Имя Вильгельма Дильтея прочно связано в культурном сознании с гуманитарными науками, и даже сам термин «Geisteswissenschaften» обязан своим распространением дискуссии вокруг идей этого немецкого философа, который во второй половине XIX века поставил задачу философского обоснования гуманитарных наук в качестве самостоятельных научных дисциплин.
В своем главном труде «Введение в науки о духе» Дильтей писал об этой своей задаче: «В моей работе меня мучили вопросы, которые глубоко тревожат всякого думающего историка, юриста или политика. Так сами собой созрели у меня и потребность и план обоснования наук о духе. Какова система положений, на которую в равной мере опираются и в которой получают надежное обоснования суждения историка, выводы экономиста, концепции правоведа?»
Влияние Дильтея на философскую мысль XX столетия как раз и связано с интенсивным обсуждением проблем исторического познания, понимания творений культуры и форм человеческой жизни. Идея «историчности», учение о понимании (герменевтика), философия жизни и «описательная психология» - таковы центральные философские мотивы Дильтея, активно дискутировавшиеся в последующей философской и гуманитарной мысли. На протяжении столетия его идеи были предметом критических размышлений философов, начиная от Гуссерля и Хайдеггера вплоть до Гадамера, Арона и Хабермаса.
Не менее значительно и влияние философских идей Дильтея в конкретных гуманитарных науках, таких как литературоведение, история или педагогика. При этом стратегии работы с его идеями демонстрировали и продолжают демонстрировать целый спектр установок, от имманентной интерпретации, стремящейся показать открытость философской программы Дильтея новым движениям в гуманитарных науках (системный подход, структурализм, новый историзм), до полного отвержения его позиций, будь то в вопросе о статусе психологии, будь то в понимании методологической природы гуманитарных наук.
Вильгельм Дильтей и современная философия
Герменевтика. Психология. История.
Материалы научной конференции РГГУ
Под редакцией Н. С. Плотникова
Издательство - «Три квадрата» - 208 с.
Москва - 2002 г.
ISBN 5-94607-017-7
Вильгельм Дильтей и современная философия - Содержание
- От редактора
- Фритьеф Роди. Жизненные корни гуманитарных наук
- А. Г. Черняков. Самопроживание и самосознание:
- Аристотель, Дильтей, Хайдеггер
- Рудольф А. Маккрил. Творческая сила истории и построение исторического мира у Дильтея
- Р. В. Сундуков. Дильтей и проблема тематизации историчности
- B. А. Куренной. Дескриптивная психология:
- Пролегомены к анализу теоретического содержания и общее эпистемологическое затруднение
- А П. Огурцов. Дильтей: От психологического к герменевтическому обоснованию педагогики
- В. В. Калиниченко. Проблема исторической рациональности и своеобразие Дильтея
- В.И.Молчанов. Гуссерль и Дильтей:
- Предпосылки и методологические процедуры
- И. М. Чубаров. Дильтей и Шпет: Границы герменевтики
- Н.С.Плотников. «Живоезнание»:
- Идея конкретного познания у С. Л. Франка и В. Дильтея
- В.В.Бибихин. Вильгельм Дильтей и Лев Толстой
- Приложение: Программа конференции
- Об авторах
- Указатель имен
Вильгельм Дильтей и современная философия - Жизненные корни гуманитарных наук
Указание на близкую связь гуманитарных наук с жизнью настолько очевидно связано с именем Вильгельма Дильтея, что казалось бы излишне касаться этой тему вновь. Особенно в последнем систематическом произведении Дильтея «Построение исторического мира в науках о духе», вышедшем за год до его кончины, а также в примыкающих к этому произведению фрагментах и планах продолжения связь с жизнью выражена уже на уровне терминологии. Многочисленные словосочетания со словом «жизнь» и «жизненный», как «сопряженность с жизнью», «жизненный опыт», «жизнепроявление», «жизненная ценность» и т.д. призваны прояснить взаимосвязь дифференцированных продуктов гуманитарно-научного творчества с фундаментальными слоями жизни, в первую очередь повседневной жизни.
Взаимосвязь переживания и понимания в жизненном мире, лишь вкратце затронутая в работе «Введение в науки о духе», изображается в поздних произведениях как основное отношение, исходя из которого впервые только и становятся возможными методически организованные понимание и интерпретация. Но при всей своей известности и почти хрестоматийности, эта характерная для Дильтея постановка проблемы весьма сложна в силу переплетения идейных мотивов, появляющихся в поздних произведениях. У толкователей Дильтея уже очень рано сложились два центральных понятия для прояснения этих переплетений, а именно понятия «герменевтики» и «психологии».
Причем, не в последнюю очередь под влиянием Хайдеггера, первое из них - «герменевтика» - сопровождалось позитивными оценками, тогда, как второе - «психология» - негативными, и даже говорилось о преодолении в поздних произведениях «психологии» «герменевтикой». В нижеследующих размышлениях мы рассмотрим вновь эту полемику, которая столь же стара, как и история влияния Дильтея, в свете теоремы о происхождении гуманитарных наук из жизни. При этом «психологии» будет уделено большее внимание, нежели «герменевтике». Оба термина помещаются в дальнейшем в кавычки, чтобы отметить таким образом, что их понимание вовсе не является ясным и отчетливым.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: