5 августа 2018 года минуло 5 лет со дня убийства священника Павла Адельгейма. 1 августа 2018 года ему исполнилось бы 80 лет. Отец Павел принадлежит к сонму исповедников веры XX века, его мученическая кончина открывает сонм исповедников веры XXI века. Он был рукоположен в 1959 году, в разгар хрущевских гонений, определив тем самым свой путь. Сам свидетельствовал об этом так: «Конечно, мы знали, на что идем… что будем гонимы». В 1969 году он был арестован по клеветническому доносу, в действительности же за строительство нового храма в Кагане (Узбекистан), за проповедь, за собирание верующего народа – за все то, что запрещалось безбожной властью в те годы.
Такой человек был неудобен атеистическим властям, и уже в заключении от него попытались избавиться – был организован «несчастный случай», но о. Павел чудом остался жив, хотя и лишился ноги. В 1972 году вышел из заключения инвалидом. Статья 190 «Клевета на советскую власть» определила дальнейшие сложности священнического пути. Вся жизнь о. Павла – это жизнь исповедника веры. Он до конца прошел крестный путь следования за Христом. Самостояние, духовная чуткость ко всякой неправде характеризовали о. Павла. Как-то я спросила о. Павла, как у него хватает стойкости противостоять злу. Ответ был прост: «Есть только одна правда – Божья, если я не буду жить по правде Божьей, то перестану быть человеком». Отец Павел был удивлен таким вопросом, я поняла, что он не делает никаких специальных усилий для «сопротивления» и «противостояния» злу, он просто не может жить по-другому…
Протоиерей Павел Адельгейм - Размышления о церковной традиции
Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Москва, 2018
ISBN 978-5-89100-203-6
Протоиерей Павел Адельгейм - Размышления о церковной традиции - Содержание
Предисловие
- Жить по правде Божьей
- Христианская община как осуществление Церкви Христовой на земле
- [О церковных традициях и их искажениях]
- Кризис самосознания русской православной общины, его признаки, причины и последствия
- Воцерковление русского языка неизбежно
- От какого языка мы отказываемся?
- Принципы современного устройства РПЦ и возможные пути его совершенствования
Приложение
Избранные письма архиепископа Ермогена (Голубева) к монахине Евгении (Миллер)
Протоиерей Павел Адельгейм - Размышления о церковной традиции - Предисловие
Дорогой читатель, вы держите в руках книгу, под обложкой которой собраны труды интересного, яркого, глубокого человека и христианина, своей жизнью, служением и смертью засвидетельствовавшего свою верность Церкви и Богу. Впервые имя о. Павла я услышал 25 лет назад, когда в начале 1990-х годов приехал и остался жить в Пскове. Уже тогда о. Павел был довольно хорошо известен в городе не только среди церковных людей, прежде всего, своими инициативами в социальной работе и выдвижением в кандидаты депутатов Верховного Совета. Эта инициатива православного священника оценивалась псковичами по-разному, однако резонанс имела весьма значительный. Через некоторое время, когда я стал прихожанином одного из псковских храмов, я услышал из уст регента, что о. Павел Адельгейм – один из немногих псковских священников, кто любит и хорошо умеет петь и старается к этому привлекать свою паству. А еще через какое-то время я узнал, что батюшка из репрессированных и вернулся из заключения на одной ноге… Этот факт не мог не привлечь внимание, и я решил, что обязательно должен с этим человеком познакомиться или хотя бы увидеть его.
В один из воскресных дней я пришел в храм свв. Жен-Мироносиц в тот момент, когда богослужение близилось к завершению, на амвоне стоял священник и со словами проповеди обращался к народу. Его облик сразу приковал мое внимание – длинные седые волосы зачесаны назад, открывая высокий лоб, нахмуренные брови, строгий взгляд, направленный прямо на меня сильный и одновременно красивый голос. В этом человеке чувствовалась огненная пророческая сила. Наверное, так выглядели ветхозаветные пророки, возвещающие правду Божию народу израильскому, – мелькнула в моей голове аналогия. Признаться, я внутренне оробел и даже подумал, что приду как-нибудь в следующий раз. Но все же я не покинул храм, а вслед за прихожанами пошел за благословением на отпусте. Подойдя последним к батюшке, я сказал, что давно хотел с ним познакомиться и спросить о возможности личного разговора. И тут я вдруг увидел о. Павла совсем другим: после грозного и почти неприступного образа – передо мной стоял человек с сияющим лицом, наполненный светом и радостью. Так могут встречать родного человека, того, о ком много передумано, кого долго ждали… Через некоторое время я стал прихожанином храма свв. Жен-Мироносиц, был выбран в состав приходского собрания и продолжал открывать для себя открывать для себя разные стороны личности о. Павла. Как говорил сам батюшка, он свое служение видел и исполнял в трех направлениях – молитва, дела милосердия и духовное просвещение. Трудно сказать, что было в этом ряду для о. Павла приоритетным, все это он делал одинаково тщательно, не жалея себя и очень творчески.
