Никитин - Католицизм как фактор формирования российской государственности и культуры

Никитин - Католицизм как фактор формирования российской государственности и культуры
Разрыв Рима с Константинополем (1054 г.) не создал непреодолимой пропасти между Востоком и Западом. В повседневных отношениях русских христиан с западными по-прежнему проявлялись добрые чувства. В 1091 году киевский митрополит отправил в Рим посла и с благоговением принял в дар присланные оттуда мощи святых. В 1106 году в Новгород с Запада прибыл Антоний Римлянин. Он основал на берегу Волхова монастырь. Принадлежность Антония Римлянина Западу не помешала причислить его на Руси к лику святых.
 
Веротерпимость бытовала не только в Киевской Руси, но и на Афоне. На Святой горе в монастыре Амальфи жили насельники западного обряда. Подпись игуменов этой обители встречается в афонских грамотах в течение нескольких десятилетий после 1054 года. На Руси веротерпимость бытовала и в последующее время. Новгородские христиане носили своих детей на молитву как к православным, так и к католическим священникам. Об этом упоминалось в первой половине ХП века в известном «Вопрошании Кирика». К этому времени относятся и первые попытки богословского диалога Киевской Руси с Римом.
 

архимандрит Августин (Никитин) - Католицизм как фактор формирования российской государственности и культуры

Антология
Сост., вступ. статья, коммент. архим. Августина (Никитина)
СПб.: РХГА, 2012. 719 с.
ISBN 978-5-88812-528-1
 

архимандрит Августин (Никитин) - Католицизм как фактор формирования российской государственности и культуры

