Виноградов Андрей - Византийская архитектура - Андрей Первозванный - Храм Святой Софии Константинопольской

Андрей Юрьевич Виноградов — Византийская архитектура: 15 лекций для проекта Магистерия
Взяться за составление лекций о византийской архитектуре нас заставила не уверенность в знании каждой ее детали и, тем паче, не желание сказать о ней что-то совершенно новое, но всего лишь отсутствие на русском языке адекватного описания этого выдающегося явления мировой культуры. Если, к примеру, англоязычный читатель может выбирать между историями византийского зодчества Рихарда Краутхаймера, Кирилла Манго, Роберта Оустерхаута и других авторов, то отечественный вынужден обращаться к давно устаревшим трудам Анатолия Леопольдовича Якобсона, Николая Ивановича Брунова или даже дореволюционных искусствоведов. Свою актуальность сохраняют отчасти только работы Алексея Ильича Комеча, чьи замечания о византийском зодчестве разбросаны, однако, по различным работам на разные темы. Новых же обобщающих трудов об архитектуре Византии в России пока не видно (не считая статей в «Православной энциклопедии» — разного уровня и стиля).
 
В основу настоящей книги легли наши лекции, записанные для портала «Магистерия» в 2018-2019 гг. Однако в книге они значительно видоизменены: перекомпонованы, дополнены, уточнены. Впрочем, общая концепция курса осталась прежней: лекции построены преимущественно по хронологическому принципу, хотя внутри временных периодов памятники византийской архитектуры разбираются зачастую по типам или регионам. В фокусе нашего внимания — зодчество Римской, а затем Византийской империи и ее соседей, находившихся под ее архитектурным влиянием, с IV в. (с небольшим экскурсом в христианское храмоздание II-III вв.) до конца поздневизантийских государств в третьей четверти XV столетия.
 
Стоит сразу же предуведомить читателя, что византийская архитектура имеет свою специфику. Во-первых, сохранность памятников разных ее периодов и регионов различна: от сотен целых построек средневизантийской Греции до единичных зданий поздневизантийской Анатолии. Во-вторых, несмотря на плохую сохранность — сравнительно, например, с Западной Европой, — византийское зодчество представлено столь большим количеством местных стилей, школ и артелей, что рассказать о всех них — в отличие, например, от Древней Руси — нет возможности. Наконец, от архитектуры средней и поздней Византии до нас дошли преимущественно церковные постройки, которые были одновременно и самыми пышными и репрезентативными в христианской империи: увы, от ее дворцов и гражданских построек (кроме довольно однообразных цистерн) почти ничего не осталось, а византийские крепости — за исключением парадных ворот (таких как Золотые ворота в Константинополе) — представляют интерес скорее для историков фортификации.
 

Андрей Юрьевич Виноградов — Византийская архитектура: 15 лекций для проекта Магистерия

Москва: Rosebud Publishing, 2022. — 360 с.
ISBN 978-5-905712-52-4
 

Андрей Юрьевич Виноградов — Византийская архитектура: 15 лекций для проекта Магистерия - Содержание

Предисловие
  • Лекция 1. Введение. Истоки византийской архитектуры 
  • Лекция 2. Христианские базилики Средиземноморья 
  • Лекция 3. Христианские базилики Востока 
  • Лекция 4. Ранневизантийские центрические постройки 
  • Лекция 5. Архитектура эпохи Юстиниана I 
  • Лекция 6. «Купольный зал», «купольная базилика» и архитектура «темных веков»
  • Лекция 7. Ранняя история крестово-купольного храма (V-IX вв.)
  • Лекция 8. Столичная архитектура ΙΧ-ΧΙΙ веков
  • Лекция 9. Архитектура средневизантийского Запада: Северная Греция и Южная Италия 
  • Лекция 10. Архитектура средневизантийского Запада: Эпир, Эллада и острова 
  • Лекция 11. Храмовая архитектура средневизантийского Востока 
  • Лекция 12. Архитектура Никейской империи и династии Палеологов
  • Лекция 13. Архитектура поздневизантийских регионов 
  • Лекция 14. Церковное зодчество Кавказа 
  • Лекция 15. Христианское зодчество Болгарии и Сербии 
Краткий словарь терминов византийской архитектуры

