Бог и Победа - Философ и война - О русской военной философии - Этика войны в странах православной культуры

Владимир Зоберн - Бог и Победа
Идеологизированное издание "русского мира" 

 
Нередко люди задаются вопросом: христианство и война, убийства на полях сражений и евангельские истины - разве это сочетаемо? Церковь всегда отвечала, что она благословляет не убийцу, а защитника, не силу победителей, но их ПОДВИГ, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Так B России Церковь всегда благословляла воинов.
 
За всю свою историю Россия много воевала. Как великая держава, она не могла оставаться в стороне от мировых конфликтов, приходилось вести и оборонительные войны. Но только две войны, пережитые Россией, называют Отечественными: войны 1812 и 1941-1945 годов. Отечественной и Великой современники называли и Первую Мировую войну 1914-1918 годов.
 
Это были войны, в которых страна рисковала не просто потерять территории - под вопросом было само ее существование. «Это были не войны маркграфа Саксонского с герцогом Бранденбургским, это были войны на выживание, и главный вопрос заключался в том, будет ли существовать страна или нет», - пишет историк В. Багдасарян.
 
Сопоставимой по угрозе была и русско-польская война 1609-1618 годов, когда русские сумели дать отпор польско-литовским интервентам.
 
Спустя 200 лет - наполеоновское нашествие несло угрозу свобОДе и государственности России. События 1812 года стали осмысляться как грандиозная Отечественная война уже во время царствования Николая Первого. Но в начале советского периода значение войны 1812 года принижалось. Ее, как и все войны дореволюционной России, называли буржуазной и империалистической. Однако в 1932 году возобновилось празднование победы над Наполеоном. И слова «Отечественная война» появились, B частности, в речах Сталина, обращавшегося к теме 1812 года.
 

Владимир Зоберн - Бог и Победа - Верующие в великих войнах за Россию

Эксмо - Москва 2014
ISBN-978-5-699-69986-5
 

Владимир Зоберн - Бог и Победа - Верующие в великих войнах за Россию - Содержание

Предисловие
Часть первая. Великая Отечественная
  • Пролог
  • Глава 1. Накануне войны
  • Глава 2. День Всех святых, B земле Российской просиявших. 22 июня 1941 года
  • Глава 3. Власти и Церковь
  • Глава 4. Немцы показали себя жестокими безбожниками
  • Глава 5. Разве можно победить таких людей?
  • Глава 6. Для скорейшей победы над фашизмом
  • Глава 7. Священники и партизаны
  • Глава 8. Милосердие
  • Глава 9. Война оживает в воспоминаниях. От служения Отечеству к служению Богу
  • Глава 10. Москва православная в годы Великой Отечественной войны
  • Глава 11. Ленинград B кольце блокады
  • Глава 12. Война и вера
  • Глава 13. От Смоленска до Вены. Воин Михаил
  • Глава 14. Чудесные случаи. Помощь по молитвам
  • Глава 15. Благословенная Победа
Часть вторая. Две войны
  •  
  •  
  • топресвитер Георгий Шавельский. Деятельность военного духовенства в Великой войне. Воспоминания последнего Протопресвитера Русской армии и флота
Заключение. Не в силе Бог, а в правде
Литература
Список иллюстраций
 

Владимир Зоберн - Бог и Победа - Верующие в великих войнах за Россию - Накануне войны

 
«Каждое новолетие я встречаю с тревогой. Идет что-то грозное на нашу землю. В чем оно выразится - не может вообразить душа моя, она скорбит только смертельно!

Я примечаю, что временами темнеют иконы. Запрестольный образ Христа неведомо отчего стал черным и гневным. Старики сказывали, что перед большими народными бедствиями темнеют иконы. Тоже вот и в природе беспокойно...Когда выйдешь в поле или в лес, то слышишь кругом тревожный, никогда раньше не примечаемый шум. Сны стали тяжелыми. Все пожары да разорения вижу. Не раз себя видел в полном священническом облачении, в страхе бегущим по диким ночным полям со Святыми дарами B руках, а за мною гнались с длинным степным свистом косматые мужики B древних языческих рубахах.


За последнее время до горькой тоски стал людей жалеть! Так вот и чудится, что все мы на росстани-пути стоим и скоро не увидим друг друга. А может быть, все это беспокойство - моя болезненная мнительность? Дал бы, Господи! Хотя... сказывала мне матушка, у меня B детстве некие прозрения грядущего были. Слышал я голоса неведомые, опасность чувствовал и даже смерть близких моих предугадывал» (Никифоров-Волгин В. А. Дорожный посох)...
Конечно, между Церковью и светской властью, монархами, нередко возникали конфликты, их взаимодействие не было идеальным. И тем не менее: «Вся история России была неразрывно связана с Церковью. За всю историю России от принятия христианства до 1917 года Православная Церковь не знала антирелигиозных гонений со стороны государства. События, происшедшие B 1917 году, поставили Русскую Православную Церковь в условия, ранее ей неведомые. В этих новых политических условиях Церковь не могла не быть гонимой» (Акимов В. B. Причины гонения на Русскую Православную Церковь в ХХ веке.)
 
Царская Россия была главным врагом пришедших к власти большевиков. Они старались разрушить Русскую Православную Церковь, которая в сознании большевистских лидеров неразрывно была связана с монархией, со «старым режимом», с «контрреволюцией». В начале Великой Отечественной войны на долю уже исстрадавшейся тогда Церкви выпало доказать всем, что Родина - это не партия, не какой-то конкретный государственный строй и «режим». что никакие гонения со стороны властей не помешают верующим молиться и сражаться за землю своих отцов. Именно тогда впервые Церковь и власть сделали пусть и небольшой, но все-таки шаг навстречу друг другу.
 
Но предшествовало этому два с лишним десятилетия, в течение которых большевистская власть старалась полностью уничтожить Церковь в уверенности, что религия существует лишь в головах и не имеет корней в сердцах, чувствах и образе жизни людей. Коммунистические лидеры были уверены, что смена идеологии, новое социально-экономическое развитие покончат с «заблуждениями» народа. Материализм не рассматривал религию как нечто идущее от души и личного глубинного опыта человека. Большеникам казалось, что «с глаз долой - из сердца вон», стоит лишь убрать с глаз храмы, «попов» «предметы культа» - и о Христовой вере забудут, послушно впитывая новую идеологию.

Коробов-Латынцев - Философ и война - О русской военной философииЭта книга была написана мной с определенных историософских позиций, в убеждении, что грядет великая война. Это вовсе не означает, что я милитарист. Дело в том, что война грядет всегда, с того самого момента, как человек был изгнан из рая и началась история. История и есть непрекращающаяся война. И во время этой войны необходимо уметь не только воевать, но и философствовать.
 
Бытие, само по себе небезопасно, постоянно находится в опасности извне. Достоевский писал, бытие потому только и есть бытие, что ему постоянно грозит небытие. Главная наша война - это война за бытие, и ведется она на философском фронте. Вообще все главные битвы разворачиваются здесь.
 

Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев - Философ и война - О русской военной философии

2-ое изд., испр. и доп. 
М. : Издательский Дом «Русская философия», 2022. - 250 с.
ISBN 978-5-6045413-8-8
 

Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев - Философ и война - О русской военной философии - Содержание

Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
  • Философия во время боя  Чаадаев Петр Яковлевич - Хомяков Алексей Степанович - Аксаков Иван Сергеевич - Самарин Юрий Федорович - Леонтьев Константин Николаевич - Соловьев Владимир Сергеевич
  • Первая Мировая война  Трубецкой Сергей Николаевич - Трубецкой Евгений Николаевич - Розанов Василий Васильевич - Флоренский Павел Александрович - Булгаков Сергей Николаевич - Бердяев Николай Александрович - Эрн Владимир Францевич - Степун Федор Августович - Ильин Иван Александрович
  • Великая Отечественная война - Ильенков Эвальд Васильевич - Гулыга Арсений Владимирович - Зиновьев Александр Александрович
  • Философская война за Донбасс Философский штрих к портрету А.В. Захарченко - Почему мы продолжаем уезжать в Донбасс - Война как упражнение в философии (беседа с Эрваном Кастелем) - Размах Империи. О книге Захара Прилепина «Взвод» - Невыносимая русскость бытия
  • Рекомендация В.Ю. Даренского - Ратное дело философии (Рецензия А.А. Скворцова) - Великое исправление имен - Философия общего дела - За онтологические доводы
Список литературы
Содержание

Этика войны в странах православной культурыКнига представляет основные результаты научного проекта «Этика войны в странах православной культуры: осмысление индивидуального опыта и реконструкция нормативной модели поведения», выполненного при поддержке Российского научного фонда. Идея проекта и основная методология принадлежат профессору университета Белграда, известному сербскому философу, ученику Ж. Деррида, автору многочисленных публикаций, посвященных анализу проблематики конфликта, насилия и войны, — Петару Бояничу.
 
Проект был нацелен на исследование моделей нравственного выбора, осуществляемого принимавшими участие в боевых действиях индивидами. Главной задачей было ответить на вопрос: как оставаться человеком в нечеловеческой ситуации ? Такая постановка вопроса имеет философско-антропологический характер, отличаясь от распространенных в англо-американской аналитической традиции нормативных подходов, предлагающих то или иное обоснование войны (теории справедливой войны) и навязывающих регламентацию поведения комбатантов на основе абстрактно понимаемых прав человека.
 
Мы исходили из представления о том, что действительные ценности не столько декларируются и кодифицируются, сколько «воплощаются» и «проживаются» индивидами в конкретных ситуациях, и, соответственно, к их формированию и контекстуализации следует подходить не через навязываемое нормоустановление, а изучать на основе анализа эмпирического материала — свидетельств об опыте войны и нравственном выборе самих участников боевых действий. Лишь в результате изучения функционирования морального выбора в конкретных ситуациях и осмысления опыта войны возможна реконструкция этоса и формулирование этики войны. 
 

Этика войны в странах православной культуры

Коллективная монография
Науч. ред. П. Боянич
СПб.: Владимир Даль, 2022. 311 с.
ISBN 978-5-93615-320-4
 

Этика войны в странах православной культуры - Оглавление

Предисловие (Е. С. Черепанова)
Введение. Насилие и противонасилие. О правильном сопротивлении (И. Боянич)
 
Часть I. Этика войны в контексте православной культуры: основные концепты
  • Глава 1. Насилие, сила и победа (И. Боянич)
  • Глава 2. Война и вера в русской мысли начала XX века: Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, А. А. Керсновский (А. М. Давлетшина)
  • Глава 3. Концепция «христолюбивого воинства» (А. С. Луньков)
  • Глава 4. Концепт партизана в белорусской этике войны (А. Ю. Дудчик)
  • Глава 5. «Живая религия» в испытании войной: сакральное, нравственное и чудесное в личном опыте верующих (А. С. Меньшиков)
  • Глава 6. Современные войны: трансформации и традиции (И. Н. Сидоренко)
Часть II. Ценностные ориентации в горизонте персонального морального опыта
  • Глава 7. Этика и анатомия воинского неповиновения в Восточной Римской империи (395-602 гг.) (А. Д. Назаров)
  • Глава 8. Православный священник в войнах Χ Ι Χ -Χ Χ веков (Д. М. Латышев)
  • Глава 9. Православный священник в современной войне (А. С. Луньков)
  • Глава 10. Смысл смерти на войне в письмах советских солдат 1939-1945 годов (Е. С. Черепанова)
  • Глава 11. Беженцы Великой Отечественной и Чеченских войн о ситуациях морального выбора (А. М. Давлетшина)
  • Глава 12. Медицинские сестры в Афганистане и Чечне: опыт сострадания и милосердия (Е. С. Черепанова)
  • Глава 13. Оператор БПЛА: проблема анализа морального опыта (Г. А. Ведерников)
Об авторах

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 4 (3 votes)
Аватар пользователя esxatos