Приходько - Епископ и каноническая территория

ригорий Приходько - Епископ и каноническая территория
Восемь лет назад, интересуясь феноменом распространения структур различных христианских Церквей вне их традиционных исторических территорий, связанным прежде всего с массивными потоками эмиграции в контексте геополитических преобразований конца XIX и в течение всего XX в., я отметил, что в межправославном диалоге, а иногда и в полемике между православными Церквами или в их отношениях с католической Церковью все чаще использовался аргумент недопустимости посягательства одной Церковью на каноническую территорию другой. Термин «каноническая территория» стал появляться все чаще как в официальных заявлениях отдельных Церквей, так и в научных статьях и дебатах, касающихся вопросов канонического права. Но что же включает в себя понятие «каноническая территория» на самом деле? Немногочисленная специальная литература, касающаяся данной проблематики, не давала на этот вопрос исчерпывающего ответа. Поэтому стало необходимым приступить к изучению истории отношения Церкви к территории, на которой образовывались и развивались её общины. Эта проблематика прежде всего отражалась в постановлениях и решениях Соборов. Как выяснилось впоследствии, историческое становление церковно-административных структур в современном нам понимании являлось на разных этапах тесно связанным с формированием института епископата, который в свою очередь, на протяжении истории претерпевал определенную эволюцию и мог приобретать свои особенности в разном геополитическом контексте. Удивительное разнообразие церковно-административных структур и их приспособление к определенным моделям политических образований с I по ХIII в. привело к настоящему «открытию», что, несмотря на постоянные попытки привести законодательную базу вселенской Церкви к всеобщему единству и выработать общие принципы её устройства, единого ответа на вопрос об отношении отдельной Церкви к определенной территории дано не было.
 
Я убежден, что именно изучение исторической ретроспективы, открывающей необычайную способность Церкви к адаптации к той социокультурной среде, в которой она укоренялась и развивалась, поможет пролить свет на многие современные вопросы, возникающие в межправославных и межхристианских отношениях.
 
Это историко-каноническое исследование, публикуемое мною впервые на русском языке, является частью более обширного научного исследования в области истории права. Изучение исторических и современных нормативных церковных текстов при научно-исследовательской лаборатории «Право и религиозные общества» (DSR, Е.А. 1611) в Университете Париж-Сакле имела целью выявить, каким образом выработанные Церковью 1-го тысячелетия принципы могли впоследствии повлиять на развитие её отношения к территориальности и на её отношения со светской властью в различном геополитическом контексте, особенно в наше время, отмеченное секуляризацией и общей тенденцией к закреплению позиции светскости в различных государствах, где религия отделена от государства, но является важным элементом в жизни общества.
 

Григорий Приходько - Епископ и каноническая территория

М.: Вече, 2022. — 400 с.: ил.
ISBN 978-5-4484-3230-9
 

Григорий Приходько - Епископ и каноническая территория - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ 
ВВЕДЕНИЕ
Часть первая. У ИСТОКОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКВИ. УСТРОЙСТВО ХРИСТИАНСКИХ ОБЩИН ПОД ГЛАВЕНСТВОМ ЕПИСКОПОВ (I—IX вв.)
  • Глава I. СОЗДАНИЕ ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ СТРУКТУР И УСТРОЙСТВО ХРИСТИАНСКИХ ОБЩИН (I—III вв.)
  • Глава II. СОБОРНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКВИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (IV—IX вв.)
Часть вторая. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ В ПРЕДЕЛАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (IV—ХIII вв.)
  • Глава I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
  • Глава II. МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ ПРИ РАСКОЛАХ И ПОПЫТКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО ЕДИНСТВА (V—XIII вв.)
Часть третья. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I—ХIII вв.)
  • Глава I. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКВИ В ПЕРСИИ (I—V вв.)
  • Глава II. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ И МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХАТА СЕЛЕВКИИ-КТЕСИФОНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРСИДСКОЙ ИМПЕРИИ (VII—ХIII вв.)
  • Глава III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ: ЦЕРКОВЬ-НАЦИЯ (I—VIII вв.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ 
  • ТЕРРИТОРИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
  • ТЕРРИТОРИЯ ПЕРСИДСКОЙ ИМПЕРИИ
  • СПИСОК ПАТРИАРХОВ (КАТОЛИКОСОВ) ВОСТОКА (I— XIII вв.)
  • АРМЕНИЯ
  • ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ (XI—XIV вв.)
  • ЛАТИНСКАЯ ИЕРАРХИЯ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ (XI—XIV вв.)
ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ОБ АВТОРЕ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 6.5 (2 votes)
Аватар пользователя otec Vyacheslav