§ 1. Цель алхимии.
Обычно алхимию понимают как искусство превращения так называемых «неблагородных» металлов в золото с помощью некоего трудноопределимого объекта, именуемого «Философский Камень». Но даже с чисто физической точки зрения такой взгляд является довольно поверхностным. Алхимия была одновременно и философией, и экспериментальной наукой, а трансмутация металлов должна была послужить окончательным доказательством верности алхимических гипотез. Иными словами, Алхимия, если рассматривать ее исключительно с физической точки зрения, была попыткой экспериментально продемонстрировать на материальном плане верность определенных воззрений на Космос. В высказывании одного из алхимиков чувствуется подлинно научный дух: «Дай Бог, чтобы все люди стали адептами нашего Искусства, тогда золото, величайший идол человечества, утратило бы свою ценность, и мы бы ценили его лишь как предмет изучения». Однако, к несчастью, немногим алхимикам удалось достичь этого идеала, для большинства из них Алхимия была лишь способом получить дешево золото и обрести несметные богатства.
§ 2. Трансцендентная теория алхимии.
Однако, некоторые мистики придерживаются мнения, что Алхимия не являлась ни физическим искусством, ни наукой, ни в каком смысле ее целью не было производство золота в материальном виде и все алхимические процессы совершались не на физическом плане. Такой трансцендентный подход предполагает, что Алхимия занималась душой человека, и целью ее являлось не совершенствование материальных субстанций, а совершенствование человека в духовном смысле. Те, кто придерживается этой такой зрения на Алхимию или, по крайней мере, рассматривают ее как одно из ответвлений Мистицизма, от которого она отличается лишь использованием особого языка, считают, что труды алхимиков не следует понимать буквально: все эти операции с веществами, печи, реторты, алембики, пеликаны и проч., а также солью, сера, ртуть и золото и другие материальными субстанциями — все это нужно понимать как аллегории духовных откровений. Трансмутация «неблагородных» металлов в золото здесь символизирует спасение человека — превращение души в духовное золото, кое могло быть достигнуто путем избавления от зла и взращиванием добра с милостью Божьей. Такого спасение, или духовную трансмутацию, можно описать как Новое Рождение, состояние единения с Божественным. Если бы эта теория была верна, то из всего этого следовало бы сделать вывод, что все подлинные алхимики были чистыми мистиками, и, следовательно, развитие химической науки шло не благодаря их трудам, но благодаря псевдоалхимикам, которые до сих пор не правильно понимали их записи и толковали их буквально.
§ 3. Опровержение трансцендентной теории.
Однако сэр Артур Эдвард Уэйт убедительно опроверг эту теорию, указав, что ей противоречит весь стиль жизни алхимиков. Истории их жизней доказывают, что они занимались химическими операциями на физическом плане, что из тех или иных побуждений они стремились найти способ превращать неблагородные металлы в настоящее материальное золото. Парацельс так писал о врачах-спагириках, алхимиках его времени: «Они не предаются праздности и безделью... Но посвящают себя своим усердным трудам. Целыми ночами потеют они над своими печами. Не тратят время на пустые разговоры, но наслаждаются работой в своей лаборатории». В записях алхимиков содержатся точные описания (правда, порой, в сочетании с такими вещами, которые с физической точки зрения выглядят фантастическими) многих химических процессов, которые невозможно интерпретировать с позиций трансцендентного подхода. Нет ни малейшего сомнения в том, что химия обязана своим происхождением трудам именно самих алхимиков, а не тем, кто ошибочно толковал их записи.
Герберт Стэнли Редгроув - Алхимия и Верования прошлого
М.: Arbor Vitae, 2019. — 386 с.
