Святитель Василий Великий учит, что без веры и покаяния немыслимо духовное совершенствование и спасение человека. В Священном Писании прямо сказано: Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16). И первая заповедь, данная Христом Спасителем человечеству, есть заповедь о покаянии: Покайтеся, приближися 6о Царство Небесное (Мф. 4, 17) (III, 305). Эти же слова и поныне Христос возвещает в Своем Евангелии. Этими же словами Спаситель и Господь наш призывает каждого грешника к вере, покаянию и спасению. Ибо начало «спасения, — говорит святой отец, — состоит в покаянии» (V, 47). А «христианину свойственна вера, любовию поспеше- сгвуема (Гал. 5, б)» (III, 417). И «верующие в Господа прежде всего должны каяться, ибо те (из верующих), которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия (Мф. 11, 20-22)» (III, 305).
Милосердный Господь, любя Свое падшее создание — человека и не желая его погибели, но еже обратится... и живу быти ему (Иез. 33, 11) (VI, 101), преподал все необходимые средства ко спасению, из которых покаяние является основным. Покаяние — это начало духовной жизни человека, которое предваряется верой в Господа Иисуса Христа. Покаяние возможно только для таких людей, в сердцах которых еще не совсем угасла вера и любовь к Богу. Если христианин утратил веру, то покаяние для него невозможно, ибо только верующий может приступить к покаянию и плодотворно его совершать (VII, 204). Святитель говорит, что «ум, обложенный плотью и наполненный плотскими мудрованиями, имеет нужду в вере и в правом житии» (VI, 39). Как видно, вера требуется деятельная, живая, проникающая всю душу человека: его ум, волю и чувство. Она должна выражаться «в правом житии», а такое «житие» может быть «назидаемо (т. е. созидаемо. — Автор.) только на вере» (II, 338), и «ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа» (II, 56). Пренебрежение Бога или неверие в Его бытие — это «причины греха» (V, 233), «ибо верующий, что Бог везде присутствует при всяком событии, пристоит при каждом действии, видит советы сердечные», не «допустит в себя» не только «злое дело», но даже и «дурную мысль» (II, 64).
Архимандрит Илия (Райзмир) – Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – 186 с.
Архимандрит Илия (Райзмир) – Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании - Содержание
ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ВЕРА И ПОКАЯНИЕ КАК ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- Глава II. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И БОРЬБА С НИМИ
- Глава III. НЕОБХОДИМОСТЬ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ В ДЕЛЕ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- Глава IV. НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО РУКОВОДСТВА В ДЕЛЕ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- Глава V. ХРИСТИАНСКОЕ ТЕРПЕНИЕ СКОРБЕЙ И ИСКУШЕНИЙ
- Глава VI. СМИРЕНИЕ И КРОТОСТЬ
- Глава VII. ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНИМ
- Глава VIII. МОЛИТВА, ПОСТ И ВОЗДЕРЖАНИЕ
- Глава IX. МОНАШЕСТВО КАК ОСОБЫЙ РОД ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, УСТАНОВЛЕННЫЙ ГОСПОДОМ
- Глава X. ПРЕДЕЛ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
- Глава XI. ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО КАК ОБРАЗЕЦ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада
М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2022. — С. 576
ISBN 978-5-6044877-8-5
Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
I. БОГОСЛОВИЕ И ЛИТУРГИЯ У СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) - Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей
- Епископ Ириней (Стинберг) - Литургия творения: богословская космология и литургическое видение святителя Василия Великого
- Иеромонах Иоанн (Копейкин) - Любовь и правосудие Божии в повествовании анафоры святителя Василия Великого о сотворении и грехопадении человека в контексте его богословских сочинений
- Стефано Паренти - От анафоры святителя Василия Великого к анафоре святителя Иоанна Златоуста. Размышления относительно гармонизации пятьдесят лет спустя после Иеронима Энгбердинга
II. АРИАНСКИЕ СПОРЫ И ТРИНИТАРНОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Протоиерей Иоанн Бэр - Учение святителя Василия Великого об имени Христа и «тайне Божией»
- Марвин Джонс - Богословский путь святителя Василия Великого к принятию «единосущия»
- Изабель д’Андиа - «Сопоклонение и сопрославление» Святого Духа с Отцом и Сыном в трактате святителя Василия Великого «О Святом Духе»
- А. Р. Фокин - Теория «двойственного слова» и ее место в богословии святителя Василия Великого
III. БОГОСЛОВСКИЙ МЕТОД СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Льюис Айрес - Апофаза и дисциплина богословской речи у святителя Василия Великого
- П. Б. Михайлов - Φυσιολογία как богословский метод в наследии святителя Василия Великого
- Клаудио Морескини - Святитель Василий Великий и философия
IV. ВОПРОСЫ ЭККЛЕЗИОЛОГИИ У СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Г. Е. Захаров - Феномен «церковного течения» в корпусе писем святителя Василия Великого
- Священник Михаил Легеев - Проблемы толкования «правила о чиноприемах» святителя Василия Великого (первое правило «Первого канонического послания» к свт. Амфилохию Иконийскому)
V. СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ И БИБЛЕЙСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА
- Фолькер Дреколь - Священное Писание, язык и речь в «Беседах на Шестоднев» святителя Василия Великого
- О. В. Алиева - Моисей в пустыне: святитель Василий Великий о становлении пророка
- Я. А. Липатов-Чичерин - «Толкование на пророка Исаию», приписываемое святителю Василию Великому: критический обзор исследований проблемы авторства
VI. НРАВСТВЕННО-АСКЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Стивен Гильдебранд - Духоносные души, просвещенные Святым Духом: святитель Василий Великий о восхождении души
- Деспина Прассас - Принцип «золотой середины» и роль медицинского искусства в аскетическом делании у святителя Василия Великого
VII. СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ И ЕГО ЭПОХА
- Кьяра Омбретта Томмази - Святитель Василий Великий и языческие пережитки в позднеантичной Каппадокии
- Анна Сильвас - Экспедиции в места, связанные со святыми — Василием Великим, Макриной и Григорием Богословом
VIII. СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ И ПОСЛЕДУЮЩАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
- Монсеньор Франческо Браски - К вопросу о связях святителей Василия Великого и Амвросия Медиоланского: переписка и примеры общего вероучительного наследия
- Иеромонах Амвросий (Мацегора) - Влияние святителя Василия Великого на пневматологию святителя Амвросия Медиоланского: значение предлогов в тринитарном богословии
- Диакон Сергий Кожухов - Святитель Василий Великий и другие Каппадокийцы о двух природах во Христе в текстах Иоанна Грамматика
- Игумен Дионисий (Шленов) - «Монашеские правила» святителя Василия Великого в византийской аскетической традиции VIII-XI вв.
- П. К. Доброцветов - Наследие святителя Василия Великого в творениях святителя Григория Паламы. Некоторые наблюдения
- Адальберто Майнарди - Святитель Василий Великий и его влияние на русское монашество
- Протоиерей Сергий Шкуро - Проблема соотношения имени, сущности и энергии у святителя Василия Великого и в философии имени А. Ф. Лосева
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Габриела Винклер - Христология анафоры Василия Великого в различных редакциях с некоторыми замечаниями относительно авторства
Омск : Голованов, - 2011. - 42 с.
Габриела Винклер - Христология анафоры Василия Великого в различных редакциях с некоторыми замечаниями относительно авторства
Анафора Василия [Великого] является прекрасной моделью для демонстрации развития христологических положений. Более того, данная евхаристическая молитва дошла до нас практически на всех доступных языках христианского Востока, являя нам, таким образом, многогранную перспективу.
Изучение анафоры Василия [Великого] началось с фундаментальной докторской диссертации Хиеронимуса Энгбердинга 1931 года. В своем первопроходческом исследовании автор впервые выделил характерные особенности четырех важнейших версий данной анафоры:
- краткой египетской анафоры Василия [Великого] (на греческом, коптском и эфиопском языках);
- пространной редакции, основанной на утраченном архетипе Ω, от которого произошла первая армянская редакция;
- зависимого от Ω утраченного архетипа Ψ, от которого произошла сирийская редакция;
- византийской версии, также зависимой от Ψ, одной из наиболее поздних редакций.
Представляется совершенно невероятным, чтобы анафора была составлена или отредактирована одним человеком, потому что данная евхаристическая молитва законсервировала в себе несколько слоев различного возраста и происхождения.
Я хотела бы начать с краткого обзора новых изданий и академических исследований (2000-2005 годов) та тему анафоры Василия [Великого] на основе классификации различных редакций анафоры по Энгбердишу:
- Краткая египетская версия Василия (дошедшая до нас на греческом, коптском и эфиопском языках) стала главным предметом многопланового исследования Ахима Будде. Его монография, основанная на сохранившихся греческих и коптских манускриптах, вышла в свет в 2004 году.
- Пространная редакция Ω существует в двух армянских изводах. В 2001 году Эрих Ренхарт опубликовал критическое издание древнейшей армянской версии с переводом ее на немецкий язык, увы, без комментария.
- Что касается версии Ψ на сирийском и византо-греческом языках, критическое издание древнейшего греческого манускрипта (Barberini 336, VIII век) под редакцией Стефано Паренти и Елены Белковской 2000 года заслуживает особого разговора. Сирийская версия ожидает дальнейшего рассмотрения, а пока мы зависим от сирийского издания И. Рахмани. Византийская рецензия была изучена Нино Каджая на основе грузинских рукописей.
- Работа над критическим изданием известных армянских списков обеих армянских версий, включая сохранившиеся фрагменты, велась в последние годы в Тюбингене. Вышедшее в свет издание сопровождается многоплановым сравнительным исследованием египетских версий (на греческом, коптском, эфиопском языках) и армянской, сирийской и византийских редакций (WINKLER G. Die Basilius-Anaphora = BA).
Приложение к изданию «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» - ПСТСО
Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых - СОЦиЦП-2
Святитель Василий Великий - Сборник статей
Сборник статей, Сибирская Благозвонница, М., 2011
ISBN 978-5-91362-470-3
Святитель Василий Великий - Сборник статей - Содержание
- Архимандрит Порфирий (Попов). ЖИЗНЬ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ
- Н. И. Сагарда. УЧЕНИЕ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- А. А. Спасский. УЧЕНИЕ КАППАДОКИЙЦЕВ О ЕДИНСТВЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
- С. М. Зарин. УЧЕНИЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО О СВЯТОМ ДУХЕ
- Архиепископ Василий (Кривошеин). ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ БОГА: СУЩНОСТЬ И ЭНЕРГИЯ У СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- П. Смирнов. СУЩНОСТЬ ЗЛА ПО УЧЕНИЮ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Н. Примогенов. УСТАВ ИНОЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО И СРАВНЕНИЕ ЕГО С УСТАВОМ СВЯТОГО ПАХОМИЯ
- С. Рункевич. О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И ПОДВИГАХ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- П. П. ЧТО ТАКОЕ АСКЕТИЗМ?
- А. В. Вадковский. СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ЕГО ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТРУДЫ
- Архиепископ Василий (Кривошеин). ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- Т. Налимов. ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЙ В ЦЕРКВИ ПО ВОЗЗРЕНИЮ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- М. Васильев. ВЛАСТЬ И ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКИХ ЕПИСКОПОВ В ЦЕРКВИ ПО УЧЕНИЮ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- А. Деревицкий. ПЛУТАРХ ХЕРОНЕЙСКИЙ И СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ - Том 3
Третий и четвертый тома «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» посвящены богословскому наследию святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (330–379), и его современника и сподвижника святителя Амфилохия, епископа Иконийского (340–394).
Имя святого Василия Великого стоит первым среди трех имен вселенских великих учителей и святителей, к которым наряду с ним относятся Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Он же возглавляет и трехименный список великих отцов Каппадокийцев: первые два имени в этом списке совпадают с предыдущим, а третье место занимает святитель Григорий Нисский.
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Творения в двух томах - Том первый: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога
Сибирская Благозвонница; Москва; 2008
ISBN 978-5-91362-053-8
Святитель Василий Великий - Творения в двух томах - Том первый - Догматико-полемические творения - Экзегетические сочинения - Беседы - Содержание
К Творениям святителя Василия Великого
А. И. Сидоров Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения
- I. Жизнь и церковное служение
- II. Творения
Святитель Василий Великий Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения беседы
- Догматико-полемические творения
- Экзегетические сочинения
- Беседы
Приложение
Архиепископ Василий (Кривошеин) Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия Великого
- Прил. 1: Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Творения
- Прил. 2: Статьи о свт. Василии Великом
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Творения в двух томах - Том второй - Аскетические творения. Письма
М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — 1232 с. — (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4).
ISBN 978-5-91362-144-3
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Творения в двух томах - Том второй - Аскетические творения. Письма - Содержание
- Нравственные правила
- О подвижничестве
- О Суде Божием (Prologus VII — Пролог 7)
- О вере (Prologus VIII — Пролог 8) 113
- Слово к предначертанию подвижничества
- Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве
- О КРЕЩЕНИИ (перевод П. К. Доброцветова)
- ПИСЬМА
- приложение 1 Святитель Амфилохий, епископ Иконийский Творения
- приложение 2 Статьи о святителе Василии Великом
- Указатель цитат из Священного Писания ко второму томуТворений святителя Василия Великого
- Алфавитный указатель к Творениям святителя Василия Великого
- Указатель цитат из Священного Писания к Творениям святителя Амфилохия Иконийского
- Сокращения
- Список манускриптов и старинных изданий, упоминаемых в первом томе Творений святителя Василия Великого
- Список манускриптов и старинных изданий, упоминаемых во втором томе Творений святителя Василия Великого
- Сокращения в ссылках на канонические правила
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Нравственные правила
М.: Сибирская Благозвонница, 2016. 208 с.
ISBN 978-5-906853-01-1
Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Нравственные правила - Содержание
- От редакции
- Правило 1 О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его - Правило 2 О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто - Правило 3 О любви к Богу и о том, какой ее признак - Правило 4 Что такое — честь Богу и что — бесчестие - Правило 5 О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее - Правило 6 О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его - Правило 7 О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению - Правило 8 О вере и несомненности глаголов Господних - Правило 9 О знании и незнании того, что до нас касается - Правило 10 Какой конец греха и какой конец заповеди Божией - Правило 11 О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать - Правило 12 Об отриновении Божиих изволений и о прекословии оным или о послушании Божией воле и о соблюдении оной - Правило 13 О готовности во всякое время и о неукоснительном тщании тех, которые стараются о благоугождении Богу - Правило 14 О благовременности каждого дела, взятого в отдельности - Правило 15 О надежде на чужие заслуги - Правило 16 О думающих, будто бы могут они воспользоваться тем, что живут с людьми добродетельными и богоугодными, тогда как сами себя не исправляют - Правило 17 Как должно располагать собою в рассуждении настоящего времени - Правило 18 О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся о сем исполнении - Правило 19 О том, кто препятствует, и о том, кто встречает препятствие к исполнению заповеди Божией - Правило 20 О крещении; какое намерение и какая сила крещения - Правило 21 О приобщении Тела и Крови Христовых и какое намерение оного - Правило 22 Как иной отчуждается от Бога и посредством чего делается близким Богу - Правило 23 Об одолеваемых даже теми грехами, которые ненавидят - Правило 24 О лжи и истине - Правило 25 О празднословии и о наблюдении, чтобы речи были полезны - Правило 26 К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно прежде всего пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления - Правило 27 Об уподоблении, по возможности, Богу и святым - Правило 28 О различении людей добрых и недобрых - Правило 29 О том, как можем уверять в своем звании - Правило 30 О чествовании того, что посвящено Богу - Правило 31 Об употреблении того, что отделено для святых - Правило 32 О долгах и уплате - Правило 33 О соблазняющих и соблазняемых - Правило 34 Об обязанности каждого быть для других в своей мере образцом добродетелей - Правило 35 Об унижающих доброе в других - Правило 36 О чествовании святых и о расположении к ним - Правило 37 Об усердствующих, по мере сил, малостью - Правило 38 Как надобно угощать - Правило 39 О твердости в соблазнах - Правило 40 О преподающих новые учения - Правило 41 Об отсечении соблазнителей и о пощаде тех, которые более немощны - Правило 42 О том, что Господь пришел исполнить Закон - Правило 43 О различии заповедей Закона и Евангелия - Правило 44 О том, что бремя Господне легко, а грех тяжел - Правило 45 О равном чествовании всех и о смиренномудрии - Правило 46 О тщательном преуспеянии в великом или м алом - Правило 47 О богатстве и нищете и о том, что за ними последует - Правило 48 О благотворении братиям и о занятии для этого работой - Правило 49 О входящем в тяжбу и ищущем удовлетворения себе или другому - Правило 50 О мире и примирении - Правило 51 Каков должен быть тот, кто покушается исправлять ближнего - Правило 52 О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их избегать и когда принимать в свое общение - Правило 53 Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло - Правило 54 О произнесении суждения и о медлении в суждении - Правило 55 Об усердии к Богу, об исповедании Божиих дарований и о благодарении за них - Правило 56 О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться - Правило 57 О превозношении заслугами - Правило 58 О приобретении и сообщении другим Божиих дарований - Правило 59 О чести и славе человеческой - Правило 60 О различии Божиих дарований и о взаимном согласии тех, которые по сим дарованиям стоят выше или ниже - Правило 61 О малозначительности на человеческий взгляд тех, которые приемлют Божию благодать - Правило 62 Об искушениях, когда их должно уклоняться и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников - Правило 63 О робости и смелости в напастях - Правило 64 О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа - Правило 65 Как должно молиться и при самой кончине - Правило 66 О тех, которые оставили подвизающихся за благочестие, и о тех, которые вместе с ними подвизаются - Правило 67 О тех, которые скорбят об умирающих - Правило 68 О различии настоящего и будущего века - Правило 69 О том, что запрещается или одобряется в Писании совокупно и наравне - Правило 70 О тех, кому вверена проповедь Евангелия; когда, кого и чему должны они учить; как им надобно исправлять предварительно себя самих; какое дерзновение должно иметь в проповедании; сколько заботиться о вверенных им; с каким расположением и каким трудам предаваться преимущественно; как соблюдать себя чистыми от таких недостатков, которые всего чаще их сопровождают; до какой меры доводить поучаемых; как привлекать людей, имеющих неприязненное расположение; каким способом сближаться с теми, которые из страха отказываются слушать; как удаляться тех, которые не приемлют их по несознательности; как иных рукополагать или извергать рукоположенных; и о том, что каждый из предстоятелей должен почитать себя ответственным перед вверенными ему во всем, что делает и говорит - Правило 71 О том, что наравне заповедано предстоятелям - Правило 72 Как учащиеся должны различать духовных учителей от не таковых; какое иметь к ним расположение и как принимать их уроки - Правило 73 О живущих в супружестве - Правило 74 О вдовах - Правило 75 О рабах и господах - Правило 76 О детях и родителях - Правило 77 О девах - Правило 78 О воинах - Правило 79 О государях и о подданных - Правило 80 Каковы вообще, по требованию слова Божия, должны быть христиане и предстоятели
Современные исследователи, стремясь расчистить текст от гуманистических толкований, полностью его переосмыслили: так, П. Федвик подчеркивает, что в намерения автора не входил призыв к изучению греческой классики — не уточняя, впрочем, что же входило в его намерения (Fedwick 1996: 819). Схожую точку зрения высказывали такие авторитетные исследователи, как Ж. Грибомон, С. Жиэ и Д. Аман. По мнению Грибомона, мы имеем дело с «апологией аскетизма», обращенной к образованной публике, под вкусы которой подстраивается наш автор (Gribomont 1974: 514-515).
Вслед за ним Нальдини (Naldini 1984:15; idem 1978: 39) полагает, что Василий обращается к людям, проникнутым классической культурой, чтобы представить им преимущества монашеского образа жизни (Naldini 1984: 15). Д. Аман (Amand 1949: 25-26) вместе со С. Жиэ (Giet 1941: 217 sq.) считает, что автор этой «безделки» (bluette) стремится предостеречь юношей от опасностей эллинизма, а не поддержать классический syllabus.
С этим соглашается французский историк П. Лемерль в книге «Первый византийский гуманизм»: «Юношам-христианам, которых школьная программа обязывала читать и комментировать языческие тексты, Василий указывает способ, как при таких занятиях не погубить время и свою душу и извлечь из этих произведений, дурных самих по себе, то, что может быть согласовано с христианской моралью» (Лемерль 2012: 62 = Lemerle 1971: 44-45). С точки зрения Лемерля, этот текст — не более чем очередное свидетельство компромисса с эллинизмом (Лемерль 2012: 67), на который шла Церквовь, ни в IV в., ни позже не предлагая альтернативы светской εγκύκλιος παιδεία.
Свт. Василий Великий - Послание к юношам о пользе греческих книг
Издание подготовила О.В. Алиева.
М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2018, 240 с.
ISBN 978-5-87245-229-4
Свт. Василий Великий - Послание к юношам о пользе греческих книг - Содержание
- Предисловие
- Список сокращений
- Введение. «К юношам» Василия Великого
Глава I. Христианство vs. эллинизм?
- I.1. История вопроса
- I.2. Язычество в Каппадокии
- I.3. Ελληνισμός /Ελληνικός β корпусе Василия Великого
Глава II. Контекст создания
- II.1. Датировка и аудитория
- II.2. Василий о «внешней» мудрости
- II.3. Sitz im Leben
Глава III. Анализ текста
- III.1 Жанр
-
III.2. Источники
- III.2.1. Плутарх
- III.2.2. Александрийцы
- III.2.3. Платон
- III.3. Мистериальная метафорика
Приложение. Несколько слов о рецепции
Текст и перевод
Комментарии
- Заглавие
- Глава 1 - Глава 10
Индекс Библиография
Cвязь гомилии Василия Великого «На слова: внемли себе» с философской и риторической традициями античности уже рассматривалась в литературе. Тем не менее, те немногие исследователи, которые обращались к этой теме, подчеркивали, что не античная философия и не риторические конвенции направляют мысль Василия, а текст Священного Писания.
Этот тезис, в целом верно передающий отношение Василия Великого к «внешней» учености, нуждается в одном важном уточнении: мы не можем говорить о том, в какой мере Василий независим от этой учености, не представляя себе, хотя бы в самых общих чертах, его интеллектуального горизонта. Этот горизонт был задан прекрасным образованием святителя.
Мы знаем, что в 349 г. Василий слушал известного ритора Либания в Константинополе, несколько лет (ок. 350–355 гг.) изучал философию в столице тогдашней учености — Афинах, а также некоторое время преподавал риторику у себя на родине, в Кесарии. Богословские трактаты и «Шестоднев» Василия свидетельствуют о том, что он свободно ориентировался в пространстве современной ему мысли, обращение к которой потребуется для лучшего понимания гомилии.
Свт. Василий Великий - На слова: Внемли себе
Издание подготовила О. В. Алиева
М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2016, 200 с.
ISBN 978-5-87245-211-9
Свт. Василий Великий - На слова: Внемли себе - Содержание
Предисловие
«Внемли себе» Василия Великого
- I. «Внемли cебе» и «Шестоднев»
-
II. Философские влияния
- 1. Платон: антропология
- 2. Александрийцы: экзегетика
- 3. Стоики и Гален: внутреннее и произнесенное слово
- 4. Порфирий: связь души и тела
- III. Аудитория и датировка
-
IV. Композиция и стиль
- 1. Структура вступления
- 2. Прозаический ритм
- 3. Фигуры речи
- V. Программа самопознания у Василия Великого
Εἰς τὸ Πρόσεχε σεαυτῷ — На слова: Внемли себе (греческий текст и русский перевод)
Примечания к греческому тексту
Комментарии
- Титул
- Глава 1-8
Приложение. Гуманистическая рецепция «Внемли»
- 1. Переводы до 1532 г.
- 2. Франс ван Кранвельд
- 3. Кристоф Хегендорф
- 4. Вольфганг Мускул
- 5. Ян Корнарий
- 6. Годфрид Тильман и Луи Мире
- 7. Антонелло Арчимбольди
Библиография
- Василий Великий: издания и переводы
- Прочие авторы: переводы
- Словари, грамматика
- Литература: Василий
- Литература: прочее
- Рецепция
- Старопечатные книги, упомянутые в Приложении
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: