутренний закон, откликался, и они не сомневаясь, с радостью и ревностью шли к своему Богу. Отец приводит нам пример такого человека: «…подобно Аврааму патриарху». То есть великий отец поставляет нам в образец святого праведного Авраама, который на зов Божий оставил все, и пошел не сомневаясь туда, куда Бог ему еще только укажет – то есть в полную неизвестность и неизвестно в какую землю.
«Ибо когда Господь увидел, что не из поучений человеческих познал он Божественную любовь, но из заложенного внутри его Божественного закона, то только тогда Он явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12,1).
То есть отличительная черта этих людей состоит в том, что они не из человеческого научения и не от влияния на них скорбей и тяжелых жизненных обстоятельств (которые часто вынуждают людей искать Бога и идти к Нему), а только из заложенного внутри них Божественного закона откликаются Богу и идут туда, куда Он им укажет. Бог испытывает это их внутреннее чувство, чтобы они сами обнаружили его в себе для себя и поняли важность этого, и тогда Он легко руководит этими людьми. Почему? Ибо они весьма Богобоязненны, благоговейны и без сомнения выполняют любые повеления Бога. Услышав повеление, они просто идут и делают. И если этого не понимать, то мы не поймем того, как мог Авраам на одно единственное указание Бога: «пойди и возьми своего сына Исаака и принеси Мне его там-то в жертву» пойти и сделать это. И не стал Авраам спорить с Богом и говорить: «Ах, как же ж так, Господи? а Ты ж мне таким чудом благословил Исааку родиться, и даже посещал меня в виде Троицы, и обличил Сарру за то, что она внутренне рассмеялась, видя себя неспособной к материнству по старости лет. И вот когда мы его, обетованного Тобой, все-таки родили неизреченным чудом, Ты вдруг тут говоришь мне вещь невместимую и непонятную. Прости меня, но я не могу этого вместить и понести! Господи, объясни мне, пожалуйста, в чем же здесь дело и почему я должен принести Тебе такую жертву?» И он мог просить всякие другие объяснения и даже требовать их от Бога.
Но у Авраама было такое состояние духа и такая вера Богу, что он ничего подобного не требовал и не помышлял требовать. Он так свято и несомненно верил Богу, что не мог допустить мысли, что у Бога могут быть какие-то несогласия, противоречия, абсурд какой-то, ошибки или нечто подобное! У него не было никаких смущений, колебаний, сомнений и недоумений! У него была самая что ни на есть светлая, чистая вера в несравненное преимущество Бога в отношении его или любой другой твари. Он знал, что Бог настолько Велик и славен, что всегда остается превыше всякого нашего понимания. Тем более Он не подлежит никакому нашему суду! К Богу можно приступать только со страхом и трепетом, с величайшим благоговением, с глубочайшим смирением до ужасания, без всякого нелепого вопрошания: «О! а вдруг! а что? а где? а как? а зачем?» Чистая вера не позволяет себе никаких вопросов! И уж тем более никаких ответов за Бога. Вот эту веру, которая была основана на вложенном в нас Божественном законе, и явил Авраам. Он жил этим внутренним законом! Он не имел Писания, ибо тогда еще не было Писания! Еще Моисей не родился и не написал Книгу Бытия, где и про Авраама было написано. Не было ничего, на что бы можно было опереться вообще для богоугодной жизни. Просто родился человек среди заблудших людей, не знающих истинного Бога, и живет, и не знает ничего о Боге или о Божественном. Но он прислушивается к своему сердцу, и находит в нем Божественный закон, и, опираясь на него, не только угождает Богу, а становится отцом всех верующих. Авраам являет великий и дивный пример потрясающей веры, которую он деятельно свидетельствует тем, что, не задумываясь, не сомневаясь несет обетованного Богом сына, в котором сосредоточено все обетование будущих благословений Божиих всему народу и человечеству, и своими руками как бы прекращает возможность осуществления этих обетований, уничтожая физическое тело своего сына. Но он верил, что Бог может воскресить мертвого, как говорит Апостол Павел (Евр.11,19). И поэтому его вера была всеобъемлющей, не имеющей ни малейшего сомнения или нарекания Богу.
Он не выискивал у Бога каких-то несоответствий. Он не соблазнился на Бога и на Его, казалось бы, противоречащие друг другу повеления. А соблазн – это великий духовный недуг, основанный на гордости и зависти. И поэтому многие люди много соблазняются на многое. Соблазнялись они на Христа, на Его чудеса, на Его исцеления, на Его Живое, властное, сильное слово, на Его переворачивание столов и ревность о доме Божием, на слова о вкушении Его Тела и Крови. Соблазнялись люди и на Апостолов Христа, на святых, и соблазняются сегодня, и до кончины века будут соблазняться на истинных праведников и святых служителей Божиих. Потому что они своим присутствием обличают наше заблуждение, наши: лицемерие, теплохладность, нерадивость, безпечность, невежество, гордость, отступление, прелесть, помрачение и ересь, и прочие погибельные вещи. И поэтому как этим преисполненным соблазнами людям устранить имеющихся в их среде праведников, которые одним своим наличием обличают их, как не сеянием против них клевет и соблазнов?