ISBN 978-5-9216-0612-8
Герберт Стэнли Редгроув - Алхимия и Верования прошлого - Содержание
Верования прошлого
- Глава 1. Некоторые черты средневекового мышления
- Глава 2. Философские воззрения Пифагора
- Глава 3. Медицина и магия
- Глава 4. Суеверия, связанные с птицами
- Глава 5. Симпатический порошок: одно любопытное медицинское суеверие
- Глава 6. Вера в талисманы
- Глава 7. Ритуальная магия в теории и на практике
- Глава 8. Архитектурный символизм
- Глава 9. В поисках Философского Камня
- Глава 10. Фаллический элемент в алхимическом учении
- Глава 11. Роджэр Бэкон: дань уважения
- Глава 12. Кембриджские платоники
Алхимия
- Глава 1. Смысл алхимии
- Глава 2. Алхимия как физический процесс
- Глава 3. Алхимики до Парацельса
- Глава 4. Парацельс и алхимики после него
- Глава 5. Итоги Алхимии
- Глава 6. Эра современной химии
- Глава 7. Современная алхимия
Наверное, трудно найти более таинственную страницу в истории человеческой культуры, чем алхимия. Она то становилась предметом схоластических рассуждений теологов, то подвергалась преследованиям властей и церкви, то привлекала внимание далеких от религии ученых, то выступала объектом нападок ярых материалистов и религиозных реформаторов. Огромен список тех, кто посвятил свою жизнь познанию тайн алхимии.
Среди них и Альберт Великий (Альберт Больштедтский, монах и великий философ, ок. 1193-1280), вошедший в историю как учитель и наставник знаменитого мыслителя Фомы Аквинского, и замечательный англий-ский мыслитель Роджер Бэкон (ок. 1214 — ок. 1292), и полулеген-дарный Василий Валентин, и даже известные всем по школьному курсу Исаак Ньютон (1643-1727) и Тихо Браге (1546-1601).
Не гнушались алхимических таинств и коронованные особы, такие как Генрих VI Английский (1422-1461; 1470-1471) или император Священной Римской империи Рудольф II (1576-1612), который был настолько заинтересован алхимическим искусством, что собрал при своем дворе алхимиков со всей Европы. Множество поклонников герметического искусства под его покровительством без устали искали философский камень, с его именем связано множество таинственных историй и легенд. Не отставали от Рудольфа II и его преемники на императорском троне — Фердинанд III (1637-1657) и Леопольд I (1658-1705).
«Я превратил бы море в золото, если бы оно было из ртути», — эти слова приписываются знаменитому алхимику Раймунду Луллию (ок. 1232-1315). Есть легенда, что алхимическим путем он изготовил несколько миллионов золотых монет, когда одному из монархов понадобились деньги. Правда, стоит отметить, что прославленный теолог, философ, проповедник и изобретатель Раймунд Луллий на самом деле алхимиком не был, а его авторитетное имя лишь использовали для того, чтобы придать больший вес алхимическим сочинениям.
Теперь, когда о самоотверженных трудах на благо «великого искусства» можно найти упоминания лишь в исторических хрониках, научных статьях и на пожелтевших страницах дошедших до нас алхимических трактатов и зачастую в бульварной прессе, трудно сказать, были ли эти слова сказаны в действительности или, как это часто случается в истории, — они были сказаны кем-то другим из многочисленных последователей алхимии. Но вернемся к самому началу. Что же такое алхимия вообще? Где ее истоки и какое отношение имеет алхимическое искусство к химии в нашем понимании?
Юрий Родиченков – Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней
Герметицизм с древности до наших дней
Издательство – «РХГА» – 565 с.
Санкт-Петербург – 2019 г.
ISBN 978-5-9906888-5-8
Юрий Родиченков – Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней – Содержание
- Предисловие от издателя серии
- Introductio. В преддверии повествования
Глава 1. Nomen est omen. Различные интерпретации и определения алхимии
Глава 2. Ab initio. У истоков алхимии
- Теоретические и эмпирические основания алхимии
- Герметизм и алхимия
Глава 3. Prima Artis тадпае semina. Греческая алхимия
Глава 4. Ars Magna Orientis. Исламская алхимия
Глава 5. Ora et labora! Средневековая алхимия Западной Европы
- Ранняя западноевропейская алхимия
- Алхимия ХШ-XIV вв
Глава 6. Post laborem scientia. Поздняя алхимия
- Алхимия XV в
- Парацельс и парацельсианцы
- Дискуссия о симпатическом лечении
- Алхимики XVI-XVII вв
Глава 7. Ars longa. Неоалхимия
- Заключение
- Приложения
- Роберт из Честера (XII в.)
