Лезов - Попытка понимания

Попытка понимания - Сергей Лёзов

Новое сканирование клуба - классика постсоветской библеистики


 
В этой книге помещены специальные работы по библейской филологии рядом с чисто эссеистическими текстами, очевидным образом впитавшими «дух и давление времени». Почему это так? — может спросить читатель. —
 
Я надеюсь, что разница между этими текстами существует лишь на уровне материала, но что в сущности они выражают единое движение мысли, индивидуальную «попытку понимания».
 
Случилось так, что я никогда не говорил от имени группы, всегда оставался частным человеком и писал просто по мере появления новых соображений. Гордиться тут нечем, но и печалиться нечего. В предлагаемых работах вполне отразились — и, хочется надеяться, выразились — «духовная ситуация времени» и политические обстоятельства.
 
Однако как автор я все-таки верю, что эти тексты выражают также и результаты моего собственного «стремления понять» и поэтому могут заинтересовать читателя и сегодня.
 
 

Сергей Лёзов - Попытка понимания - Избранные работы

 
М.—СПб.: Университетская книга, 1998. 575 с.
Российские Пропилеи
ISBN 5-7914-0033-0
ISBN 5-7914-0034-9 (Российские Пропилеи)
 

Сергей Лёзов - Попытка понимания - Избранные работы - Содержание

 
От автора

Библия: история, филология, экзегеза

  • О непроисхождении христианства из иудаизма
  • Мидраш об Аврааме в послании к Римлянам
  • Библейское повествование и повествование евангелия Марка
  • Лингвистика текста и древнееврейское повествование
  • Si vera lectio

Современное христианство в контексте интеллектуальной истории

  • Христианство и политическая позиция: Карл Барт
  • Теология культуры Пауля Тиллиха
  • Христианское в христианстве,
  • Христианин в обезбоженном мире
  • Харви Кокс: Религия после конца Нового времени
  • Эрнст Кассирер и философия мифа
  • Очерки современного православного либерализма
  • Письмо о религии

Евреи и христиане после Катастрофы

  • Национальная идея и христианство
  • Новый Завет и юдофобия
  • Глазами убитых детей
  • «Если есть на свете детский бог»
  • Почва и судьба
  • Анна Франк в Москве·.
  • «Еврейский вопрос» в русской интеллектуальной жизни
  • Гитлеровский геноцид и еврейская идентичность

Политические мифологии

  • Освобождение или выживание?
  • Правовое государство в интеллектуальной традиции
  • «В Нагорном Карабахе и вокруг него»:
  • Ответственность, покаяние и наша церковь
  • В защиту судьбы

История и герменевтика в изучении Нового Завета

  • Предисловие
  • К формулировке проблемы
  • Часть 1. Контуры науки о Новом Завете
    • Глава 1. Состояние исследования
    • Глава 2. Евангелия
    • Глава 3. Евангелия и канон
      • а.Терминология: канон, апокрифы, Новый Завет, Ветхий Завет
      • б.Евангелия как часть Нового Завета
    • Глава 4. Проблемы текстологии НЗ и текст канонических евангелий
      • а.Рукописная традиция греческого текста НЗ
      • б.Печатные издания греческого текста НЗ
    • Глава 5. Литературные источники канонических евангелий
      • а.Исходные определения. Синоптики и Иоанн
      • б.Первые попытки решения синоптической проблемы
      • в.Гипотеза двух источников
      • г.Мк и Q как источники. Вопрос об источниках Ин
    • Глава 6. Устная традиция как источник канонических евангелий.
      • Метод анализа форм
        • а.Истоки метода
        • б.Расцвет метода
        • в.Происхождение традиции и ее история. «Место в жизни»
        • г.Жанровые формы устной традиции
        • д.Проблема жанра канонических евангелий
    • Глава 7. Евангелист Марк
      • I. Метод анализа редакций: интерпретация Мк
        • а.Церковная традиция о Мк и ее исторический смысл
        • б.Мк и исследование жизни Иисуса: от начала «либерального» поиска до форманализа
        • в.Марк как теолог и писатель: метод анализа редакций и его модификации
        • г.Перспективы изучения Мк
      • II. Перевод евангелия Марка
        • О принципах и задачах нового перевода
        • В изложении Марка
  • Часть 2. История и герменевтика
    • Глава 8. Либеральная теология
      • а.От Христа к Иисусу: исторический Иисус в проекте либеральной теологии
      • б.Либеральная теология: история или герменевтика?
      • Примечания
    • Глава 9. Школа истории религий
      • а.Либеральная теология и возникновение Школы
      • б.Историко-критический метод
      • в.«Поздний иудаизм» и эсхатологический Иисус
      • г.Христианство как синкретическая религия
    • Глава 10. Рудольф Бультман как историк й теолог
      • а.«Ранний» Бультман: .этапы жизни и становление ученого
      • б.Бультман и диалектическая теология
      • в.Встреча с Хайдеггером: керигма и миф
      • г.Иисус из Назарета: экзистенциальная интерпретация
      • д.Иисус из Назарета и керигма о Христе
      • е.Заключение
Сокращенные названия библейских книг
Указатель имен. Составитель АК. Лявданский
 
Примечание: синим цветом выделены произведения, которые вошли в состав файлов fb2 и epub.
 

Сергей Лёзов - Попытка понимания - Избранные работы - Предисловие

 
К середине восьмидесятых годов, когда задумывались первые из вошедших в этот сборник работ, я пришел (вместе с той крохотной группой, что сформировала мою «альтернативную реальность») прожженным (и, естественно, подпольным) христиански-либеральным антикоммунистом. Однако «Вестник РХД» (некогда любимое чтение) к той поре уже давно стал казаться лишенным живой жизни, а «Континент»
— узким в своей антикоммунистической ортодоксии, исключающей всякое новое знание о нашей стране. При том мысль об «участии в перестройке» казалась тогда нам предательством идеалов.
 
Странным образом изучение либеральной протестантской мысли XX века влияло на мое понимание ситуации. Так — в постоянном соотнесении тамошнего и здешнего — возникли работы, собранные в разделе «Современное христианство в контексте интеллектуальной истории».
 
Итак, хронологически первые из вошедших в этот том текстов были определены моим восприятием христианского (преимущественно протестантского) либерализма и борьбой вокруг отношения к «перестройке» на ее ранних этапах (1986 — 1987 годы). «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана ...». В работе о «правовом государстве в интеллектуальной традиции» (1989 г.) я естественным образом сравнивал вторую половину восьмидесятых годов с хрущевской оттепелью. Грустно сознавать, что это вроде бы близорукое и банальное сравнение оказалось отчасти верным: период гуманизации оба раза был очень коротким. В девяностые годы, после отвердения новой власти, лозунг «правового государства» отставили за ненадобностью. О культуре перестроечной России впору писать исторические исследования, подобные тем, что сейчас пишутся про шестидесятые годы.
 
Нет, только заведомо предубежденный (и интеллектуально недобросовестный) человек стал бы говорить, что «по сути ничего не изменилось». Но — при всех самоочевидных различиях — интересно (и важно, и грустно) увидеть родство в культуре «оттепели» и «перестройки», заметить структурную общность (и содержательное расхождение) надежд, оказавшихся иллюзиями. В эпоху оттепели бытовал миф о гуманном социализме, а в эпоху перестройки развернулся миф о гуманном капитализме. И оба раза затем наступала стабилизация серых будней, лишавшая гуманистический миф его места в жизни.
 
Один из разделов книги называется «Евреи и христиане после Катастрофы», и в нем собрана часть того, что я писал на еврейские темы. Из самих текстов ясно, что «еврейский вопрос» возник у меня (чтобы потом исчезнуть) по мере того, как я решал собственные проблемы, проблемы своей веры, своей христианской идентичности.
 
Тут надо добавить два замечания для читателя этого раздела. Во-первых, изнутри русской ситуации пока еще не вполне понятно, почему поиски христианской идентичности могут или должны наталкивать человека на какие бы то ни было «еврейские вопросы». Между тем это стало чем-то самоочевидным для либерального протестантизма семидесятых-восьмидесятых годов, в свое время сильно повлиявшего на меня. И я прошел путь от энтузиастического принятия этого нового движения в западном христианстве до его оценки как «неолиберальной христианской юдофилии 70-90-х годов XX века, не всегда искренней и бескорыстной». Подробности об этом — в книге.
 
Во-вторых, я размышлял и писал на эти темы с середины восьмидесятых годов — просто как частный человек. Уже гораздо позже «холокост» (увы, корявая транскрипция с американского) стал одним из важных направлений деятельности еврейских просветительских организаций в России. Тематика моих работ не связана с этой деятельностью, важность которой и ее польза для русского общества не вызывают сомнения. Просто в обоих случаях речь идет о разных вещах.
 
Публикуемые в этом томе работы по библеистике не являются популяризацией и претендуют на добывание нового знания. Поэтому я надеюсь, что они привлекут внимание специалистов и вообще всех, кому интересна Библия и ее языки. Однако и эти работы (пусть непрямым образом) возникли из поисков «христианского в христианстве» в тот момент, когда возможность разговора на общие темы показалась мне исчерпанной, — надеюсь, не навсегда. В последнее время я замечаю, что это ощущение невозможности «общих вопросов» тоже определено ситуацией и разделяется частью общества.
На этом можно и закончить предисловие «от автора». Известно, что исследовательские тексты в области гуманитарных наук часто оказываются в какой-то мере автобиографичными. Поэтому я просто приглашаю читателя мысленно пройти и по моему пути.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.1 (11 votes)
Аватар пользователя Rocit