Влахос - Господские праздники

Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники
В 1994-1995 годах, во время одного из катехизаторских семинаров, проводившихся в Афинской Архиепископии, мною была предпринята попытка развития христологии Господских праздников, праздников Богоявления и любви Божией, праздников обожения человека. Во время семинаров мы пытались рассмотреть историю таинства Божественного вочеловечения и обожения человека. Для меня исключительным благословением была возможность прочитать ряд лекций на эту тему, а для участников семинаров, надеюсь, было полезно прослушать их. Так всем нам вновь была дана возможность еще больше возлюбить Христа. Возлюбить Того, Кто является «неиссякаемым сокровищем всяких благ», «сердца умилением» и «языка упоением».
 

Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники

Симферопольская и Крымская епархия, 2001 г. – 456 с.
 

Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники – Содержание

Предисловие к русскому изданию
Предисловие к греческому изданию
Часть первая ДВЕНАДЦАТИПРАЗДНИЧЬЕ
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Рождество Иисуса Христа
  • Обрезание Господне
  • Сретение
  • Богоявление
  • Премудрость Божия
  • Преображение
  • Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим
  • Страдания и смерть Христовы
  • Воскресение Христово
  • Вознесение
  • Пятидесятница
Часть вторая ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА
  • Предивный праздник
    • I. Таинство кенозиса
    • II. Зачатие Иисуса Христа во чреве Пресвятой Богородицы
    • III. Спасение и Воссоздание
    • IV. Таинство Пресвятой Богородицы
  • Воплощение Слова Божия согласно св. Афанасию Великому
    • I. Вочеловечение, как выражение человеколюбия Божия
    • II. Преложение смертного и тленного тела
    • III. Обновление человека
    • IV. Таинство воплощения
  • Необусловленность Божественного Воплощения
    • I. Основное мнение Святых Отцов Церкви
    • II. Взгляд св. Никодима Святогорца на необусловленность воплощения Сына Божия
    • III. Божественное Домостроительство как предвечная воля Троичного Бога
    • IV. Заключение
  • Древо познания и древо жизни
    • I. Два дерева в первом раю
    • II. Святоотеческое толкование о райских деревьях
    • III. Богочеловек Христос – древо жизни
    • IV. Древо жизни в Апокалипсисе
    • V. Вкушение от древа познания
    • VI. Рождественское дерево
  • Агнец Божий
    • I. Характер Апокалипсиса
    • II. Закланный и прославленный Агнец
    • III. Славословие Агнца
    • IV. Зверь и Агнец

Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники – Предисловие к греческому изданию

 
Настоящая книга разделяется на две основные части. Первая часть состоит из упомянутых лекций, прочитанных на семинарах, посвященных Господским праздникам. В них раскрывается, главным образом, христологический аспект праздников. Читатель сможет убедиться, что в своих лекциях я использую мысли многих Отцов Церкви и цитаты из их произведений. Однако, в первую очередь лекции строятся на св. Иоанне Дамаскине, св. Григории Паламе и св. Никодиме Святогорце. Во второй части книги приводятся некоторые мои тексты, опубликованные ранее в различных журналах. Своей задачей они имеют более глубокое рассмотрение некоторых сторон учения о Лице Иисуса Христа, упомянутых в первой части книги, но не раскрытых там должным образом. По моему мнению, их тоже необходимо было включить в данное издание.
 
Согласно Святым Отцам, Христос открывается людям в зависимости от их духовного состояния. Он есть очищение очищенных, сияние просвещенных и созерцание боговидцев (св. Максим Исповедник). Он становится для людей вечным и нетленным питием и пищей. Для младенцев – светолепной и просвещающей грудью; для тех, кто оторвался от груди – любящим отцом, заботящимся об их воспитании; для возмужавших – сладчайшим хлебом (св. Симеон Новый Богослов). В зависимости от духовного состояния человека, Христос открывается ему как брат, друг, отец, мать и жених (св. Григорий Палама). Для холодного Он становится одеянием, для голодного – хлебом, для жаждущего – питием. Поэтому Святые Отцы Церкви побуждают нас следовать за Христом "во всяком возрасте и силе” А тот, кто принял крещение, должен достичь "состояния, запредельного всякому возрасту" (св. Григорий Синаит).
 
На это обращает наше внимание и св. апостол Павел, когда говорит о различии между духовным «мужем» и духовным «младенцем»: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор. 13,11). Именно для этого Господь дал Церкви пастырей и учителей, дабы мы смогли вырасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами».
 
Таким образом, Господские праздники предлагаются Церковью для нашего духовного совершенствования и созревания, для достижения духовного «совершеннолетия» и возмужания. Это не «фольклорные» мероприятия, но источники жизни и спасения. По мере нашего личного участия в этих праздниках обнаруживается наша духовная сущность – кто мы на самом деле: младенцы или мужи. Также через это мы выражаем свое церковное мудрование.
 
Христос, по пророчеству Симеона Богоприимца, «лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2,34). Сей есть «всего Властитель, всего Судия, всего Царь, Творец света и Господь жизни» (св. Симеон Новый Богослов). Сей «есть успокоение всякой твари» (Исихий Иерусалимский). В то же время Он является камнем, «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21,44).
 
Афины, 25 марта 1995 года,
праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,
в который явилось превечное Таинство.
(Еф. 4, 11-13).
Архим. Иерофей С. Влахос
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя professor Dmitry