Рассматривая общезначимые проблемы церковной жизни в контексте личного опыта, я опираюсь на официальные церковные документы и факты, а не создаю художественный образ по канонам литературного произведения. Чтобы не возник соблазн угадывать конкретное лицо за собирательным персонажем, я ввожу вымышленный образ епископа Акакия Урюпинского и Ангорского, формирующего церковную жизнь в своей епархии. Устав определяет общие принципы церковной жизни. Они прорастают разными цветами. Каждый садовник по собственному вкусу организует клумбу или букет. В каждой епархии общие принципы обретают индивидуальные черты. На одной основе по-разному складывается епархиальная жизнь.
Наблюдать епархиальную жизнь мне доступно с приходской колокольни. С нее открывается недалекий горизонт, и епархиальная жизнь просматривается фрагментарно. Достоинство «приходской колокольни» в том, что перспектива открывается личному опыту. Этот опыт не опосредован чужими словами: «О том, что мы слышали, что видели своими очами... и что осязали руки наши... свидетельствуем, и возвещаем вам...» В отличие от апостольского, наше свидетельство не очищено Духом Святым от искажений и ошибок. Их порождают различные человеческие страсти: обиды, зависть, тщеславие и проч. Поэтому я не преувеличиваю истинное значение своих размышлений и приветствую обоснованные возражения. Нащупывая осторожной ногой твердую почву среди топи сомнений и заблуждений, мысль всегда рискует оступиться и соскользнуть в бездну.
Ей необходимо держаться за нить богооткровенного Слова и церковного Предания. Она нуждается в рецепции живого голоса Церкви, чтобы удержаться на невидимой тропе. «Гневаясь, не согрешайте», ибо разумное общение предполагает признание своих ошибок и раскаяние в них. Христианское общение ведет не к разрыву отношений, а к взаимопониманию, устранению соблазнов и препятствий «для созидания самого себя в любви». «Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Разве не подобает христианину следовать принципу общения, если угодно, честной полемике, согласно этому слову Христа Спасителя? Молчанием предается Бог.
Иерей Павел Адельгейм – Догмат о церкви в канонах и практике. Реанимация церковного суда
Нижний Новгород – 2008 г. / 210 с.
ISBN 5-88213-071-9
Иерей Павел Адельгейм – Догмат о церкви в канонах и практике. Реанимация церковного суда – Содержание
Догмат о церкви в канонах и практике
- Из автобиографии
- Приглашение к диалогу
- Глава 1. Тело Христово распято крестообразно
- Глава 2. Местная Церковь
- Глава 3. Предстоятель
- Глава 4. Пределы архиерейской божественности
- Глава 5. «Церковь в епископе и епископ в Церкви»
- Глава 6. Единство Церкви
- Глава 7. Проблема власти
- Глава 8. Епархиальная власть епископа
- Глава 9. Новый господин епархии
- Глава 10. Соборность Церкви
- Глава 11. Народ Божий
- Глава 12. Соборные органы епархиального управления
- Глава 13. Трагедия инициативы
- Глава 14. Послушание — это добродетель? Грех? Или беда?
- Глава 15. Смысл благословения
- Послесловие
- Приложение. Дело архимандрита Зинона с братией
Реанимация церковного суда
- 1.Правовой статус церковного суда
- 2.Публично-правовая задача церковного суда
- 3.Реанимировать суд или создавать заново?
- 4.Первый вопрос: кого судить?
- 5.Термины, потерявшие идентичность
- 6.Суд не ограничивает «право сильного»
- 7.Второй вопрос: за что судить?
- 8.Презумпция невиновности
- 9.Третий вопрос: а судьи кто?
- 10.Декалог церковного суда
- 11.Вывод
- Приложение. С. Чапнин. Церковь формирует свое правовое поле
Пятьдесят лет священнослужения отца Павла Адельгейма — это годы скорбей, потерь и лишений. Но и радости. “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин 16:33) — сказал Господь и заповедовал радоваться: “и радость ваша будет совершенна” (Ин 15:11). Та радость, которая возможна только в спасительном предстоянии перед Богом, — Истины, Правды и Церкви Его ради, ибо сказано: “иго Мое благо и бремя Мое легко” (Мф 11:30).
Христос для мира непобедим и ему неподвластен, каким бы страшным и нелепым этот мир ни казался, — в этом, пожалуй, главный вывод по прочтении книги отца Павла “Своими глазами”. 35 лет пролежала она под спудом, почти забытой, как свидетельство о том, что, кажется, и быльем поросло, но вот, неожиданно для самого автора попросилась на свет...
Иерей Павел Адельгейм - Своими глазами
Крестовоздвиженское малое православное братство
Москва 2010
ISBN 5-7246-0405-1
Иерей Павел Адельгейм - Своими глазами - Содержание
ВИКТОР ЯКОВЛЕВ. Своими глазами, сердцем, душою, разумением...
ОТ АВТОРА: “Спустя 35 лет”
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
Предисловие
Часть I. Волчья повадка (Идеология)
Глава первая. Без вины виноватые
Глава вторая. Диалектика
Глава третья. Война и мир
Часть II. Хитрость змиева (Органы)
Глава четвертая. Иманус
Глава пятая. Охраняемая законом
Глава шестая. Актив
Глава седьмая. Ферганский кризис
Часть III. В пещи Вавилонской (Люди)
Глава восьмая. Се человек
Глава девятая. Просветители
Глава десятая. Властью святительской
Заключение в пяти тезисах
Послесловие
ОТЧЁТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
СТИХОТВОРЕНИЯ
Апостол Павел этим словом обозначил этическую норму (Гал 6:16). В церковной терминологии этим словом принято обозначать дисциплинарные постановления соборов в отличие от вероучительных определений (брод, 6оу|шта) и гражданских законов (vopot, leges).
Название «канонические» определяет не содержание норм, а их церковное происхождение. В западной литературе название «канонические» определяет нормы, вошедшие в систему права Corpus juris canonici. Он содержит церковные правила, а также правовые отношения, установленные церковью в пределах церковной юрисдикции. Corpus составляет систему «канонического права».
«Церковным» правом называют систему церковных постановлений и гражданские постановления о церкви. Отношение обоих прав можно представить как два пересекающихся круга, имеющих общий сегмент. Современное «церковное право», если употребить термин в западном смысле, включает «Книгу правил» и ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях».
Протоиерей Павел Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви: Материалы к лекциям
Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016 г. —144 с.
ISBN 978-5-89100-165-7
Протоиерей Павел Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви: Материалы к лекциям - Содержание
Предисловие
Введение
Глава I. Право в церкви. Периоды формирования канонического или церковного права. Церковные каноны. Гражданский и канонический уставы церкви
- 1.1. Право в церкви
-
1.2. Периоды формирования канонического или церковного права
- 1.2.1. Первый период. От начала христианства до признания его императором Константином в IV веке
- 1.2.2. Второй период: от Константина Великого до Номоканона Фотия. Гражданские законы в качестве источников церковного права
- 1.2.3. Третий период: от Номоканона Фотия до падения Византии
- 1.2.4. Толкователи канонов
- 1.2.5. Церковное право в России
- 1.3. Церковные каноны
- 1.4. Гражданский и канонический уставы церкви
Глава 2. История законов о церкви и церковных уставов от Поместного собора 1917-1918 годов до настоящего времени
- 2.1. Широкий смысл ленинского Декрета
- 2.2. Законы о церкви в России в XX веке
- 2.3. Управление Приходом 1929 года
- 2.4. Противоречие Закона и Устава в организации Прихода
Глава 3. Устав 1918 года. Уставы советского периода. Уставы 1988,2000,2009 годов
- 3.1. Устав Прихода 1918 года
- 3.2. Новые принципы церковных отношений
- 3.3. История церковных уставов советского периода
- 3.4. Устав РПЦ МП 1988 года
- 3.5. Устав РПЦ 2000-2008 годов
-
3.6. Устав Прихода РПЦ МП 2009 года 6о 3.6л. Точка отсчета
- 3.6.2. Положение верующих граждан РФ в приходах РПЦ, согласно новому Уставу Прихода
- 3.6.3. Раскол Прихода
- 3.6.4. Условия труда в Приходе
- 3.6.5. Власть епархиального архиерея
- 3.6.6. Крепостная зависимость клира
- 3.6.7. Приход лишен прав на имущество
- 3.6.8. Метаморфозы церковного Устава
- 3.6.9. Соборность или диктатура?
