Гаврюшин Николай - У колыбели смыслов - Русское богословие

Николай Гаврюшин - У колыбели смыслов
Л. П. Карсавин был сыном Серебряного века. Он — ровесник П. а. Флоренского, в. Ф. Эрна, И. а. Ильина… И, конечно, поэзия символистов, журналы «Мир искусства», «Золотое Руно», «аполлон» входили в круг чтения его юных лет. Ранняя научная статья философа — «Символизм мышления и идея миропорядка в Средние века» вдохновлялась не только работой со средневековыми рукописями, но и чтением вяч. Иванова, а. Белого, Ив. Коневского.
 
Это идейное родство Карсавина отчасти тяготит, он порой дистанцируется от «декадентов», но собственные его сочинения 1920-х годов несут неизгладимую печать стилистической манерности, почерпнутой ранее именно из этих кругов. достаточно прочитать лишь несколько страниц из “Noctes Peropolitanae” (1922) или “Saligia” (1919), чтобы в этом убедиться.
 

Николай Гаврюшин - У колыбели смыслов

Статьи разных лет. М. : Модест Колеров, 2019. 816 с.
Исследования по истории русской мысли. Т.20
ISBN 978-5-905040-42-9
 

Николай Гаврюшин - У колыбели смыслов - Содержание

Предисловие
  • I. Параллели
  • II. Над древними рукописями
  • III. Вокруг К. Э. Циолковского
Приложение 1-3
 

Николай Гаврюшин - У колыбели смыслов - Предисловие

 
Полвека автор этих строк находился в научном сообществе, где постоянно встречались историки математики, физики, химии, астрономии, биологии, разных отраслей техники, а также философы, социологи, психологи. Тут то и дело вспыхивали творческие искры, открывались неведомые пространства, возвращались давно забытые имена, жизнь смысла завораживала непредсказуемой игрой. Последнее время у меня вызревала идея собрать под одной обложкой дюжину статей, которые не вошли в книги «Русское богословие. Очерки и портреты» (2005, 2011), «Непогрешимый богослов» (2006), «Этюды о разумной вере» (2010). Эта идея могла оставаться в процессе брожения довольно долго, но в середине декабря 2018-го от Модеста Колерова последовало предложение издать относительно большой сборник, включающий статьи разных лет, в том числе материал 1980-х и 1970-х годов — время работы с древнерусскими рукописями, архивом К. Э. циолковского, «русским космизмом» и его контекстом, проблемой творчества и зарождения смыслов.
 
В итоге получилось нечто вроде opuscula selecta, но с включением небольших эскизов, материалов, ждавших окончательной отделки, и некоторых просто дорогих сердцу статей. в публикуемых работах многообразные аллюзии и интонации запрятаны порой довольно глубоко, да и социокультурный контекст ощутимо изменялся, но те, кого действительно увлекут, скажем, сравнение вольтера и Григория Сковороды в софиологическом контексте или умозрения интеллектуального двойника К. Э. циолковского — немецкого изобретателя Г. Гансвиндта, так или иначе их восстановят. Читатель ведь тоже творец.
 
Несколько лет назад автор познакомился с ученым-химиком, который, прочитав статью о С. И. вавилове и Эмиле Жебаре, бросил свой академический институт и пошел учиться в духовную семинарию. а на одном форуме физиков связали статью об атомистике циолковского с современными концепциями наномира. — Res sacra homo legens! Ствол тематического древа книги уходит корнями в Приложения. Здесь есть что соотнести с его кроной… При подготовке текстов к печати менялась система ссылок, в отдельных случаях были опущены приложения, некоторые повторы; содержательных изменений практически не было, а относительно значимые оговорены в примечаниях. Первые публикации всех статей указаны в перечне «Библиография». Выражаю глубокую признательность Модесту алексеевичу Колерову за поддержку этого издания.
 
Москва, 1 февраля 2019 г.

Гаврюшин - Русское богословие
Настоящая книга — не учебник, а свидетельство личного восприятия и осмысления отдельных эпизодов русской богословской науки. Но складывалась она в ходе многолетнего общения со студенческой аудиторией, в стремлении уловить насущные для нее вопросы и предложить пути их решения, не догматизируя ответов.
 
Как само собой разумеющееся автор предполагал, что его построения будут восприниматься в контексте известных работ Н. Н. Глубоковского («Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии», 1928) и протоиерея Г. В. Флоровского («Пути русского богословия», 1937) и как известное дополнение к ним.
 
К сожалению, не раз приходилось убеждаться, что о существовании первой не знают даже многие выпускники духовных школ, а вторая читается редко, ибо трудна и немногим по зубам.
 
Здесь надо сказать со всей определенностью: нет царского пути к богословию!
 
Начав читать лекции по истории русской религиозной мысли в Московской духовной академии (1987), автор остро почувствовал, что нам недостает сквозного, или диахронического, видения проблем.
 
Из намеченной в ту пору программы удалось подготовить только два обзора, посвященных учению о церковной выразительности, или религиозной эстетике, и учению о человеке, или религиозной антропологии.
 
Они и составили первую часть книги.
 
 

Николай Константинович Гаврюшин - Русское богословие - Очерки и портреты

Нижегородская духовная семинария, 2011. 672 с.
ISBN 978-5-904720-07-0
 

Николай Гаврюшин - Русское богословие - Очерки и портреты - Содержание

Предисловие

Часть I. Очерки

Силуэты духовных академий
Вехи русской иконологии
Самопознание как таинство: русская религиозная антропология

Часть II. Портреты

Тайна «внутреннего Креста»: святитель Иннокентий (Борисов)
«Столп Церкви»: протоиерей Ф. А. Голубинский и его школа
«Мы одни православны...»: А. С. Хомяков
«Церковь в нас должна святиться»: архимандрит Феодор (А. М. Бухарев)
«Меня официально провозгласили неправославным»: архиепископ Никанор (Бровкович)
Антропология в свете гносеологии: В. А. Снегирев и В. И. Несмелов
Идеал любви и трагедия власти: митрополит Антоний (Храповицкий)
«...Придти к опыту верующего в простоте»: М. М. Тареев
«Сила и слава Церкви»: И. В. Попов
Метафизика любви и богословие брака: С. В. Троицкий
«Горю душой примкнуть к массонам.»: архимандрит Серапион (Машкин)
«Борьба за любезную мне непонятность.»: священник Павел Флоренский
«Быть христианином — значит быть греком»: протоиерей Георгий Флоровский
«Истинное богословие преображает метафизику». Заметки о Владимире Лосском
Два пути веры: протоиерей Сергий Булгаков и патриарх Сергий (Страгородский)
«Никакого „парижского богословия" нет!»: архимандрит Киприан (Керн)
Игумен из Пинска о польском мессианизме: Геннадий (Эйкалович) и Хёне-Вронский
«Метаморфология» и богословие: Василий Павлович Зубов
«Священство не должно быть профессией»: протопресвитер Александр Шмеман

Гаврюшин - Непогрешимый богослов
Последние десятилетия XIII и начало XIV столетий ознаменованы рядом эпохальных событий на философском и религиозно общественном горизонтах Западной Церкви. Это публичные осуждения метафизических положений 1270 и 1277 годов, борьба вокруг францисканских спиритуалов, булла “Unam Sanctam” 1302 г., провозгласившая первенство церковной власти над светской, вскоре за ней последовавшее авиньонское пленение пап, процесс над орденом тамплиеров и Вьеннский собор 1311 - 12 гг.
 
Ко всем этим события непосредственное отношение имел один из самых плодовитых духовных писателей эпохи, монах - августинианец Эгидий Римский. Он оставался звездой первой величины на небосводе Западной Церкви в течение почти сорока лет после того, как с него одновременно сошли Фома Аквинский и Бонавентура (1274). Яркие имена францисканцев Иоанна Дунса Скота, Уильяма Оккама и доминиканца Мейстера Экхарта воссияют тогда, когда академическая репутация Эгидия будет давно признанной повсеместно. Более того, прямое или косвенное влияние отдельных его идей прослеживается и у целого ряда мыслителей из этих орденов, в частности, у знаменитого Жана Буридана.
 
Эгидий участвовал в жарких дискуссиях по всем остро дебатировавшимся метафизическим и богословским проблемам, защищал и критиковал воззрения “ангелического доктора”, опровергал учения арабских перипатетиков, был наставником будущего короля Франции Филиппа IV Красивого (1268–1314), а затем – ближайшим сотрудником папы Бонифация VIII, большую часть своего понтификата (1294–1303) выступавшего его политическим противником!
 

Гаврюшин  Николай Константинович - Непогрешимый богослов - Эгидий Римский и теологические споры в Западной Церкви (конец XIII – начало XIV вв.)

М.: Драккар, 2006. – 368 с., илл.

 

Гаврюшин  Николай Константинович - Непогрешимый богослов - Эгидий Римский и теологические споры в Западной Церкви (конец XIII – начало XIV вв.) - Содержание

  • Предисловие
  • Монашеские ордена и философская мысль на Западе в XIII веке 
  • Школы, направления и круг чтения в XIIXIII веках
  • Идея непогрешимости в Западной Церкви 
  • Вехи жизненного пути 
  • Рим – Париж – Бурж. 
  • Годы учения. Первые сочинения. 
  • Вне университетских стен. 1277-1285 
  • Возвращение на кафедру. Провозглашение непогрешимости. 1285-1291 
  • Генерал ордена августинианцев. 1292-1294 
  • Архиепископ Буржский. 1295-1316. 
  • Учение и сочинения 
  • “Свободные искусства” 
  • Логика и риторика 
  • Учение о языке 
  • Психология и гносеология 
  • Этика 
  • Политика 
  • “О правлении государей”
  • “Церкви следует бояться” 
  • Натурфилософия 
  • Эмбриология 
  • Космология и астрономия 
  • Физика
  • Метафизика и богословие 
  • Богословие как наука 
  • Ангелология 
  • Амартология и сотериология 
  • Мариология 
  • Триадология 
  • “Положения христианской веры” 
  • “О похвалах Божественной Премудрости” 
  • “О достоинстве клириков” 
  • “Разные вопросы” (Quodlibet) 
  • Споры и полемика 
  • “Ошибки философов” 
  • “Теоремы о существовании и сущности”. Томас Саттон против Эгидия 
  • “Апология”. Генрих Гентский против Эгидия 
  • Споры о множественности субстанциальных форм 
  • Споры о Евхаристии. Эгидий против Иоанна Квидорта 
  • Исторический экскурс 
  • Учение Иоанна Квидорта 
  • Cпоры о спиритуалах. Эгидий против Петра Оливи 
  • Петр Оливи – предводитель спиритуалов 
  • Черты мировоззрения Оливи
  • Борьба вокруг наследия Петра Оливи
  • Эгидий Римский и Петр Оливи 
  • Ex scriptis Egidii Romani 
  • Из сочинений Эгидия Римского Errores philosophorum 
  • Ошибки философов 
  • Errores Petri Ioanni 
  • Ошибки Петра Оливи  
  • Богословие как наука
  • Примечания к сочинениям Эгидия Римского 

Гаврюшин - Этюды о разумной вере
В научном творчестве профессора Минской и Московской духовных академий Николая Константиновича Гаврюшина (р. 1946) тесно сплелись интересы в области философии, богословия, истории естествознания и техники, краеведения, эстетики и древнерусской книжности. Одна сфера знания становится для него ключом к другой, но доминанта пребывает неизменной: единство жизни и разумения, знания и веры, вселенский смысл конкретного земного бытия,непрерывность духовной традиции.
 
В книге рассмотрены религиозные истоки кантовской «разумной веры» и ее восприятие западными философами и русскими богословами; необычно развернута тема «богословие и наука», понимаемая в первую очередь как экспериментальное естествознание: на фоне эволюции классификации наук выявляется связь «богословия электричества» и русского космизма,
 
оптики физической и интеллектуальной; рефлексия над выразительными формами церковной жизни, критические суждения об иконописных сюжетах и стилях наталкивают на размышления о «границах Церкви»; мотивы религиозной антропологии обнаруживают живейшую связь с социальной философией и критикой индустриальной культуры.

 

Николай Гаврюшин - Этюды о разумной вере

Минск : Белорусская Православная Церковь, 2010. — 656 с.
ISBN 978-985-511-167-3

 

Николай Гаврюшин - Этюды о разумной вере - Содержание

«Стану молиться и умом...»

Разумная вера и деятельная экклесиология

Кенигсбергский пиетизм и критическая философия
Два пути разумной веры: И.Г. Юнг-Штиллинг иФ.М. Клингер
У истоков русской духовно-академической философии: святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером
Мистический неоэллинизм и идеал «эстетической Церкви»: Ф. Бутервек и Ф. Гёльдерлин
Демифологизация религии и эстетический экуменизм: Я. Фриз и его школа
Метафизика всеединства и идея Богочеловечества: К. Краузе и Д. Свабедиссен
Супранатурализм и «истинное христианство»: К. Эшенмайер и И.М. Скворцов
«Твердо установить автономическую мораль»: митрополит Антоний и Иммануил Кант
Богословие «духовной Церкви» на Западе: Петр Оливи и Эгидий Римский
Спор о «внутренней Церкви» в России: Иван Лопухин и митрополит Платон Левшин
У стен Вюрмлингерской капеллы: Лудсгльф Мюллер и «деятельная экклесиология»

Природа и технократия

«Храм наук» и «Книга природы»
Техника, естествознание и натуральная теология в век Просвещения
Прозрения и иллюзии русского космизма
Космический путь к «вечному блаженству»: К.Э. Циолковский и мифология технократии
«Оптика физическая» и «оптика интеллектуальная»:С.И. Вавилов и Эмиль Жебар

Перипетии религиозной эстетики

Вехи русской иконологии
Иносказания о Неином: Боговидение и «отчуждение ума»
У Чертога Премудрости: жизненный путь и религиозно-эстетические взгляды протоиерея Сергия Булгакова
Рыцарь Софии на перепутьях религиозной эстетики: П.А. Флоренский
Куда скакал Синий Всадник? Василий Кандинский и эстетика беспредметной исихии
Уроки Савонаролы: религиозная эстетика в творчестве ИА Ильина

Загадка внутреннего человека

Самопознание как таинство: русская религиозная антропология
К истории понятия «личность» в русском богословии
«Болен именно внутренний человек»: философская антропология П.Е. Астафьева
Антропология в свете гносеологии: BA Снегирев и В.И. Несмелов
«Логика сердца» и безумие индустриализма: философские взгляды Б.П. Вышеславцева

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vital