Ньюснер - Ньюзнер - Рабби беседует с апостолом Павлом

Джейкоб Ньюснер. Дети по плоти, дети по обетованию: Рабби беседует с апостолом Павлом
Книга рабби Ньюснера требует неспешного прочтения, потому что она ставит под сомнение и разрушает привычные представления о характере иудаизма и его отношений с христианством. Беседа рабби с апостолом Павлом затрагивает широкий круг проблем изучения религий: их истории, социологии и теологии. Тема беседы не только важна, но и обширна, а книга небольшая.
 
Трудность здесь заключается в том, что мы рассуждаем о споре двух тысячелетней давности и стремимся выразить мысли наших духовных предков посредством современной терминологии (религия, народ, индивид, нация, этнос, система, классификация и т.д.).
 
При этом рабби ясно и уважительно формулирует аргументы оппонента с пониманием его позиций, демонстрируя, что серьезные проблемы требуют серьезную и информированную дискуссию.
 
Будет замечательно, если читатель захочет продолжить беседу двух евреев со своими знакомыми: евреями и неевреями. Это станет ценным вкладом в 2000-летний юбилей апостола Павла.
 
Точный год его рождения неизвестен, но историки считают, что он родился между 7 и 10 годами первого века.  Вопрос о том, что есть Израиль, был для Павла вопросом об истине,  которой живет человек, и, можно предположить, что он оценил бы честный разговор с рабби на своем двух тысячелетнем юбилее.
 
 

Джейкоб Ньюснер - Дети по плоти, дети по обетованию - Рабби беседует с апостолом Павлом

 
Перевод Бориса Дынина, 2008
 
Children of the Flesh, Children of the Promise 
A Rabbi Talks with Paul 
Jacob Neusner 
 
The Pilgrim Press 
Cleveland, Ohio 
1995 by Jacob Neusner
 

Джейкоб Ньюснер - Дети по плоти, дети по обетованию - Рабби беседует с апостолом Павлом - Содержания

 
1.  Источник этнического определения Израиля у Павла
  • i.   Этнический характер иудаизма и расхождение путей по  Дж. Данну
  • ii.   Какой иудаизм? Краткий обзор источников
  • iii.  Израиль в системе Мишны
  • iv.  Израиль в системе Павла
  • v.  Источники определений и использования категории Израиль в иудаизме
  • v. Источник христианского различения этнического и религиозного в иудаизме
2. Что есть Израиль?
  • i. Этническая и религиозная идентификации
  • ii. Что есть Израиль? Сравнимые категории: Адам в раю, Израиль на земле Израиля
  • iii. Израиль как классификационный индикатор в Мишне
  • iv. Израиль как sui generis в Мишне
  • v.  Израиль как sui generis в Ваикра Раба и в Иерусалимском Талмуде
  • vi. Как насчет язычников? Как насчет христиан?
3. Семья Израиля
  • i.  Этнический Израиль: генеалогия и эндогамия как индикаторы
  • ii. Как и почему иудаизм видит в  Израиле семью?
  • iii. Теологический смысл генеалогической метафоры
  • iv. Израиль как расширенная семья в Мишне
  • v. Израиль как семья (1): патриархи и матриархи и семья Израиля
  • vi. Израиль как семья (2): заслуги Отцов (зехут Авот) в Брейшит Раба
  • vii. Генеалогия как теологическая метафора
4. Народ Израиля. Как он знает Бога?
  • i.  Что поставлено на карту избранием Израиля?
  • ii. Народ Израиля в Мишне
  • iii. Израиль как народ в Ваикра Раба
  • iv. Противоположность избранию: Рим как анти-Израиль
  • v.  Израиль и Бог
  • vi. Народ-семья, sui generis, в конфронтации с христианством
5.  Религия, национальность, этнос
  • Эпилог – Что зависит от святости Израиля?
 

Джейкоб Ньюснер - Дети по плоти, дети по обетованию - Рабби беседует с апостолом Павлом - Предисловие переводчика

 
Иудаизм  предполагает  сохранение  пространственно-временной целостности общины верующих. Некоторые заповеди Торы не могут быть  исполнены  в  одиночестве  («Когда  десять  человек  находятся вместе  для  изучения  закона,  дух  Божий  среди  них» – Авот 3:7), а также  переходящее  из  поколения  в  поколение,  от  отцов  к  детям изучение Торы ("И  внушай  их  детям твоим  и  говори  о  них,  сидя  в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» – Дварим 6:7). При советской  власти  оба  эти  условия  стали  неисполнимыми  для массы русских евреев. Революция, гражданская война, социальные перемены привели к исходу иудеев из царской черты оседлости и к закрытию множества синагог и школ Торы. Это вело к разрушению общинной жизни,  вне  которой  невозможно  жить  по  Торе.
 
Рассеянию  евреев среди  русского  населения  и  других  национальностей  России способствовали  административная  политика  советской  власти, хронический  жилищный  кризис  и  паспортный  режим. Иудеи  стали превращаться  в  евреев  по  паспорту,  в  подобие этнической  группы. Конечно, и до революции  существовали нерелигиозные евреи, и при советской власти были иудеи, сохранявшие верность Торе. Но процесс превращения  религиозной  общины  в  некую  этническую  общность, отчужденную  от  Торы,  казался необратимым.  Иудаизм  переставал быть составляющей самосознания евреев. 
 

 
Джейкоб Ньюснер

Раввин и профессор Джейкоб Ньюснер (Jacob Neusner)

 
Выдающийся исследователь классических текстов раввинского иудаизма (Талмуда и Мидрашей), его формирования и системы.
 
Он опубликовал сотни академических и популярных работ на эти темы, продолжает свою полувековую университетскую деятельность и избран почетным членом многих академий Америки и Европы.
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (9 votes)
Аватар пользователя esxatos