- 3.6.10. Устав уничтожает принцип ФЗ-125 об учредителях Прихода
- З.6.11. Принцип «круговой поруки»
Глава 4. Общецерковный суд
- 4.1. Легитимность судей Псковского епархиального суда
- 4.2. Канонические основания церковного суда
- 4.3. Задачи церковного суда
- 4.4. Приватизация судебной власти
- 4.5. Закрытость церковного суда
- 4.6. Учреждение и компетенция суда
Приложение. Устройство церкви
- Личный состав церкви
- Епископ
- Служение и авторитет епископа
- Рождение епископа
- Власть епископа
- Обожествление епископа
- Собор
- Состав собора
- Евхаристическая и клерикальная экклесиология
Церковь призвана быть “источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин 4:14), и стяжать силу Духа всей своей полнотой. Духовная жизнь христианина и духовная жизнь Церкви по своей природе исполнены благодатной силы. “Духа не угашайте”, - заповедует апостол (1 Фес 5:19). Господь Иисус Христос многократно призывает бодрствовать, быть готовыми к встрече с Ним. Апокалиптические чаяния являются изначальным и непреходящим переживанием христиан. Духовное движение можно назвать возрождением, когда Народ Божий - иерархия, клир и миряне - отзовется на него всей своей полнотой. Едва ли можно говорить о возрождении, пока духовное движение лишено хотя бы одной из трех составляющих церковной полноты. Ни одну из них никто и ничто не может заменить.
Говоря о духовном движении в Церкви, мы постулируем ее разделение на участвующих и не участвующих в этом движении. Здесь есть очевидная опасность чуждой Церкви элитарности. В притче о десяти девах Господь разделяет дев на мудрых, запасшихся елеем, и неразумных, от которых “затворены быша двери” брачного пира (Мф 25:10). Духовное движение в Церкви не может быть понято в таком смысле, ибо это означало бы разделение Церкви на “своих” и “чужих”.
Духовное движение не возникает посредством циркуляра учрежденной власти, но непосредственным действием Святого Духа. Иначе оно не выразит соборность Церкви. Оно будет “очередным мероприятием” церковной администрации.
Павел Адельгейм - Возрождение и границы Церкви - Доклад на Международной научно-богословской конференции «Духовные движения в Народе Божьем. История и современность»
М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. - 56 с.
ISBN 5-89100-050-4
Павел Адельгейм - Возрождение и границы Церкви - Содержание
Прот. Павел Адельгейм. Возрождение и границы Церкви
Приложение
Из переписки прот. Павла Адельгейма с Н.В. Пясковским
Крест любви возникает от неизбежности самоотречения. Образ крестной любви Иисуса Христа пронизывает христианское сознание. Быт и творчество, самые светлые переживания взаимного общения: любовь, верность, радость, благодарность - осуществляется в христианстве через крест. Самоотречение ради другого - качественный признак христианского мироощущения. Крестный путь брака запечатлевается обрядом одевания венцов. Это не триумфальные венцы. Победа ещё не достигнута. Это венцы мученические. Жених и невеста венчаются на подвиг самоотверженной любви: терпения, смирения, прощения.
Брачный союз жениха и невесты апостол Павел уподобляет таинственному браку между Христом и Церковью. Христос - Жених Церкви. Церковь - Его невеста: мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил церковь, и Себя предал за нее. .. чтобы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25-27). Таинственный союз, в котором Христос соединяет любовью двоих во едино, призван стать Церковью. Двое, которых соединяет Третий - Бог, становятся единое в Боге.
Еще будучи школьником, Павел нашел в Караганде православную общину отца Севастьяна и стал регулярно ездить туда. Богослужения были тайными, служили по ночам в частных домах на переносном антиминсе. В девять часов вечера начинали всенощную, потом до пяти утра служили литургию. О. Севастиан в молодости был келейником старца Нектария из Оптиной пустыни. Собор 1988 г. прославил о. Севастиана одним из первых среди новомучеников. Именно он, по воспоминаниям отца Павла, пробудил в нем интерес к церковной жизни.
"Это действительно был замечательный пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу".
Адельгейм Павел, священник - О христианском браке
М: Курс, 2013. 48с.
Адельгейм Павел, священник - О христианском браке - Содержание
Новый священномученик о. Павел (Адельгейм)
Приближается предел жизни
О христианском браке
- Доверие
- Верность
- Будьте счастливы
- Подвиг брака
- Предостережение
- Три вида брачных отношений
- Иерархия семьи
- Ревность
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: