Бергольо, Скорка - О небесном и о земном - Чейсовская коллекция

Бергольо Хорхе Марио, Скорка Авраам - О небесном и о земном
В истории моего общения с кардиналом Бергольо было множество моментов,  благодаря которым мы сблизились, узнали друг друга. Из этих моментов сложилась долгая история наших встреч в самых разных  обстоятельствах и по самым разным надобностям.
 
Однажды мы договорились просто сесть и поговорить. Назначили место и время. Темой стала жизнь во всей ее многогранности:  аргентинское общество и мировые проблемы, проявления благородства и подлости вокруг нас. Мы вели этот диалог, удалившись от всех, в полном уединении, если не считать Того, чье имя мы не упоминали вслух на каждом шагу (да и требовалось ли это?), но чье постоянное присутствие рядом ощущали всегда.
 
Каждая из наших встреч была посвящена какой-то конкретной теме. Однажды, когда мы встретились в нашем общинном доме, я стал показывать кардиналу Бергольо  документы в рамках, украшающие стены моего кабинета. Я подвел его к страницам, написанным рукой раввина Авраама-Иошуа Хешеля, знаменитого мыслителя. Однако мой друг остановился перед своей собственной  поздравительной речью, которую несколькими годами ранее произнес в синагоге, по случаю еврейского Нового года. Она висела рядом с рукописью Хешеля. Я взялся наводить  порядок в своем вечно неприбранном кабинете, но наблюдал за другом: он застыл перед листками, подписанными и датированными его  собственной рукой.
 
Я был заинтригован. Интересно, какие мысли промелькнули в его голове в этот миг? Что особенного в том, что я повесил его речь на стену? Мне просто хотелось сохранить и показать другим документ, который я считаю ценным свидетельством межрелигиозного диалога в нашем обществе. Но я не стал ни о чем расспрашивать. Иногда в молчании уже брезжит ответ. 
 

Бергольо Хорхе Марио, Скорка Авраам - О небесном и о земном

 
Чейсовская коллекция
пер. с исп. С. Силаковой.  Москва: Текст: Книжники, 2015. — 286[2] с.
ISBN 978-5-7516-1299-3 («Текст») 
ISBN 978-5-9953-0284-1 («Книжники»)
 

Бергольо Хорхе Марио, Скорка Авраам - О небесном и о земном - Чейсовская коллекция - Содержание

 
Авраам Скорка. Диалог как опыт
Хорхе Бергольо. Фронтон как зеркало
  • 1. О Боге
  • 2. О дьяволе
  • 3. Об атеистах
  • 4. О религиях
  • 5.О религиозных лидерах
  • 6. Об учениках
  • 7. О молитве
  • 8. О чувстве вины
  • 9. О фундаментализме
  • 10. О смерти
  • 11. Об эвтаназии
  • 12. О стариках
  • 13. О женщине
  • 14. Об абортах
  • 15. О разводах
  • 16. Об однополых браках
  • 17. О науке
  • 18. Об образовании
  • 19. О политике и власти
  • 20. О коммунизме и капитализме
  • 21. О глобализации
  • 22. О деньгах
  • 23. О бедности
  • 24. О Холокосте
  • 25. О 70-х годах в Аргентине
  • 26. О некоторых исторических явлениях: завоевании Америки испанцами, социализме и перонизме
  • 27. Об арабо-израильском конфликте и других конфликтах
  • 28. О межрелигиозном диалоге
  • 29. О том, какое будущее ожидает религии 
 

Бергольо Хорхе Марио, Скорка Авраам - О небесном и о земном - Чейсовская коллекция - Фронтон как зеркало

 
Бергольо Хорхе Марио, Скорка Авраам - О небесном и о земномВ одной из своих статей рабби Авраам Скорка упомянул о фронтоне Кафедрального  собора в Буэнос-Айресе, где изображена встреча Иосифа с его братьями. Десятилетия раздоров стоят за их объятиями. Взглянув на  скульптуры, мы словно слышим рыдания и щемящий вопрос: «Жив ли еще отец мой?»
 
Эта сцена неслучайно была изображена на фронтоне собора во времена, когда Аргентина объединялась: она символизировала тягу  аргентинцев к сближению после разлада. Композиция свидетельствует, что аргентинскому обществу старались привить, так сказать, «культуру  встречи». Я неоднократно говорил о том, как трудно нам, аргентинцам, развить в себе эту «культуру встречи»: похоже, мы падки на искушения  раздробленности и раздоров, глубоко  укоренившиеся в нашей истории. Порой мы видим себя  скорее строителями стен, чем строителями мостов. Не обнимаемся, не рыдаем, не расспрашиваем о судьбе отца, о нашем наследии и корнях нашей Отчизны. Нам недостает диалога. 
 
Может быть, мы, аргентинцы, просто не хотим вступать в диалог? Не думаю. На мой взгляд, мы скорее становимся жертвами  жизненных установок, не дающих нам вступить в диалог: заносчивости, неумения слушать,  закосневшего языка, попыток заранее  дискредитировать собеседника и так далее —  помехам несть числа.
 
Диалог рождается из уважительного  отношения к другому человеку, из уверенности в том, что собеседник может сказать нечто  стоящее; диалог предполагает, что ты должен найти в своем сердце место для чужой точки зрения, для чужих мнений и предложений. Диалог предполагает радушие, а не  обвинительный приговор, который выносится  загодя. Чтобы вести диалог, нужно уметь поднять забрало, распахнуть двери своего дома,  держаться с человечной теплотой.
 
В повседневной жизни диалог  натыкается на множество препон: дезинформацию, сплетни, предрассудки, клевету, наговоры. Все это подпитывает, так сказать, «культуру бульварной прессы», которая убивает  открытость. И никакого диалога, никакой встречи не получается. Но фронтон Кафедрального собора все еще остается на своем месте, он — словно приглашение.
 
Мы с раввином Скоркой сумели завязать диалог, и нам обоим это пошло на пользу. Даже не знаю, как начался наш диалог, но,  насколько я помню, в нем обошлось без стен и недомолвок. Делу способствовала неподдельная простота Скорки: у нас сложились такие непринужденные отношения, что после  проигрыша «Ривера» я его подкалывал: «Ну, что у вас сегодня на ужин — куриное рагу?» («Ривер Плейт» — футбольная команда из Буэнос-Айреса, за которую болеет Скорка. Бергольо — болельщик клуба «Сан-Лоренсо». Одно из прозвищ игроков «Ривера» — «gallinas» «куры». (Прим, перев.) ).
 
Когда Скорка предложил мне опубликовать наши диалоги, я согласился не раздумывая. А потом задумался, почему слово «да» само сорвалось с моего языка. И рассудил: потому, что мы достаточно долго беседовали и приобрели богатый опыт, который укрепил нашу дружбу. Этот опыт свидетельствует, что, хотя за отправную точку мы берем разные религии, свой путь мы совершаем вместе.
 
Беседуя со Скоркой, я никогда не был вынужден идти на какой-то «торг» касательно моей католической идентичности, как и он — касательно своей иудейской идентичности. Это объясняется не только нашим взаимным уважением, но и нашей концепцией  межрелигиозного диалога. Ключевая задача — общаться между собой тепло и уважительно, ходить пред лицом Господа и стремиться к совершенству.
 
Эта книга — свидетельство о проделанном нами пути... Я считаю Скорку своим братом и другом и полагаю, что мы оба, предаваясь всем этим размышлениям, глазами своей души неотрывно смотрели на фронтон собора — эту многозначительную и обнадеживающую композицию. 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Андрон