Циркин - От Ханаана до Карфагена

Юлий Циркин - От Ханаана до Карфагена
Содержание этого исследования выходит за рамки его названия, ибо в нем проанализирована не только история Карфагена до свержения Магонидов в середине V в. до н. э., но дан обзор финикийской колонизации и сделан ряд ценных наблюдений по некоторым аспектам истории Финикии.
 
Еще большее внимание к Карфагену было привлечено в связи с призывом ЮНЕСКО спасти остатки города, что вызвало еще более интенсивные международные археологические исследования, в результате которых появилось много новых работ.
 
Изучение Карфагена становилось столь значительным, что даже в работах, авторы которых стремились рассмотреть финикийскую цивилизацию в общем, тема Карфагена занимала наиболее значительное место. Примером может служить небольшой по размерам, но огромный по охвату материала и глубине анализа труд английского ученого Д. Хардена «Финикийцы», вышедший в 1962 г.
 
В 60-е годы XX в., как отметил итальянский ученый С Москати, произошла подлинная трансформация наших знаний по истории и цивилизации Финикии и ее колоний. Прежде всего это было связано с небывалым расширением археологических исследований. Кроме Карфагена, многочисленные раскопки велись в других местах Северной Африки.
 
Большой размах приобрели подобные работы в финикийской части Сицилии и Сардинии. Практически заново была открыта финикийская цивилизация в Испании, где впервые было найдено большое количество финикийских поселений.
 

Юлий Циркин - От Ханаана до Карфагена

Ю.Б. Циркин. — М: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСГ», 2001. — 528 с. — (Классическая мысль).
ISBN 5-17-005552-8 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-01788-5 (ООО «Издательство Астрель»)
 

Юлий Циркин - От Ханаана до Карфагена - Содержание

  • Глава 1. Ханаан, Финикия, Сидон
  • Глава 2. Начало истории
  • Глава 3. Кризис египетской власти
  • Глава 4. Этнические и политические изменения в Передней Азии и судьба Финикии
  • Глава 5. Финикия в конце II тысячелетия до н. э.
  • Глава 6. Первый этап финикийской колонизации
  • Глава 7. Финикия в начале I тысячелетия до н. э.
  • Глава 8. Финикия под властью Ассирии
  • Глава 9 Второй этап финикийской колонизации
  • Глава 10. Финикия и ее отношения с Вавилоном и Персией
  • Глава п. Исторический путь Карфагена
  • Глава 12. Социально-политическая структура Финикии
  • Глава 13. Социально-политическая структура Карфагена
Заключение
Сокращения наименований письменных и эпиграфических источников
Список литературы
Указатель географических и этнических названий
Указатель имен
 

Юлий Циркин - От Ханаана до Карфагена - Введение

 
Финикия сыграла большую роль в истории человечества. Достаточно сказать, что именно финикийцы создали систему письма, различными элементами которого пользуются до сих пор. Финикийские купцы и моряки были известны в самых разных уголках средиземноморского мира, что отмечалось ио многих древних источниках. Такая активность финикийцев была обусловлена географическим положением страны.
 
Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. Плиний (V, 75—78*) начинает описание Финикии с города Крокодилона, несколько южнее горы Кармел с выдающимся в море мысом, и завершает островным городом Арвадом. Приблизительно также определяет территорию Финикии и Страбон (XVI, 2,12—27). Страна представляет собой сравнительно узкую прибрежную полосу, основная часть которой отделена от внутренних районов Сирии горами Ливана.
 
Иногда горы подходят вплотную к морю, выступая в него острыми мысами и разделяя территорию Финикии на отдельные районы, связи между которыми были весьма затруднены, как и со странами, лежащими к востоку. Однако в некоторых местах этих гор были относительно удобные проходы, игравшие значительную роль в истории развития этого региона. В целом же территория страны была обращена к морю. Склоны гор, густо покрытые лесами, давали великолепное дерево, особенно кедры и кипарисы — главнейшие экспортные товары страны. Спускающиеся террасами западные склоны Ливанских гор и долины рек, пересекающих Финикию, покрыты плодородной почвой. Территория страны, в целом небольшая, не обеспечивала финикийцев собственными ресурсами. Но в то же время множество удобных заливов, бухт, островков давали возможность для развития мореходства.
 
География в значительной степени определила и то, что на всем протяжении своей истории Финикия так и не обрела политического единства. История Финикии — это история отдельных ее городов, большинство из которых было основано на морском берегу в удобных для стоянки кораблей местах, а два — Арвад и Тир — на островках вблизи материка.
 
Финикийцы появились на этой территории около 3000 г. до н. э. Однако историю Финикии большинство современных ученых начинают предположительно с 1200 г. до н. э. Приблизительно в это время в результате нашествий так называемых народов моря и кочевников из внутренних районов Передней Азии на Ближнем Востоке произошли значительные изменения, о чем будет сказано в главе IV. Можно говорить, что именно тогда началась совершенно новая эпоха в истории региона. До этих событий, как отмечают исследователи, история финикийских городов ничем не отличалась от истории соседних стран, и лишь после них она приобрела индивидуальность, резко отличающую ее от соседей.
 
История Финикии — это история финикийского народа. Определение народа, этноса в науке противоречиво. Но ясно, что оно включает, как объективные, так и субъективные элементы. Если принять определение, что народ — есть совокупность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры, языка и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, т.е. самосознанием, фиксированном в самоназвании (Бромлей, 1983, 58), то надо отметить, что, хотя история финикийцев и их культуры исследована еще недостаточно, можно говорить, что эти признаки объединяют финикийцев I тысячелетия до н. э. с их предшественниками предыдущих двух тысячелетий.
 
Они явно говорили на одном языке, культура конца II—I тысячелетий до н. э. являлась прямым продолжением предыдущей, хоти их религия несомненно развивалась и это развитие происходило в рамках одной религиозной системы (ср.: Olmo Lete, 1996). Сами финикийцы, как об этом будет сказано далее, называли себя хананеями: и те, кто остался в Азии, и те, кто в ходе колонизации переселился в Африку. Название «Ханаан» оыло распространено по крайней мере еще во II тысячелетии до н. э. Во время великих потрясений XIII—XII вв. до н. э., когда менялись этническая и политическая карты Средиземноморья, не произошло уничтожения основных финикийских городов, а ряд тех, которые были разрушены, относительно быстро восстанавливались.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8 (5 votes)
Аватар пользователя RomChers