Кельтское монашество

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Кельтское монашество. Уставы древнеирландской церкви
Монашеские уставы Кельтской Церкви открывают перед нами одну из самых интересных страниц истории Западного христианства периода неразделенной Церкви (до 1054). К сожалению, на русский язык переведены и изданы весьма немногие документы, рассказывающие об этом времени. Проблема усугубляется еще и тем, что подобные тексты – настоящая источниковедческая редкость. История была строга к христианам, обитавшим на далеких окраинах Римской империи. Достоверных сведений совсем немного, и они требуют серьезного, критического анализа.
 
В эпоху Средневековья христианское наследие кельтов подвергалось сильному внешнему и внутреннему давлению, а в Новейшее время стало предметом бурной фантазии различных авторов. Джон Рональд Руэл Толкин, автор «Властелина колец» и других книг, основанных на кельтской мифологии, говорил: «Для многих, возможно для большинства людей «кельтское» любого сорта означает волшебный мешок, в который можно положить все, что угодно, и из которого почти все, что угодно, можно извлечь. В сказочном кельтском полумраке возможно всякое». Следует выделить два основных фактора, повлиявших на судьбу Кельтской Церкви: продолжительные военные интервенции и внутренняя церковная реформа.
 

Кельтское монашество. Уставы древнеирландской церкви

Пер. Ю.Н. Варзонина; сост., лит. ред. и коммент. А.Ю. Шабанова ;
[ред. О. А. Платоновой] ; [предисл. И.П. Петровского]
Тверь, 2016. 136 с.
 

Кельтское монашество. Уставы древнеирландской церкви - Содержание

От составителей 
Предисловие 
  • Устав святого Маэлруайна из Таллагхта 
  • Устав святого Мочуту (святого Кортага) 
  • Об уставе святого Аилбе 
  • Устав Celi De – христианская аскеза северной Атлантики 

Кельтское монашество. Уставы древнеирландской церкви - От составителей 

 
Премудрости пребудет,
Когда честну и чисто
На лист чернила лягут
Из ягод остролиста.
Ирландский поэт XII века, 
перевод Г. Кружкова
 
Вдали от больших городов, поместий, вождей и кланов, торговых перекрёстков и шумных собраний создавались эти манускрипты. Во времена «золотого века» кельтского христианства Северо-Запада Европы, когда Церковь ещё не страдала от своего главного недуга: «обмирщения», пока она не начала «бронзоветь» в истории; в те столетия, когда, как говорил Алкуин, «труды священников, проповедующих Евангелие, оценивались выше, чем любые чудеса», – они начертывались в полумраке келий дальних островов, пещерах, под сенью зелёных ирландских рощ, в скромных обителях, где возрастала уникальная духовная традиция кельтского монашества VII—XI вв. Сегодня, читая эти «Уставы», мы понимали, что исследуем не просто документы исчезнувших церковных общин, во всех деталях и многообразии присущих им духовных практик, соотносящихся с особыми нормами права ирландского Средневековья и памятниками древней кельтской литературы
 
Но более того: мы видели реальные истории людей, множество из которых было в разные годы прославлено в лике святых подвижников, открытых всему христианскому миру или оставшихся навеки в памяти как местночтимые преподобные. Святые, как известно, не какие-то уникальные, из ряда вон выходящие личности, мудрецы или прорицатели, но наиболее человечные из людей, исполненные Божьей благодати и силы. Так что их назидания, увещевания и положенные правила имеют особую нравственную, а не только историческую ценность. Не всё, к сожалению, удаётся различить или расслышать ввиду удалённости самого контекста создания манускриптов, но открывшееся достойно не только внимания, но порой – восхищения.
 
Лаконичность строгих предписаний и указаний практического характера определяют то, что всё созданное обращено было, прежде всего, к совести и воле монахов и не является каким-то схоластическим назиданием, этической сентенцией. Собственно, они обращены и шире, к Церкви, неразрывно связавшей свою жизнь с монастырями Ирландии. В некотором смысле мы шли путём У.Б. Йейтса, считавшего, что «от огромной свечи прошлого мы должны зажечь наши светильники». Нам пришлось рискнуть стать дешифраторами, точнее, реконструкторами, в силу того, что переводчик и комментатор, как правило, свидетель фактов, которые обнаружены не им, но представлены авторами самих текстов. Факты необходимо разглядеть, что ещё полбеды, но далее их следует интерпретировать, на что иногда непросто и отважиться.
 
Кроме сугубо научного интереса, мы, находясь под очарованием «кельтского христианства», решали для себя (в который раз!) проблему нашего церковного многообразия в единстве веры во Христа Спасителя. Важным советчиком в этом деле был приснопамятный протоиерей Александр Мень, писавший: «…Вселенское христианство подобно горе, опоясанной лесами, кустарниками и ледниками, которые вместе составляют её цельное одеяние. Нельзя ждать, что Свет Евангелия будет преломляться везде одинаково. Проходя сквозь толщу различных народов, он станет создавать всё новые и новые ландшафты духовности».
 
Кельтский мир создал свой уникальный «духовный ландшафт», и мы внимательно вглядывались в его многочисленные детали, стараясь не только сохранить сам оригинал текстов, но и деликатно сообщить свои «впечатления» от оригинала. Делали мы это, будучи убеждены в том, что само по себе знание истории Церкви, во всей её сложности, многообразии удивительных духовных подъёмов, печальных катастроф, проявления человеческой силы, немощи, радости или отчаяния, делает христиан более твёрдыми в их вере, исполненными надежды и милосердия. Если вдруг кто-то решится произнести суровый и нелицеприятный суд над той или иной эпохой «исторического христианства», то такие знания уберегут его от поспешности и несправедливых слов.
 
Надеемся, что наша малая работа кого-то вдохновит, а кому-то поможет разглядеть через полусумрак столетий, тысячи морских миль жизнь и духовный опыт христиан кельтского мира, существовавших, как и мы, верою во Христа Спасителя, в милосердие и любовь Бога к нам. Святые Северо-Запада, молите Бога о нас!
 
Протоиерей Александр Шабанов
Профессор Ю.Н. Варзонин
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон