Астапова - Истоки сакрализации власти

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Ольга Астапова - Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля
В наше время, когда основные понятия и сущности, на которых тысячелетиями строилась жизнь человечества — супружество и продолжение рода, опыт вхождения в вечность, принцип жертвы, переживание бездонности личного бытия, символические уподобления частного — общему, земного — небесному, — пренебрегаются и забываются, когда бытие утрачивает тайну, а вместе с ней и смысл, очень полезно вспомнить, как эти понятия и сущности понимались и переживались раньше, в иные эпохи и в иных цивилизациях.
 
Это вовсе не значит, что надо следовать образцам многотысячелетней давности. Вовсе нет. Но знать их необходимо, чтобы сравнить с теми ответами, какие мы ныне даем на вечные вопросы — чего больше в этих ответах, — иного смысла или отсутствия смысла, инакомыслия или легкомыслия.
 

Ольга Астапова - Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля

(PRO религию)
Москва: РИПОЛ классик, 2017 г. — 490 с.
ISBN 978-5-386-10208-1
 

Ольга Астапова - Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля - Содержание

Список иллюстраций 
Немного слов об этой книге 
От автора 

СВЯЩЕННАЯ ВЛАСТЬ В РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: ЕГИПЕТ, МЕСОПОТАМИЯ, ИЗРАИЛЬ

Введение

Глава 1. Царь и царство в Древнем Египте 

1.1. Проблема генезиса государственности  в Древнем Египте 
1.2. Космогонические истоки концепта царственности в Египте 
1.3. Мифологема hnnw (разлада)
1.3.1. О переоценке образа бога Сета в истории религии Египта
1.3.2. Смерть Осириса
1.3.3. Противоборство Хора и Сета 
1.4. Две Земли 
1.5. Образ Бога на земле  .
1.6. Примиритель Двух Владык, Объединитель Двух Стран 
1.7. Хранитель Маат 
1.8. Божественность и царственность в Текстах пирамид
1.9. Проблема «демотизации» царского культа
1.10. Царь — спаситель своих подданных
1.11. Кризис веры в царя-спасителя
1.12. Закат «божественного» царства
1.13. Некоторые итоги первой главы

Глава 2. Царь и царство в Древнем Междуречье

2.1. Проблема генезиса царственности в Древней Месопотамии
2.2. «Бог отдыхающий» и Бог царствующий
2.3. Скрепление связи Небес и Земли
2.4. Проблема обожествления правителя в Древнем Междуречье
2.5. Пастырь, призванный Энлилем
2.6. Священный брак в религиозно-политической традиции Междуречья 
2.7. Священный брак в заупокойных чаяниях древних обитателей Междуречья
2.7.1. «Страна без возврата»
2.7.2. «Смерти, что страшусь я, пусть не увижу!»
2.7.3. Нисхождение Бога в подземный мир
2.7.4. Рождение из смерти
2.8. Закат священного царства 
2.9. Некоторые итоги второй главы 

Глава 3. Царь и царство в Древнем Израиле

3.1. Возникновение государственности в Израиле
3.2. Проблема существования «израильского варианта» священного царства
3.3. «Как у прочих народов»: проблема посмертия в Древнем Израиле 
3.4. Царь в пророческой литературе и эсхатологических чаяниях эпохи Второго Храма 
3.5. «Сын Давидов» в библейской традиции 
3.6. Царственность Мессии 
3.7. Некоторые итоги третьей главы
Заключение

Список источников и литературы

  • I. Источники
  • II. Литература
Список сокращений и условных обозначений 
Сиглы Кумранских рукописей 
 

Ольга Астапова - Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля - ВВЕДЕНИЕ

 
Институт царской власти является древнейшей формой государственного устройства в истории человечества и по сей день остается предметом как научного, так и общественного интереса — и в силу своей удивительной долговечности, и по причине ореола священности, присущего личности монарха в различных культурах.
 
В связи с институтом царской власти в истории государственности прослеживаются две основные модели.
 
Для первой не характерна сакрализация правителя. Такая модель существовала в арийском сообществе ведической эпохи. Правитель (раджа) являлся здесь лишь военным предводителем и вершителем суда, могущим быть лишь заказчиком ритуала, совершаемого жрецом (брахманом), почитать которого обязан правитель как представитель низшей, сравнительно со жреческой, варны.
 
Вторая модель монархии может быть охарактеризована как священное царство. В религиозно-политических традициях древности, где была реализована эта модель, правитель почитался лицом священным, то есть в некотором смысле отделенным от сообщества для исполнения религиозных задач, составлявших, используя терминологию П. Тиллиха, предмет «предельной заботы» (ultimate concern) этого сообщества, и занимал «ключе- вое место в системе жизненно важных взаимоотношений подвластных ему людей с их божествами / Богом». Такая модель возникла в конце IV тыс. до н. э. на Ближнем Востоке, на грани III—II тыс., в раннедворцовый период (2000—1700 гг. до н. э.) — на Крите, являвшемся древнейшим очагом цивилизации в Европе, а также существовала в Древнем Китае, судя по археологическим данным, с середины II тыс. до н. э. (династия Шан), согласно же китайской традиции — с конца III или начала II тыс. до н. э.
 
Данная книга посвящена исследованию феноменов священного царства и царственного священства в религиозно-политической культуре Древнего Ближнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Говоря о царственном священстве, мы имеем в виду священнические коннотации царственности как таковой. При этом роль царя как священника понимается не в узкокультовом плане (царь как совершитель ритуала), но расширительно, то есть как всякая деятельность, направленная на освящение подвластного ему пространства, превращение последнего в царство, а также на вовлечение в это царство своих верноподданных.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Warden