Новая Византийская библиотека. Исследования
Эта книга посвящена отражению жизни Церкви и Империи в византийских церковно-поэтических, или гимнографических памятниках. Одна из ее целей – изучение отражения исторической реальности в гимнографических текстах. К автору книги, как правило, ставится вопрос – quid novi? Отметим, что исследования Византийской гимнографии насчитывают более двух столетий, однако ни в одном комплексном исследовании, к сожалению, не ставилась проблема историзма в Византийской гимнографии.
Более того, с легкой руки К.Крумбахера, временами византийская литература вообще и византийская гимнография в частности, объявляются малосодержательными и риторическими, и отстраненными от реальности, а гимнография – в особенности. Между тем, гимнографические памятники могут отражать историческую реальность, с точки зрения их создателей, хотя бы в силу религиозной максимы, выраженной в догмате IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451: «Исповедуем Одного и Того же Христа совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого».
Догмат о воплощении не только реабилитировал земное и человеческое в своих правах и открывал перспективу священной истории, но и вводил историю человеческую в рамки священной, которая осмыслялась прежде всего как богочеловеческое бытие Церкви. Примеровтому множество и они будут представлены в книге: здесь приведем только один – последний тропарь 9 песни Великого канона о Константинополе – граде Богородицы, который «пленяет ратники и проходит послушание». Здесь явно ощущается отзвук победы византийцев над полчищами Масламы в 718 г. Поэтому византийские церковно-поэтические памятники целесообразно изучать на стыке дисциплин – истории, филологии, богословия, литургики.
Василик Владимир - Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках
СПб.: Алетейя, 2016. 640 с.
Серия «Новая Византийская библиотека. Исследования»
ISBN 978-5-906860-13-2
Василик Владимир - Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках - Содержание
Предисловие
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОТРАЖЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В ВИЗАНТИЙ СКОЙ ГИМНОГРАФИИ
- Введение
-
Раздел первый ДОНИКЕЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ И ЕЕ СМЫСЛЫ
- Глава I. Гимнографические тексты Апокалипсиса как свидетельство о литургической жизни и самосознании ранних христиан
- Глава II. Молитва и страдание: трансляция богослужебной жизни в психологию мученичества ранних христиан
- Глава ΙΙΙ. Географические представления в раннехристианских и ранневизантийских гимнографических памятниках
- Глава IV. Гимн Троице, как возможный однопеснец
- Глава V. Тропари преподобного Авксентия Вифинского в контексте истории
-
Раздел второй ВИЗАНТИЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ И ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
- Глава I. Влияние богословия св. Кирилла Александрийского на византийскую гимнографию в контексте общественно-религиозной борьбы в Византии V–VIII веков
- Глава II. Учение о Евхаристии в гимнографических памятниках Церкви
-
Раздел третий ПРАЗДНИК В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ
- Глава I. Богородичные праздники. Источник жизни во гробе полагается
- Глава IΙ. Реконструкция ирмоса Честнейшую Херувим: филологические, эортологические и исторические аспекты
- Глава III. Благовещение
-
Раздел четвертый ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В ГИМНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
- Глава Ι. О неизвестной службе Святителю Николаю
- Глава II. Богословие мученичества в ранней грузинской гимнографии: служба св. Або Тбилисскому
-
Раздел пятый ИСТОРИЯ РЕЛИКВИЙ
- Глава I. Свидетельства византийской гимнографии о ранней истории Туринской плащаницы
- Глава ΙΙ. Почитание мощей и византийская гимнография: об одном неизвестном каноне патриарха Германа
-
Раздел шестой ГИМНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Введение
- Глава I. Кондаки Романа Сладкопевца как источник по истории богослужения
- Глава II. Литургический контекст функционирования двупеснца
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ВИЗАНТИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКИХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ
-
Раздел первый ИМПЕРИЯ И ИМПЕРАТОР
- Введение
- Глава I. Империя и крест в византийской гимнографической традиции
- Глава II. О cлужбе императору Никифору и параллелях со cлужбой свв. Борису и Глебу
- Глава III. Кондак на обновление Святой Софии
-
Раздел второй ВОЙНЫ, МЯТЕЖИ, КАТАСТРОФЫ
- Глава I. Военная тематика в византийской гимнографии
- Глава ΙΙ. Отражение восстания Ника в кондаке Романа Сладкопевца «На землетрясение и пожар»
- Глава III. Отражение эпидемий и cтихийных бедствий в кондаках святого Романа Сладкопевца
-
Раздел третий ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
- Глава Ι. Отражение жизни византийского общества 20-50 годов VI века в творчестве св. Романа Сладкопевца
- Глава II. Отражение римской правовой традиции в памятниках византийской гимнографии
-
Раздел четвертый ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ
- Глава I. Жизнь и творчество Романа Сладковевца
- Глава II. Концепт культуры в византийской гимнографии
Заключение
Приложения
Библиография
Труд протодиакона Владимира Василика создавался в результате многолетних размышлений над всемирной историей и русской поэзией. Автор смог кристаллизовать свои наблюдения, и в этом кристалле, как на «выпуклой поверхности оптического стекла», отразились А. С. Пушкин — «солнце русской поэзии» и грозы всемирной истории.
Чем эта книга ценна и важна для русского читателя? Не только тем, что Пушкин — «наше все». Это мы знаем со школьной скамьи. Гораздо важнее другое: Пушкин — наш учитель, друг, советчик и современник. Полагаем, автору удалось это показать в полной мере. Читая, к примеру, главу «Философия и богословие власти в трагедии “Борис Годунов” ловишь себя на мысли, что речь идет не о времени Годунова, а о падении СССР и «лихих девяностых» или о революции 1917 года, печальный юбилей которой вольно или невольно, но все мы отмечали. И Пушкин нам показывает, как сохранить свое достоинство, верность правде Божией и человеческой, совесть и милосердие в жестоких и невозможных обстоятельствах.
Владимир Василик - Солнце русской поэзии и грозы истории: К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина
— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 164 с.
ISBN 978-5-7533-1420-8 978
Владимир Василик - Солнце русской поэзии и грозы истории - Содержание
- Философия и богословие власти в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
- Тема антихриста и Второго Пришествия в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- «Моцарт и Сальери»: некоторые размышления над драмой А. С. Пушкина
- Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века
- «Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А. С. Пушкина
Владимир Владимирович Василик - Происхождение канона - Богословие, история, поэтика
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.— 306 с.
ISBN 5-288-04135-0
ISBN 5-288-04135-0
Владимир Владимирович Василик - Происхождение канона - Богословие, история, поэтика - Содержание
- «Проблема происхождения канона как гимнографического жанра: однопеснец и двупеснец — ранние стадии формирования канона»
Введение
Глава I. История однопеснца
- О песнях в Книге пророка Даниила
- Влияние песней из Книги пророка Даниила на Новый Завет. Литургия Апокалипсиса
- Однопеснец в Апокалипсисе
- Однопеснец в гомилии Мелитона Сардского «О Пасхе»
- Преданафоральное последование в книге «Завет Господа нашего Иисуса Христа»
- Великое Славословие и его связь с Песнью трех отроков. А. История первой части Великого Славословия
- Б. «Сподоби Господи». История второй части Великого Славословия
- Однопеснец в тропарях Авксентия
- «Гимн Троице» из Оксиринхского папируса № 1786 как возможный однопеснец
Глава II. К истории однопеснца и двупеснца: папирус John Rayland's Library №466 и его значение
- Двупеснец из папируса John Ray land's Library №466. Тропари на «Благословите»
- Тропари на «Величит». Ирмос «Высшую Херувимов»
- Тропари на «Величит». Их содержание и модель
- Литургический контекст функционирования двупеснца
Глава III. Греческие и грузинские двупеснцы. Пути возникновения двупеснца
- Двупеснец JR 466 и Вознесенский канон
- Двупеснец JR 466 и Канон Фоминой недели
- О древнем двупеснце в составе Благовещенского канона
- Двупеснец Великого Вторника
- О древних однопеснцах и двупеснцах в составе полных канонов первой редакции Иадгари
- Двупеснцы в Иадгари как независимые произведения
- Однопеснец на Песни Богородицы и проблема происхождения двупеснца
Заключение
Список сокращений, принятых в настоящем издании
Литература
Приложение I. Двупеснцы из Иадгари
Приложение II. Тропари на «Величит» (Adideni)
Приложение III. Св. Иоанн Дамаскин. Канон на Пятидесятницу
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо. Интересное