От издателя
Архимандрит Августин (Никитин) Предисловие
 
І РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ОБЩИЙ ОБЗОР
  • Н. Н. Данилевский <Папство. Разделение Церквей> <Фрагменты>
  • В. С. Соловьев
    • <Папство и папизм> <Фрагмент>
    • <Преосвященный Филарет Московский, святой Иоанн Златоуст, Давид Штраус и Прессансе о первенстве Петра>
    • <Апостол Петр и папство>
    • <Папа святой Лев Великий о первенстве>
  • А. А Киреев Несколько ответных слов на брошюру г. Навиля "Католическая Церковь и свобода вероисповеданий"
  • С. Н. Булгаков
    • <Два града. От автора (предисловие)> <Фрагмент>
    • Средневековый идеал и новейшая культура (По поводу книги Гейнриха Эйкена "История и система средневекового мировоззрения") <Фрагменты>
  • Н. С. Арсеньев <Католичество> <Фрагменты>
ІІ О РАЗДЕЛЕНИИ ЦЕРКВЕЙ
  • Епископ Порфирий (Успенский) Книга бытия моего <Фрагменты>
  • Святыни земли Италийской <Фрагмент>
  • Святитель Игнатий Брянчанинов О ереси и расколе <Фрагменты>
  • Протопресвитер Виталий Боровой, А С. Буевский Русская Православная Церковь и экуменическое движение <Фрагменты>
  • А. А. Киреев Ответ "Римскому Вестнику" - "Moniteur de Rome". По вопросу о соединении Церквей
  • В. С. Соловьев Письмо в редакцию
ІІІ О РАЗЛИЧИИ В ВЕРОУЧЕНИИ
  • Н. Я. Данилевский <Различие вероисповедное>
  • В. В. Розанов Папская непогрешимосты как орудие реформации без революции
  • Протоиерей Михаил Мудьюгин Православная трактовка развития римско-католической мариологии за последнее столетие
IV ПОЛЕМИКА ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ
  • И. С. Гагарин
    • <Письмо 1-е Ю. Ф. Самарину>
    • < Письмо 2-е Ю. Ф. Самарину>
  • Ю. Ф.Самарин <Письмо князю И. С. Гагарину>
  • И. С. Гагарин <Письмо 4-е Ю. Ф. Самарину>
  • И. В. Киреевский <Письмо князю И. С. Гагарину>
  • И. С. Гагарин <Письмо И. В. Киреевскому>
  • И. С. Гагарин Письмо отца Гагарина, священника общества Иисусова, Юрию Федоровичу Самарину (В ответ на письма, напечатанные в журнале "День")
  • А. С. Хомяков Письмо к редактору "L'Union Chretienne" о значении слов "кафолический" и "соборный" по поводу речи отца Гагарина иезуита
  • Ю. Ф. Самарин Как относится к нам Римская Церковь?
  • В. С. Соловьев
    • Ответ Н. Я. Данилевскому. 1885 г.
    • <О разделении Церквей>
  • А. А. Киреев Несколько замечаний на статьи В. С. Соловьева "Великий спор"
  • Н. О. Лосский Католичество <Фрагмент>
V ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНСКОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ
  • И. С. Гагарин О примирении Русской Церкви с Римскою <Фрагмент>
  • В. С. Соловьев Национальный вопрос в России <Фрагмент>
  • А. А.Киреев Воссоединение Церквей и славянство <Фрагменты>
  • В.С. Соловьев Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей <Фрагменты>
  • А.А.Киреев Несколько замечаний на статью В. С. Соловьева «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей"
  • В.С. Соловьев О народности и народных делах в России (О соединении Церквей) <Фрагмент>
  • А.А.Киреев Призыв Востока к соединению с Римом
  • В. С. Соловьев Соглашение с Римом и московские газеты (Польский вопрос)
  • А. А. Киреев Греко-восточный обряд в Ватикане
  • Н. А. Бердяев Вселенскость и конфессионализм
  • Протоиерей Георгий Флоровский Проблематика христианского воссоединения <Фрагмент>
  • Н. М.Зернов <Встреча с христианским Западом>
  • А. В. Карташев Соединение Церквей в свете истории <Фрагменты>
  • Протопресв. Николай Афанасьев Прием в Церковь из схизматических и еретических обществ <Фрагменты>
  • Протоиерей Владислав Цыпин Православная Церковь и другие конфессии <Фрагменты>
  • Архиепископ Михаил (Мудьюгин) Единение в разобщенности
VI КАТОЛИЧЕСКАЯ МИСТИКА. О КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯТЫХ
  • Н. С.Арсеньев
    • Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе. Образы святых (св. ФранцискАссизский) <Фрагменты>
    • "Откровения Божественной Любви" Юлиании из Норича
    • Мистическая поэзия. Juan de la Cruz
  • Н. О. Лосский Мистическая интуиция <Фрагменты>
  • Л. П. Карсавин Мистика и ее значение в религиозности средневековья
VII КАТОЛИЧЕСКИЙ КУЛЬТ
  • В. Г. Барский Ватикан и храм Св. Петра
  • А. Н. Муравьев Римские письма <Фрагменты>
  • Н. С. Арсеньев О Евхаристии <Фрагмент>
  • Д. А.Толстой Римский католицизм в России<Фрагмент>
  • П. А. Вяземский <Об иезуитах>
VIІІ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ: КОНЕЦ XIX-XX вв.
  • В. В. Розанов Лев XIII и католичество
    • А. А.Киреев
    • Разбор энциклики папы Льва XIII "Praeclara gratulationis testimonia"
    • Призыв Востока к соединению с Римом
    • Новый папа (Пий Х)
  • Г. П. Федотов Quadragesimo anno
  • Н. С. Арсеньев
    • Второй Ватиканский собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя)
    • Моя аудиенция у папы Иоанна XXIII
Обмен. послан.иями между Вселен.ской Патриархией и Святейшим Правительствующим Синодом Российской Православной Церкви (1902-1905 гг.)
  • Из Послания Вселенской Патриархии СвятейШему Правительствующему Российскому Синоду 12 июня 1902 года
  • Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии 25февраля1903 года
  • Отношение Православной Церкви к прочему христианскому миру Решение Третьего Предсоборного Всеправославного совещания 28 октября - 6 ноября 1986 года, Шамбези
  • Послание предстоятелей Святых Православных Церквей Фанар, 15 марта1992 года
Приложение
  • Список пап и антипап
Комментарии
Указатель имен
 

архимандрит Августин (Никитин) - Католицизм как фактор формирования российской государственности и культуры

 
Перед Вами очередной том серии «Русский Путы - «:Католицизм: pro et contra". Однако данная книга, как и вышедшие практически одновременно с нею "Православие: pro et contra" и "Протестантизм: pro et contra", несколько выделяется из общего ряда. Их замысел нуждается в специальных пояснениях. «Русский Путь - серия книг о российской и - опосредованно - европейско-христианской культуре. На первом этапе развития проекта в качестве символов национального культуротворчества были избраны выдающиеся люди России. «Русский Путы открылся в 1994 году антологией «Николай Бердяев: pro et contra. Личность и творчество Н. А. Бердяева в оценке русских мыслителей и исследователей. Последующие книги были посвящены творчеству и судьбам видных деятелей отечественной истории и культуры. Состав каждой из них формировался как сборник исследований и воспоминаний, компактных по размеру и емких по содержанию, оценивающих жизнь и творчество этих представителей русской культуры со стороны других видных ее деятелей - сторонников и продолжателей либо критиков и оппонентов. Тексты антологий снабжались комментариями, помогающими современному читателю осознать исторические обстоятельства возникновения той или иной оценки, мнения.
 
За восемнадцать лет серия выросла и ныне представляет собой нечто подобное дереву, корень которого составляет сам замысел духовного осмысления культурно-исторических реалий, ствол образует история культуры в ее тематическом единстве, а ветви суть различные аспекты цивилизационного развития - литература и поэзия, философия и теология, политика. В литературно-поэтической подсерии "Русского Пути" были опубликованы антологии о А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, Ф. И. Тютчеве, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, М. Горьком, В. В. Набокове, И. Бунине, Н. Гумилеве, А. Ахматовой, А. Блоке, А. Белом, В. Маяковском, З. Гиппиус, Н. Заболоцком. Философско-теологическая подсерия представлена С. Булгаковым, Вл. Соловьевым, П. А. Флоренским, В. В. Розановым, а также, помимо других российских философов, западными мыслителями в русской рецепции - Платоном, Бл. Августином, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Ф. Шеллингом, Ф. Ницше, Б. Спинозой. Последними в зарубежной подсерии •проконтровского• проекта увидели свет книги о Данте и Сервантесе. Научная и политическая ветви проекта пока не дали столь обильных плодов: опубликованы антологии о Н. П. Павлове и В. И. Вернадском, а также книги, посвященные императорам Петру I, Екатерине II, Александру II, Николаю I и К.П. Победоносцеву. Этот круг, мы надеемся, будет в ближайшее время расширен.
 
Однако целостный замысел проекта заключается в стремлении представить российскую культуру в системе сущностных суждений о самой себе, отражающих динамику ее развития во всей ее противоречивости. В качестве феноменов, символизирующих духовную динамику в развитии нашей страны, могли бы фигурировать события (войны, революции), идеи или мифологемы (свобода, власть), социокультурные формообразования и течения (монархия, западничество). Этот тематический слой уже включен в разработку. Например, вышла книга, посвященная славянофильству. Три вышеуказанные антологии относятся именно к этому уровню развития проекта. Речь идет о религиозно-конфессиональном измерении российской цивилизации. На протяжении столетий функции культурообразующей конфессии в России исполняло православие. Отношение к протестантству и католицизму - важнейшие "экраны" национальной и религиозной идентичности. При этом осмыслить протестантизм невозможно вне сравнительного анализа с православием, а также с католицизмом, а,в более широком контексте и с другими религиями - язычеством, буддизмом, исламом.
 
Религиозно-культурологический круг исследования - дело будущего, надеемся, что не очень отдаленного. Пока мы предлагаем читателю ознакомиться: с внутрихристианским конфессиональным спектром рецепций и оценок. Наша методология:, подчеркнем специально, не теологическая: или политологическая, а культурологическая:. Именно поэтому в отношении каждой из осмысливаемых конфессий составители антологий приводят суждения, выстроенные по принципу "за и против". С учетом православных корней российской культуры большинство суждений, хотя: отнюдь не все, сделаны православными. Однако необходимо понимать, что уже в результате советской секуляризации культурно-конфессиональная: ситуация: поменялась, а в постсекуля:рную эпоху изменения: стали происходить еще быстрее. Задача томов "Русского Пути", посвященных конфессиям, не только научнопросветительская. Они могут способствовать прояснению нашей новой религиозно-культурной идентичности, складывающейся в период перехода России от постатеистического к постсекуля:рному обществу.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron