Прямые свидетельства Писания о священническом служении членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований.
В своем послании ап. Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Пет 2:5, 9-10).
В Апокалипсисе мы читаем: «Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (Откр 1:6); «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле".
Николай Афанасьев, протопресвитер - Церковь Духа Святого
К.: QUO VADIS, 2010. - 480 с.
ISBN 978-966-7936-15-6
Посмертное издание под редакцией Андрея Кириаковича Фирилласа, преподавателя Патрологии в Русском Православном Богословском Институте в Париже.
Николай Афанасьев, протопресвитер - Церковь Духа Святого - Содержание
Как сложилась «Церковь Духа Святого»
Предисловие автора
I. Царственное священство
I I. Поставление лаиков
III. Служение лаиков
- Служение лаиков как служение народа Божьего
- Священнодействия в Церкви
- Служение лаиков в области священнодействия
- Служение лаиков в областицерковного управления
- Служение лаиков в области учительства
IV. Дело служения
-
Особые служения.
-
Апостол
-
Евангелист
-
Пророк
-
Учитель
V. «Предстоятели в Господе»
- «Все должно быть благопристойно и чинно»
- Предстоятель .
- Епископы-пресвитеры новозаветных писаний
- Происхождение и смысл терминов « пресвитер» и «епископ»
- Служение вспомоществования
VI. « Приносящий благодарение»
-
Проблема возникновения служения епископов-пресвитеров
-
Иудейская и христианская «хабура»
-
«Семь» Иерусалимской церкви и их служение
-
Свидетельства первоначальной христианской письменности о старейшем пресвитере
-
Служение старейшего пресвитера
-
Поставление старейшего пресвитера
7. Смещение старейшего пресвитера и его заместитель
VII. Епископ
-
Епископ как преемник старейшего пресвитера
-
Первосвященническое служение епископа
-
Перемены в церковной жизни, вызванные превращением старейшего пресвитера в епископа
-
Апостольское преемство
VIII. Власть любви
Библиография
Послесловие. Евхаристия и Церковь в видении о. Николая Афанасьева
Николай Афанасьев, протопресвитер - Церковь Духа Святого - Предисловие
Наименование «Ecclesia Spiritus Sancti» мы находим у Тертуллиана. Оспаривая у епископов, в частности, вероятно, у Каллиста Римского, власть «вязать и разрешать», Тертуллиан утверждал, что она принадлежит «Церкви Духа», а не «церкви психиков». Ему казалось, что «великая церковь» забыла о пророческом вдохновении, и он со всей страстностью своей натуры бросился в объятия монтанизма, в котором пророчество выдвигалось на первый план. Конфликт кафолической церкви с монтанизмом — может быть, самый странный конфликт, какой мы находим в истории церкви. Церковные будни неизбежны в церковной жизни, когда она начинает отстаиваться, но меньше всего церковь конца II-го века или начала III-го века думала отказываться от даров Духа. Вступая в борьбу с монтанизмом, Церковь не отвергла пророчества, что она и не могла сделать, но она боролась за саму себя. В поисках вдохновения Тертуллиан не заметил, что он вступал на путь, который выводил его из Церкви, т.к. монтанизм разрушал Церковь, а разрушая Церковь, он отказывался от даров Духа.
Вопреки тому, что думал Тертуллиан, Церковь Духа была не у «пневматиков», а у тех, кого он презрительно называл «психиками». Он обманулся и обманул тех немногих, которые последовали за ним, но он был и остался прав в том, что единственная основа жизни Церкви есть Дух. Церковь есть благодатный организм не потому, что она когда-то получила дары Духа, которые она хранит, как в некой сокровищнице, не потому, что некоторые в ней получают харизму, но потому, что она живет и действует Духом.
Она есть место Его действия. Нет жизни в Церкви, нет действования в ней, нет служения в ней без Духа, наконец, нет самой Церкви. Основанная Христом на Тайной вечери, она актуализировалась на Пятидесятницу, когда прославленный Господь послал ученикам Духа. Начиная с этого дня Дух живет в Церкви, и Церковь живет Духом. «Церковь Божья во Христе» была Церковью Духа в эпоху Тертуллиана и остается ею до сегодняшнего дня.
Победа над монтанизмом вызвала некоторое подозрение к пророчеству, во многих случаях вполне оправданное. Монтанизм дискредитировал пророчество, но Церковь не могла отказаться от того, что составляет ее сущность — от даров Духа, в том числе от пророчества. Было бы странно отдавать монтанизму термин «Церковь Духа Святого» и брать под подозрение этот термин. Еще более странно видеть в нем намек на монтанизм, тем более, что этот термин существовал до Тертуллиана и до монтанизма. Сам Тертуллиан, вероятно, заимствовал его у Иринея Лионского. Не будучи повинным в монтанизм е, Ириней с особой силою выразил то, что составляет сущность Церкви. «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати».
Тертуллиан до некоторой степени предвосхитил будущую историю церкви. Уже после него церковная жизнь стала усваивать иные начала. Римское право проникло в церковь и образовало в ней слой, который не имел ничего общего с благодатью. Оставляя в стороне вопрос, законно или незаконно это проникновение права в церковную жизнь, мы тем не менее должны не забывать, что Церковь в своей основе была и остается благодатным организмом, обладающим полнотой благодати — «omnis gratia».
Как и в чем выражалась «omnis gratia» в первоначальной церкви и выражалась ли она в жизни, или это было чисто догматическое утверждение, которому не соответствовала или не вполне соответствовала церковная жизнь? Конечно, речь идет совсем не о том, была ли или нет жизнь первохристианства идеальной, свободной от всякого рода недостатков и слабостей. Мы сейчас больше знаем о жизни первохристианской эпохи и менее склонны идеализировать ее во всех отношениях. Как ни высок был уровень церковной жизни, но и в ней были недостатки, как они были и во все последующие эпохи. Речь идет о том, действительно ли Дух был основой всей жизни.
Современная богословская наука готова признать пер-вохристианство харизматической эпохой «par excellence» в истории церкви. Что означает это утверждение? Имеет ли оно абсолютный или относительный характер? Была ли харизма достоянием действительно всех? Оказывается, что нет, т. к., согласно собственному утверждению современной богословской науки, не все служения имели благодатный характер. Если одних поставлял Бог — и «иных Бог поставил», по словам Апостола — то других поставляли местные церкви, которые для самих себя создавали служения, необходимые для их жизни. Среди этих служений оказались те, которые в последующей истории стали основой всего церковного устройства. Это служение епископов и пресвитеров.
Поэтому, когда в истории церкви постепенно исчезают харизматические служения, то все церковные служения переходят к нехаризматикам. Харизматический характер христианства бледнеет: харизма становится редким даром, которого к тому же церковь и не совсем признает. Должны ли мы принять эти тезисы современного богословия, а тем самым признать известный релятивизм харизматического характера первохристианства?
Современное православное догматическое богословие как будто также склонно признать относительный харизматический характер церковной жизни. Да, оно признает в учении о таинстве крещения, что вступление в Церковь возможно только на основе благодатного дара, который духовно рождает вступающего в Церковь. Однако, это остается неким моментом в жизни христианина. Благодать как будто себя исчерпывает в этом моменте. Поэтому «духовными» являются не все члены Церкви, а только некоторые, которые получили особые дары священства. Что это? Случайное совпадение с выводами богословской либеральной науки, или это означает, что когда-то и где-то исходные позиции были одинаковы?
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: