Великие музеи мира - Прадо

Великие музеи мира - Прадо
Странная аберрация: в современном языке слово «музей» обозначает нечто устаревшее, вышедшее из употребления, старомодное, клонящееся к упадку или вообще отжившее. Назвать кого-нибудь «музейным экспонатом» все равно, что признать: это живой мертвец, человек, опоздавший на пароход истории и оставленный на берегу, неумолимо отдаляющемся от нас в прошлое. Но хранить как религиозные реликвии археологические, художественные или научные свидетельства минувших эпох, исчезнувших цивилизаций всего лишь одно из назначений музея, к тому же далеко не самое важное. Если же речь идет о художественном музее, его главная функция обогащать современников творческой жизненной силой людей из прошлого, добавляя к нашему опыту частицы того, что помогало нашим предшественникам поддерживать «условия человеческого существования», защищать его от несчастий и одновременно возвышать духовно.
 
Художественный музей, достойный носить это имя, не столько просвещает нас относительно реальных свершений предшествующих поколений, сколько рассказывает о свойственных им недостижимых устремлениях, о способности мечтать и желать иными словами, о воображаемом восстании против ограничений, навязываемых общепринятыми «условиями человеческого существования», способности, которой наделены были культуры, отдаленно или близко соотносящиеся с нашей цивилизацией. Несбыточные мечты, неисполненные желания вот строительный материал для воображаемого города литературы, та контрреальность, что стряпается из всякой всячины, когда в дело годятся и подвиг, и совершенство, и чувство, и бредовый вымысел. Не вписываясь в реальную историческую действительность, они обретают права подданства в обширном, хотя и иллюзорном царстве вымысла, где провинции литературы и искусства наделены особыми правами.
 
Корни творчества Гойи или Веласкеса или Сервантеса уходят глубоко в почву того мира, где создателям живописных полотен или романа выпало на долю прожить жизнь, в полной мере вкусив и страданий, и радостей, тем более что они были одарены особой остротой чувств. Но их творения пережили и свое время, и своих творцов, обретя вневременной и внеисторический статус шедевра. Могучая сила воображения предоставила художникам независимость от тех, кто послужил основой или поводом для создания их произведений: от всех этих королей, разбойников, сводней, юных красавиц, плутов, искателей приключений, изображая которых, они полагали, что воспроизводят уже имеющуюся реальность, тогда как на самом деле созидали новую, недаром реальные люди в конце концов были вытеснены своими колдовскими образами. Испания XVI, XVII, XVIII веков была не такой, а вернее, Испания, предстающая на картинах и страницах книг, существует лишь в фантазиях и мечтах испанцев того времени, желавших видеть ее такой. Гениальность Веласкеса, Гойи, Сервантеса позволила им ощутить это чувство, облечь его в зрительные образы или слова, которые несли на себе неизгладимый отпечаток их личности, но, впрочем, не способны были утолить зверский аппетит своих современников, неутолимо алкавших мнимостей. Самое важное в их творениях не то, что они брали от реальной действи­ тельности, а то, что им удавалось добавить к ней. И удавалось им это так убедительно и тонко, что грань между тем и другим ныне неразличима. Реальные ситуации те, что породили Менцн Веласкеса, приключения Дон Кихота и Санчо Пансы, мучительные кошмары, населявшие гойевский Дом Глухого, вытеснены вымыслом, царствующим в этих произведениях.
 

Великие музеи мира. Прадо

М.: CЛOBO/SLOYO, 2012. - 668 с.
ISBN 978-5-387-00478-0
 

Великие музеи мира. Прадо - Содержание

Обращение к читателям
  • Королевы Испании Софии
  • Почетного президента Фонда друзей музея Прадо
  • Карлоса Суриты, герцога Сорийского, Председателя Фонда друзей музея Прадо
От редколлегии       
Марио варгас льоса. Фабрика грез
Хосе Мария Лусон. История коллекции
  • Королевские коллекции
  • Алькасар в Мадриде
  • Монастырь Эскориал
  • Дворец Аранхуэс
  • Дворец Буэн Ретиро
  • Торре де ла Парада (Охотничья башня)
  • Дворец Пардо
  • Дворец Сарсуэлла
  • Дворец Сан Ильдефонсо
  • Музей Прадо
Альфонсо Э. Перес Санчес. Испанская живопись
  • Средние века
  • Начало Возрождения
  • Высокое Возрождение
  • Эль Греко
  • Ранний натурализм
  • Рибера
  • Сурбаран
  • Веласкес
  • Алонсо Кано и другие художники поколения 1600 года
  • Высокое барокко - XVIII век
  • Гойя
Алессандро Беттаньо. Итальянская живопись
  • Пристрастие испанских Габсбургов к итальянской живописи
  • Коллекционирование итальянской живописи при Испанском дворе в XVII веке
  • Приобретение итальянской живописи после открытия музея
Кристофер Браун. Фламандская и голландская живопись
  • Живопись ранних фламандцев - XVII век
  • Голландская живопись
Френсис Хэскелл. Немецкая, французская и английская живопись
  • Немецкий Ренессанс
  • Французская живопись «великой эпохи»
  • Французские художники при дворе Бурбонов
  • Антон Рафаэль Менге
  • Английская живопись
Франсиско Кальво Серральер. XIX ВЕК
  • Висенте Лопес: художник в тени Гойи
  • Испанский неоклассицизм
  • Федерико де Марсо и Карлос Луис Рибера: академический романтизм
  • Костумбризм и романтический образ Испании
  • Севильская живопись и культ Мурильо
  • Влияние Гойи
  • Романтический пейзаж: Хенаро Перес Вильяамиль
  • Историческая живопись
  • Эдуардо Росалес: между двух миров
  • Мариано Фортуни, Раймундоде Мадраса и Висенте Пальмароли: триумф космополитов
  • Рамон Марти Альсина: причудливость реализма
  • Карлос де Аэс и обновление испанского пейзажа
  • Пейзаж конца века
  • Местные центры и провинциальная живопись
  • Несколько иностранцев
Примечания и библиография
Список иллюстраций
Указатель имен художников
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Eduard