Виноградов, Захарова, Черноглазов - Храм Святой Софии
Первый храм Св. Софии в Константинополе был построен, по всей вероятности, в середине IV в. Автор XI в. Георгий Кедрин приписывает возведение этой церкви самому Константину Великому, после которого ее перестроил его сын Констанций II. Однако Евсевий Кесарийский, современник и биограф императора, из построенных им церквей называет по имени только храм Свв. Апостолов — мавзолей Константина. Сократ Схоластик (V в.) добавляет к этому храм Св. Ирины, который, возможно, первоначально был соборной церковью Константинополя. Он же указывает на время строительства первого здания Св. Софии императором Констанцием II: «В то самое время [т. е. в 350-351 гг.] царь создал Великий храм, называемый ныне Софией. Он смежен с церковью, соименною миру [т. е. Св. Ириной]. Эта церковь прежде была небольшая, но отец царя [т. е. Константин I] украсил и расширил ее. Теперь обе они, находясь в одной ограде, называются одним именем». 
 
Впрочем, строительство первого храма продлилось не менее девяти лет, потому что он был освящен только 15 февраля 360 г., как сообщает тот же Сократ: «Тогда же, по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была Великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Цитируя Сократа, «Пасхальная хроника» (VII в.) также относит освящение Св. Софии к 15 перития (февраля) 360 г. Согласно «Пасхальной хронике», Констанций снабдил храм драгоценными сосудами и шитыми золотом и драгоценными камнями завесами для престола и дверей. Не находит подтверждения и сообщение Кедрина об обрушении купола церкви в 361 г. (которое он путает с обрушением, произошедшим в VI в., см. ниже) и желании Юлиана Отступника после возвращения с персидской войны превратить ее в сарай для сена и конюшню.
 
Реальное разрушение первого храма произошло в июне 404 г., когда он сгорел в результате пожара, вызванного беспорядками из-за недовольства сторонников низложенного патриарха свт. Иоанна Златоуста. Новый храм был освящен только 11 лет спустя — 10 октября 415 г. — императором Феодосием II. Такая задержка может объясняться тем, что после пожара 404 г. церковь была временно восстановлена для богослужения, на что указывает положение там мощей пророка Самуила в 404/405 г. Впрочем, возможно и то, что здесь имелась в виду Св. Ирина, составлявшая единое целое со Св. Софией, как это было указано выше у Сократа (Ил. 1-3). Как отмечает Р. Мэйнстоун, вероятно, что задержка с восстановлением объясняется строительством новых стен Константинополя, завершенных только в 413 г., так что все восстановление Св. Софии следует относить к 413-415 гг. 
 

Виноградов Андрей, Захарова Анна, Черноглазов Дмитрий - Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников

СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2018. 486 с.: ил.
ISBN 978-5-91476-103-2 
 

Виноградов Андрей, Захарова Анна, Черноглазов Дмитрий - Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников - Оглавление

Введение
ЧАСТЬ I. АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ И РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
  • Глава 1 История и архитектура храма Святой Софии
  • Глава 2 Экфрасис храма в византийской литературе 
  • Глава 3 Отражение архитектурного образа Святой Софии в византийских текстах 
  • Иллюстрации 
ЧАСТЬ II. ВИЗАНТИЙСКИЕ ОПИСАНИЯ ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ. ПЕРЕВОДЫ И КОММЕНТАРИИ 
  • Глава 1 Прокопий Кесарийский и другие византийские историки. Отрывки о Святой Софии
  • Глава 2 Павел Силенциарий
    • Описание храма Святой Софии 
    • Описание амвона 
  • Глава 3 Сказание о возведении Великой церкви, именуемой Святой Софией
  • Глава 4 Михаил Солунский
    • Описание святейшей Великой церкви Божьей 
Заключение 
Abstract 
Сокращения и библиография 
Список иллюстраций 
Сведения об авторах 

Виноградов - Миновала уже зима - Церковь и церкви Херсона в IV веке
IV век остается, пожалуй, самым загадочным временем в истории херсонского христианства. И порождена эта проблема не столько недостатком источников, которых, на самом деле, больше, чем для многих других веков, сколько трудностью при их согласовании. 
Поэтому первой задачей настоящей работы является анализ и сравнение письменных (агиографических, исторических и эпиграфических) источников по истории Херсонской Церкви IV века.
 
Другим существенным препятствием оказывается невозможность отнести с достоверностью к этому столетию ни одного церковного здания в Херсоне. Попытки С. А. Беляева приписать IV веку, причем чуть ли не эпохе Константина, храмы № 23 (т. н. «Уваровскую базилику») и 14 (т. н. «Базилику на холме») признания не получили. 
 
В данной работе, посвященной письменным источникам, мы не ставим своей задачей ревизию всего церковно-археологического материала Херсона с целью отыскания в нем элементов IV в., однако вынуждены будем время от времени возвращаться к этому вопросу. Но, повторимся, мы сознательно избегаем привлечения всего христианского археологического материала IV века, ибо именно он обычно является непреодолимым камнем преткновения и делит исследователей на непримиримые партии. 
 

Андрей Юрьевич Виноградов - Миновала уже зима языческого безумия - Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики

М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 224 с. : ил.
ISBN 978-5-91244-033-5
 

Андрей Виноградов - Миновала уже зима языческого безумия - Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики - Содержание

Предисловие

Часть I. «Жития епископов Херсонских»

Глава 1. Епископы Ефрем и Василей
  • a. Дата
  • b. Св. Ефрем и Скифия
  • c. Св. Василей и Херсон
  • d. Столкновение с язычниками
  • e.Пещера Парфенон
  • f.Погребение ребенка
  • g.Поиски св. Василея
  • h. Гробница ребенка
  • i. Крещение херсонян
  • j.Мученичество св. Василея
  • k.Место кончины св. Василея
  • l.Погребение св. Василея
Глава 2. Епископы Евгений, Елпидий и Агафодор
  • a.Приезд свв. Евгения, Агафодора и Елпидия в Херсон
  • b.Мученичество свв. Евгения, Агафодора и Елпидия
  • c.Погребение свв. Евгения, Агафодора и Елпидия
Глава 3. Епископ Еферий
  • a.Отправление св. Еферия в Херсон
  • b. Первая поездка св. Еферия в Константинополь
  • c. Вторая поездка св. Еферия в Константинополь
  • d.Погребение св. Еферия
Глава 4. Епископ Капитон
  • a.Назначение св. Капитона
  • b. Отправление с пятьюстами воинами в Херсон
  • c.Прибытие в Херсон и проповедь у стены
  • d.Печи для обжига извести
  • e. Чудо в печи
  • f. Крещение херсонян
  • g. Строительство храма св. Петра
  • h.Поездка св. Капитона в Константинополь
  • i. Кончина св. Капитона

Часть II. Эпиграфические памятники

Глава 1. Датированные надписи
  • a.Надпись времени Констанция II
  • b. Строительная надпись времени Валента I
  • c.Строительная надпись времени Феодосия и Аркадия
  • d.Надписи времени Аркадия и Гонория
Глава 2. Недатированные надписи
  • a.Плиты с изображениями
  • b.Посвящение Мартирия
  • c.Надгробие 7 женщин
  • d.Надгробие Аристона
  • e.Надгробие Димитрия и других 
  • f.Надгробие св. мц. Анастасии
  • g.Надгробие Дамиана, Маргариты и их детей
  • h.Надгробие Феодора, Константина, Асеники, Марии, Кирадии, Георгия, Анастасия, Иоанна, Анастасии, Никомида, Асеники (?), Мнимы, Кирадии и Идонии (?)
  • i.Надгробие Кириака, сына Феодора (?)
  • j.Надгробие Агафимера
  • k.Надгробие Стефана, Стефана и Христофора
  • l.Посвящение Екатерины
  • m.Посвящение Евсевия
  • n.Прошение комита Василия
  • o.Плита
  • p.Надпись Епифания (?)
Заключение 
Post scriptum. Еще одна версия утверждения христианства в Херсонесе?
Приложение. Переводы версий«Жития епископов Херсонских»
Об авторе

Виноградов - Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов
Деяние святого ап остола Андрея и Матфия в городе людоедов.
 
1. (1) В то время все апостолы собрались вместе и делили между собой страны, кидая жребий, чтобы каждому пойти в выпавший ему удел. И вот по жребию выпало Матфию отправиться в страну людоедов. (2) А люди в том городе ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались человеческой плотью и пили человеческую кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов ему глаза. И ослепив, его поили зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии5, и когда его поили зельем, изменялось его сердце, и переменялся его ум.
 
2. (1) Итак, когда Матфий вошел в ворота их города, схватили его жители этого города и выкололи ему глаза, а после этого напоили своим колдовским и обманным зельем, отвели в тюрьму и дали ему в пищу сено, но он не стал есть. Ведь хоть он и принял их зелье, не изменилось его сердце, и не переменился его ум, но молился он Господу со слезами: (2) «Господи мой Иисусе Христе, ради Которого мы всё оставили и последовали за Тобой, зная, что Ты помогаешь всем надеющимся на Тебя, внемли же и посмотри, что сделали с Матфием, Твоим рабом, как уподобили меня скотам, ведь Ты знаешь все. Поэтому если Ты определил мне, чтобы сожрали меня беззаконные жители этого города, то не избегу я Твоего замысла. Но даруй, Господи, свет моим глазам, дабы мне хоть увидеть, что замышляют против меня беззаконные жители этого города. Не оставь меня, Господи Иисусе Христе, и не предавай меня этой горькой смерти».
 
3. (1) Когда Матфий так молился в тюрьме, засиял свет, и раздался из света голос: «Матфий возлюбленный, прозри». И тотчас он прозрел. Снова раздался голос: «Крепись, Наш Матфий, и не бойся, ибо никогда не оставлю Я тебя. Ведь Я избавлю тебя от всякой опасности, и не только тебя, но и всех твоих братьев, кто с тобой, ибо Я с тобой ежечасно и всегда. (2) Но потерпи здесь 27 дней ради устроения множества душ, а после этого Я пошлю к тебе Андрея, и он выведет тебя из этой тюрьмы, и не только тебя, но и всех, кто с тобой». Сказав так, Спаситель снова сказал: «Мир тебе, Наш Матфий», и отправился на небеса. Тогда Матфий, увидев это, сказал: «Милость Твоя да пребудет со мной, Господи Иисусе Христе». Сказав так, Матфий сел в тюрьме и стал петь псалмы. (3) И когда вошли палачи в тюрьму, чтобы вывести людей себе в пищу, случилось так, что Матфий закрыл глаза, дабы не заметили, что он видит. Подойдя к нему, палачи прочли табличку у него на руке
и сказали промеж себя: «Еще три дня, а потом выведем и его из тюрьмы и зарежем». Потому что для каждого человека, кого ловили, они отмечали день, когда схватили его, и привязывали ему к правой руке табличку, чтобы знать об истечении тридцати дней.
 
4. (1) А когда миновало 27 дней после того, как схватили Матфия, случилось так, что явился Господь Андрею в стране, где тот учил, и сказал ему: «Встань, ступай со своими учениками в страну людоедов и выведи Матфия оттуда. Ведь еще три дня, и выведут его горожане и зарежут себе в пищу». (2) Андрей ответил: «Господи, не смогу я и не успею попасть туда, так как сроку всего три дня. Но пошли скорей Своего ангела, чтобы тот вывел его оттуда. Ведь Ты знаешь, Господи, что я плоть и не смогу быстро добраться туда, да и пути туда не ведаю». (3) Господь сказал Андрею: «Послушайся Создавшего тебя, Который может сказать слово, и перенесется сюда этот город со всеми мужами, живущими там. Ведь Я прикажу рогам ветров, и они принесут его сюда. Но ты, встав утром, спустись к морю со своими учениками, и найдешь на берегу кораблик — поднимайся на него вместе со своими учениками». Сказав так, Спаситель говорит: «Мир тебе, Андрей, и тем, кто с тобой». И удалился на небеса.
 

Андрей Юрьевич Виноградов - Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов

Под редакцией А.Ю. Виноградова, В.П. Кузенкова.
М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014. — 208 с.
(Византия и ее окружение. Исследования, т. III).
ISBN 978-5-91244-085-4

Андрей Юрьевич Виноградов - Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов - Содержание

От автора
Πρᾶξις τοῦ ἁγίου ἀποστόλου Ἀνδρέου καὶ Ματθεία εἰς τὴν πόλιν τῶν ἀνθρωποφάγων
Деяние святого апостола Андрея и Матфия в городе людоедов
Глава 1. Narrative technics
  • A. Повествование 
  • B. Повтор и параллелизм
    • a. Повтор 
    • α) Описание действия в прямой речи и в реализации
    • β) Повторение реплик 
    • γ) Повторение описания действия 
    • b. Параллелизм 
    • α) Последовательный параллелизм 
    • β) Удаленный параллелизм 
    • γ) Симметричный параллелизм 
Глава 2. Композиция 
  • A. Структура текста 
  • B. Структура пространства 
  • C. Структура времени 
Глава 3. Источники и отсылки 
  • A. Источники вдохновения
  • B. Анализ отсылок
Глава 4. Идеи 
  • A. Богословие композиции
    • a. Икономия
    • b. Богопослушание
  • B. Явные и скрытые идеи
    • a. Явные идеи
    • b. Скрытые идеи 
Вместо заключения. Sitz im Leben: время и место создания
  • Α. Время 
  • Β. Место
Приложение. Переделки и продолжения «Деяний Андрея и Матфия» 
  • Деяние святого апостола Андрея, когда послал его Господь в страну людоедов 
  • Мученичество и хождения святого и славного апостола Матфия
  • Деяние святых апостолов Петра и Андрея
  • Повесть о святом Христомее, который сопутствовал святым апостолам к город парфян
Сокращения 
Список литературы

Виноградов - Андрей Первозванный - Жизнь замечательных людей
Об апостоле Андрее мы знаем очень мало и вместе с тем очень много. Очень мало потому, что все более или менее достоверные сведения о брате Петра (неизвестно даже, старшем или младшем) сводятся к скудным упоминаниям его в Евангелиях и к его появлению в начале «Деяний апостолов».
 
Следующие рассказы об апостоле Андрее относятся уже ко II веку и имеют ярко выраженный легендарный характер. Это восходящее к предшественникам Оригена краткое упоминание о проповеди апостола неким скифам, а также датирующиеся тем же временем апокрифические «Деяния Андрея», которые были написаны, по согласному мнению исследователей, сирийским или египетским автором.
 
Последний даже не бывал никогда в Патрах Ахейских, где он помещает смерть апостола, – весь сюжет его произведения представляет собой вымышленную рамку для проповеди раннехристианского энкратизма (радикального учения о воздержании).
 
Но и от этих «Деяний» до нас дошла только заключительная часть, да и то не очевидно, что в оригинальном виде, остальной же их сюжет известен лишь из позднейших переработок. Впрочем, возникшая в начале IX века новая житийная традиция Первозванного апостола почти полностью отказалась от материала апокрифических «Деяний», сконструировав вместо этого собственную, но столь же далёкую и от реальности, и от правдоподобия картину.
 
Однако и эта картина за очень небольшое время претерпела сильную трансформацию по мере её переработки последующими авторами – особенно в Грузии и на Руси.
 

Андрей Виноградов - Александр Грищенко - Андрей Первозванный - Опыт небиографического жизнеописания

 
М.:  Молодая  гвардия,  2013.  —  406[10]  с.: ил.  —  (Жизнь  замечательных  людей:  сер.  биогр.; вып.  1441)
ISBN  978-5-235-03668-0
 

Андрей Виноградов - Александр Грищенко - Андрей Первозванный - Опыт небиографического жизнеописания - Содержание

ПРОЛОГ
 1.  Андреева  ночь
 2.  «Мы  нашли  Мессию»
 3.  Мать  всех  ересей
 4.  «С  причала  рыбачил  апостол  Андрей...»

 Часть  первая.  ПАЛЕСТИНА

 1.  Загадки  первого  призвания
 2.  Толкования  отцов
 3.  Соперник  Иуды
 4.  Откровение  на  Елеонской  горе
 5.  О  чём  недоговаривают  апокрифы?

 Часть  вторая.  ОБРАЩЕНИЕ  ЛЮДОЕДОВ

 1.  Чудесный  кормчий
 2.  Евангелие  от  Андрея
 3.  «Аминь,  аллилуйя!»
 4.  Посрамлённые  кумиры
 5.  Над  кровавым  жёлобом
 6.  Крещение  потопом

 Часть  третья.  ПО  МАЛОЙ  АЗИИ

 1.  Апостольский  жребий
 2.  Три  путешествия  Андрея
 3.  Никея
 4.  Вдоль  южного  берега  Понта
 5.  Синопские  чудеса

 Часть  четвёртая.  НА  ХОЛМАХ  ГРУЗИИ

 1.  От  Трапезунта  до  Севастополя  Великого
 2.  Зихия  и  Боспор,  или  В  лабиринте  имён
 3.  Снова  в  Грузию
 4.  Вглубь  гор  Кавказских
 5.  И  снова  на  Боспор

 Часть  пятая.  ВИЗАНТИЙ  И  ОКРЕСТНОСТИ

 1.  «Велегласный  орёл  евангельской  проповеди»
 2.  Епископ  Второго  Рима
 3.  В  Городе  варваров
 4.  Апостолы  из  ларца
 5.  Андрей  и  Филимон

 Часть  шестая.  ЧЕРЕЗ  СКИФИЮ  НА  РУСЬ

 1.  Сны  о  Херсонесе
 2.  Андрей  и  Павел
 3.  Вверх  по  Днепру
 4.  Новгородские  бани  и  остров  Валаам
 5.  Возвращение  через  Рим

 Часть  седьмая.  В  ПОСЛЕДНИЙ  ПУТЬ  НА  ЗАПАД

 1.  Самый  пламенный  из  апостолов
 2.  Андрей  и  Варфоломей
 3.  Чертоги  Небесного  дворца
 4.  Инцест  и  пожар  в  Филиппах 
 5.  Неистовый  проконсул  и  поверженный  змей

 Часть  восьмая.  ПАТРЫ  АХЕЙСКИЕ

 1.  Уверение  Лесбия  и  милосердие  Трофимы
 2.  Коринф  и  возвращение  в  Патры
 3.  Повивания  и  прорицания
 4.  В  спальне  проконсула  Эгеата
 5.  Во  тьме  заключения
 6.  На  кресте

 Часть  девятая.  ЖИЗНЬ  ПОСЛЕ  СМЕРТИ

 1.  Миссия  святого  Артемия
 2.  Из  Патр
 3.  В  храм  Апостолов

 ЭПИЛОГ

 Основные  даты  жизни  и  последующего  прославления апостола  Андрея
 Справочный  аппарат  и  библиография 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vital