Эсхатологический сборник

Эсхатологический сборник
В истории эсхатологических идей гностицизм занимает особое место. Представления о конце света и смысле истории составляют основную суть гносиса, и именно они повлияли на формирование таких позднеантичных и средневековых направлений религиозной мысли, отличающихся своей апокалиптической направленностью, как манихеизм, павликианство и катаризм.
 
Как заметил полстолетия назад известный немецкий исследователь Ганс Йонас, гностицизм — это отдельная мировая религия, сравнимая по историческому значению с христианством, исламом и буддизмом. В этом определении есть некоторая доля условности. Вообще говоря, гностицизм — это родовой термин, вошедший в употребление с легкой руки церковных историков XVIII века, и означающий христианские ереси первых двух веков, те самые, о которых писали апологеты. Однако впоследствии этот термин стал употребляться расширительно и существенно вышел за изначально заданные хронологические рамки. Заговорили об иудейском, иранском, исламском и даже китайском гностицизме. Для того чтобы навести порядок в терминологии, исследователями было предложено различать между терминами гносис и гностицизм, придав первому самое широкое значение, а второй зарезервировав исключительно за тем религиозным явлением поздней античности и раннего средневековья, для обозначения которого он был изначально изобретен. Тогда получается, что «гносис» в узком смысле слова — это особое откровенное знание, а в широком — тип мировоззрения, такое знание исповедующий. Напротив «гностицизм» — это совокупность религиозно-философских движений поздней античности и раннего средневековья, таких как иудейский и христианский гносис рубежа эр. Учение пророка Мани (216-276) является причудливым и довольно синкретичным опытом пересадки иудейско-христианского гносиса на почву ближневосточной религиозной традиции, в рамках которой в то время уживались вавилонские, персидские и эллинистические элементы. В этом смысле манихеизм — это также гностицизм.
 
Именно эти религиозные направления, в основном, благодаря учению Мани, вправе называться отдельной мировой религией, оставшейся в прошлом, но оставившей заметный след в истории. В отличие от остальных мировых религий, гностицизм пошел на убыль в VI и практически исчез к X-XI в. н. э. «В чистом виде» древний гностицизм сохранился до наших дней в секте мандеев (или назареев), о которых впервые упоминают еще дохристианские источники и последние представители которой ныне живут в Ираке и знамениты своим искусством в качестве мастеров серебряных дел.
 
Причин исчезновения гностицизма можно указать много, однако одной из основных, несомненно, является то обстоятельство, что гностицизм так и не стал государственной религией. Только единожды, при поддержке персидского правителя Шапура I (242- 271 гг.), проповедь Мани получила государственную защиту, что немало способствовало распространению его учения. Однако уже при следующем правителе каста зороас- трийских жрецов победила, и былое благоволение сменилось яростными гонениями, в результате которых погиб и сам Мани. Однако, утратив государственную поддержку, манихейское мировоззрение не исчезло, прочно заняв «маргинальную» роль гонимой и революционной религии, направленной против государственного и социального устройства мира, распространилось в Сирии, Северной Аравии, Египте и достигло Палестины и Армении. Гностическая этика (по крайней мере, в зеркале христианской критики) также представляется либо чрезмерно аскетичной, либо, наоборот, развратной, но и в том и в другом случае — бунтарской и опасной для честных граждан. Столь же революционной выглядит гностическая эсхатология, отрицающая существующий мировой порядок и призывающая его разрушить. Очевидно, что именно гностицизм унаследовал большую часть того революционного заряда, который был так характерен для раннего христианства, однако сошел на нет после того, как христианство стало государственной религией. Не случайно, поэтому, все средневековые народные движения, такие как павликианство, движение богомилов или стригольников, неизменно брали на вооружение гностические идеи. Гностические элементы присутствовали и в таких мистико-политических движениях ислама, как шиитская секта исмаилитов (возникшая ок. 850 г.), также отличавшаяся революционным духом.
 

Эсхатологический сборник

СПб.: Алетейя, 2006. -557 с.
ISBN 5-89329-861-6 
 

Эсхатологический сборник - Содержание

  • Дмитрий Андреев. ЗА... ЛЕТ ДО КОНЦА СВЕТА (Вместо предисловия)
  • Евгений Афонасин. ГНОСТИЧЕСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ И КОСМОЛОГИЯ
  • Дов Конторер. «...ДОКОЛЕ НЕ ПРИДЕТ [В?] ШИЛО»
  • Геннадий Пиков. ЭСХАТОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИОСОФИЯ
  • Владимир Баранов. ВИЗАНТИЙСКИЕ УЧЕНИЯ О ВОСКРЕСШЕМ ТЕЛЕ ХРИСТА И ИХ ПОЗДНЕАНТИЧНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
  • Вадим Прозоров. РЕАЛЬНОСТЬ ПЛОТИ ВОСКРЕСШЕГО ТЕЛА (спор Григория Великого с Константинопольским патриархом Евтихием)
  • Михаил Хорьков. «ПРАВЕДНЫЕ ВОВЕКИ ЖИВУТ» К одной эсхатологической теме в рейнской мистике XIV — XV вв.
  • Игорь Фоменко. КАРТА МИРА КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  • Дмитрий Антонов. «СЫН ТЬМЫ. СРОДНИК ПОГИБЕЛИ»: ФЕНОМЕН ЛЖЕДМИТРИЯ
  • Сергей Чесноков. КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ (Анонимность «Эсхатологической фантазии* Л. А. Тихомирова «В последние дни» и двуединство апокалипсического сюжета первомартовского цареубийства 1881 г.)
  • Роман Гоголев. РУССКИЙ ИЕРЕМИЯ (Эсхатологические представления К. Н. Леонтьева)
  • Станислав Хатунцев. МОТИВ «КИТАЙСКОЙ УГРОЗЫ» УК. Н. ЛЕОНТЬЕВА И «ЛЕОНТЬЕВСКИЕ» МОТИВЫ В «ТРЕХ РАЗГОВОРАХ» Вл. С. СОЛОВЬЕВА
  • Николай Котрелев. ЭСХАТОЛОГИЯ У ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА (К истории «Трех разговоров»)
  • Борис Межуев. «ПЕРЕМЕНА В ДУШЕВНОМ НАСТРОЕНИИ» ВЛ. СОЛОВЬЕВА 1890-Х ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ
  • Ольга Фетисенко. ИЗ ДНЕВНИКА «ПЕТЕРБУРГСКОГО МИСТИКА» (Евгений Иванов и его эсхатологические воззрения)
  • Андрей Левандовский. КАК ПОПАСТЬ В ЗУРБАГАН, ИЛИ ПОБЕГ С ВЕРТИКАЛИ
  • Сергей Фомин. «ЦАРЬ В САККОСЕ» (К восстановлению Симфонии в России)
  • Григорий Николаев. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИПТИХ
  • Евгений Шиффере. АЛМАЗНАЯ ЛАВРА: ПОИСК АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ, СОКРЫТОЙ В ГЕНИАЛЬНЫХ РУССКИХ СТИХАХ Записки о морфологии культуры «святая Русь»
  • Вардан Багдасарян. АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ: ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  • Илья Бражников. ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ АНТИХРИСТА
  • Дмитрий Володихин. АНТИХРИСТ УЖЕ НА ПОРОГЕ
  • Гейдар Джемаль. ПРОРОЧЕСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ ДОКТРИНА ЦИКЛОВ
  • Владимир Карпец. ИМПЕРИЯ НЕИЗБЕЖНА
  • Егор Холмогоров. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
  • Вадим Цымбурский. АПОКАЛИПСИС НА СЕГОДНЯ
  • Александр Неклесса. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СМЕРТИ
  • Об авторах
  • Содержание
  • Table of Contents
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя AlexDigger