- Джон Ди (1527-1609)
- Михал Сендзивой (1566-1636)
- W. В. (XVII в.)
- Роберт Бойль (1627-1691)
- Исаак Ньютон (1643-1727)
- Август Норденшельд (1754-1792)
- Литература
- Парадоксы алхимии. Послесловие
Традиционно алхимия рассматривается как практическое приложение к герметической философии, или же между ними ставится знак равенства. История самого герметизма — философского и религиозномистического воззрения, изложенного в герметических трактатах, насчитывает более двух тысяч лет. Однако за всю историю человечества только трем эпохам истории культуры был свойственен особый интерес к его постулатам, отмечалось и влияние его идей на мировоззрение эпохи. Это период эллинизма — III—V вв., затем XV—XVII вв. и, наконец, рубеж XIX—XX вв., (хотя многие авторы относят XVI— XVII вв. к закату герметической философии).
Возникновение герметизма относят к эпохе эллинизма и поздней античности. Авторство многих герметических трактатов приписывается мудрецу Гермесу Трисмегисту. «Герметизм, или Герметическая философия, — пишет современный герметический автор Джаммария, — по существу является внутренней доктринальной областью культуры, которая вдохновляет и информирует, с одной стороны, Алхимию, а с другой — Магизм (то есть ренессансную Магию и ее версию XIX столетия, нашедшую также продолжение и в веке ХХ-м)».
Сумма герметических книг, дошедших до нашего времени, предстает в виде двух разделов: высокого и низкого герметизма — определения, которые даются Ф. Ф. Зелинским в его сочинении «Гермес Трижды-Величайший». К высокому герметизму относятся трактаты «Поймандер» и «Асклепий». К низкому — многочисленные работы по алхимии, медицине, магии и астрологии. Это, прежде всего, знаменитая «Изумрудная скрижаль», «Иатроматематика», «Койраниды», «О растениях двенадцати знаков» и ряд других. Кроме этих произведений, существует большое число античных физических, алхимических и астрологических сочинений, вполне герметических по своему духу, традиционно относимых к низкому герметизму. То же касается и огромного числа средневековых текстов по астрологии, алхимии и иным областям тайных знаний.
Герметическая философия строится как философия Знания. Именно в этом ее фундаментальное отличие от любой религиозной системы, основанной на вере. А это, в свою очередь, означает овладение мыслью в практике «ее индивидуального становления, где индивидуально-истинному духовно пережитого опыта противопоставлено общеобязательно истинное отчужденно-априорного понятия»4. Приобретая мистический опыт, каждый адепт приближается к Гермесу Трисмегисту, функция которого заключается в создании мостов между всеобщим и частным, содержащихся во множестве человеческих душ. «Трисмегист — очень характерное имя; оно указывает в том числе и на то, что его обладатель охватывает и земную, и небесную, и трансцендентно-всеобщую сферы мира. Таким образом, посвящаемый приобщался к мистическому средоточию сущего».
Ольга Клещевич - Алхимия: выход из спагирического лабиринта
СПб.: Издательство РХГА, 2014. — 260 с.
ISBN 978-5-88812-653-0
Ольга Клещевич - Алхимия: выход из спагирического лабиринта - Содержание
Предисловие
- Глава I. Роль герметизма и алхимии в формировании культуры позднего Возрождения и раннего Нового времени в Западной Европе
- Глава II. Анализ существующих подходов к интерпретации содержания алхимических трактатов
- Глава III. Особенности языка алхимических трактатов
- Глава IV Методика интерпретации алхимических трактатов
-
Глава V Интерпретация текста трактата Ф. М. Ван Гельмонта «157 Алхимических Канонов»
- 5.1. Материя Великого Делания — О Ртути
- 5.2. О Форме — Агенте Великого Делания. Теургизм Великого Делания алхимиков
- 5.3. Философский Камень — цель Великого Делания алхимиков
-
5.4. Приемы Великого Деланияи советы Мастера
- Вводные замечания
- Принципы Работы Духа
- Описание того, что происходит внутри
- Заключительные этапы
- Советы Посвященным
Приложение. 157 Алхимических Канонов Ф. М. Ван Гельмонта
Библиография
В моей стране среди множеств утесов есть один, наиболее заметный, округлый и большой. Он отделяет холодное течение, берущее начало в далеких местах. Этот утес отмечен отпечатком моллюска, обитавшего в северных морях миллионы лет назад. Однако, не смотря на зоны, прошедшие с тех пор, его можно сравнить с ныне существующими видами моллюсков. Течение жизни, прошедшее сквозь бесчисленные века, оставило их структуру неизменной. Наука палеонтология изучает историю и пытается проследить и воссоздать модели различных форм жизни, начиная с момента их зарождения.
Принцип, проиллюстрированный данным примером, также применим и к эволюции человеческой мысли. Формы, в которых она сохранилась, однако, не так очевидны. Если бы они были таковыми, то эволюция жизненного потока энергии, питаемого материалом ума, была бы невозможна из-за его заключения в более сложные интегрированные формы. Следовательно, продукты ума в развитии более пластичны, более тонкие и изменчивые. Их следует искать в мифах и фольклоре древних народов, поэзии, драматическом искусстве и языке более молодых народов. Однако, из поколения в поколение эта тенденция проявляет себя. Присутствующие ныне идеи должны продолжить свое существование, и их продукты выражают свои наиболее фундаментальные тенденции многообразием взаимосвязанных форм.
Мы, таким образом, подходим к науке, которую можно назвать палеопсихологией. Ее окаменелости — мыслеформы, повсеместно присущие каждому поколению, и эта наука стремится обнаружить глубинные сходства, скрытые за поверхностными различиями.
Герберт Зильберер - Проблематика алхимии и мистицизма
М. : Клуб Касталия. 2017. — 264 с.
ISBN 978-5-519-60477-2
Герберт Зильберер - Проблематика алхимии и мистицизма - Содержание
Предисловие переводчика
ЧАСТЬ I
- Глава 1. Парабола
- Глава 2. Интерпретация сна и мифа
ЧАСТЬ II
- Глава 1. Психоаналитическая интерпретация параболы
- Глава 2. Алхимия
- Глава 3. Герметическое искусство
- Глава 4. Розенкрейцерство и масонство
- Глава 5. Проблема множественной интерпретации
ЧАСТЬ III. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Глава 1. Интроверсия и регенерация
- Глава 2. Цель исследования
- Глава 3. Королевское искусство
Примечания
Эта книга предназначена для превращения психологии современного западного человека, к каковым по определению относится большинство из нас, в психологию алхимика — если автору этого предисловия вслед за автором одного из современных комментариев к двадцати гравюрам «Розария», Филипом Брейлихом, будет позволено употребить здесь слово «психология», в узком смысле «склада личности».
Оно несколько режет мой слух, но слово «психика» в этом контексте режет слух еще больше, потому что психика не делится на людей как шляпы на фасоны, к тому же врядли психику кактаковую можно превратить во что бы то ни было какими-либо сознательными усилиями.
Разумеется, мы предполагаем, что заинтересовавшийся этой книгой читатель знаком не только с самим понятием синхронистичности, но и с трудами Карла Густава Юнга, бывшего первым на западе, кто обратил внимание на алхимию как на психологическую практику; в частности, одна из его работ, «Психология переноса», посвящена толкованию первых десяти гравюр нашего трактата, «Розария философов». Эта книга уже переведена на русский язык и издана, поэтому не было ни необходимости, ни возможности включать ее в настоящее издание. Однако, если все же окажется, что читатель не знаком с этим произведением, он легко сможет найти его как в виде электронного текста, так и в печатном виде. Все труды Юнга, а также Марии-Луизы фон Франц, и других его учеников, посвященные алхимии, перечислять здесь нет смысла; отмечу только замечательную работу Эдварда Эдингера «Анатомия души» — ее чтение определенно пойдет на пользу делу, то есть Деланию.
Розарий философов. Об истинном способе приготовления философского камня
«Касталия», 2022. — 342 с.
ISBN 978-5-521-23691-6
Розарий философов. Об истинном способе приготовления философского камня - Содержание
Предисловие составителя и переводчика
- Розарий философов. Вторая часть алхимии. Об истинном способе приготовления философского камня
- Комментарии к rosarium philosophorum комментарий Адама Маклина
- Филип Брейлих. Проживая жизнь мифологически: новая оригинальная интерпретация rosarium philosophorum
- Ремо рот. Краткое изложение книги «священная свадьба». Архетип герметического conjunctio, божественного сексуального акта, в алхимии и бессознательном современного человека
- Томас виллард. Бейя и габрикус: эротические образы в немецкой алхимии
- Карен-клер восс. Тема иерогамии в образах rosarium philosophorum
- Приложение. Расшифровка групповой работы в активном воображении с 10-й гравюрой розария
Станислаc Клоссовски - Золотая игра. Алхимические гравюры XVII века
Касталия, 2015. - 336 с.
Станислаc Клоссовски - Золотая игра. Алхимические гравюры XVII века - Содержание
Предисловие «Касталии» к первому русскому изданию
Предисловие
Введение
ГРАВЮРЫ И КОММЕНТАРИИ
От автора
Франсуа Бероальд де Вервиль, ОБОЗРЕНИЕ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ, 1610 - Франсуа Бероальд де Вервиль, ПУТЕШЕСТВИЕ УДАЧЛИВЫХ ПРИНЦЕВ, 1610 - Генрих Купрат, АМФИТЕАТР ВЕЧНОЙ МУДРОСТИ, 1602 - Андреас Либавий, АЛХИМИЯ, 1606 - Штефан Михельшпахер, КАББАЛА, 1616 - Михаэль Майер, ARCANA ARCANISSIMA, 1614 - Михаэль Майер, LUSUS SERIUS, 1616 - Михаэль Майер, EXAMEN FUCORUM, 1617 - Михаэль Майер, JOCUS SEVERUS, 1617 - Михаэль Майер, ATALANTA FUGIENS, 1618 - Михаэль Майер, SYMBOLA AUREAE MENSAE, 1617 - Михаэль Майер, TRIPUS AUREUS, 1618 - Михаэль Майер, VIATORIUM, 1618 - Иоганн Даниэль Милиус, OPUS MEDICO-CHYMICUM, 1618 - Иоганн Даниэль Милиус, ANTIDOTARIUM, 1620 - Освальд Кролл, BASILICA CHYMICA, 1622 - Михаэль Майер, SEPTIMANA PHILOSOPHICA, 1620 - Иоганн Даниэль Милиус, PHILISOPHIA REFORMATA, 1622 - MUSAEUM HERMETICUM, 1625 - Ламбспринк, DE LAPIDE PHILOSOPHICO, 1625 - Иоганн Даниэль Милиус, ANATOMIA AURI, 1628 - Давид де Плани-Кампи, L’HYDRE MORBIFIQUE EXTERMINÉE, 1628 - Давид де Плани-Кампи, L'OUVERTURE DE L’ESCOLLE, 1633 - Элиас Эшмол, THEATRUM CHEMICUM BRITANNICUM, 1652 - Иоганн Иоахим Бехер, OEDIPUS CHIMICUS, 1664 - Иоганн де Монте-Снайдер, METAMORPHOSIS PLANETARUM, 1663 - Теодор Керкринг, COMMENTARIUS IN CURRUM TRIUMPHALEM ANTIMONII, 1671 - Иоганн де Монте-Снайдер (?), CHYMICA VANNUS, 1666 - Гуссен ван Вресвик, DE ROODE LEEUW, 1674 - Гуссен ван Вресвик, DE GROENE LEEUW, 1674 - Гуссен ван Вресвик, DE GOUDE LEEUW, 1675 - Гуссен ван Вресвик, DE GOUDE SON, 1675 - Альтус, MUTUS LIBER, 1677 - Барент Кундерс ван Гельпен, ESCALIER DES SAGES, 1689 - Александр Туссен де Лиможон де Сен-Дидье, LE TRIOMPHE HERMETIQUE, 1689 - Баро Урбигерус, APHORISMI URBIGERANI, 1690 - Кристофер Лав Морли и Теодор Майкенс, COLLECTANEA CHYMICA, 1693 - Якоб Бёме, THEOSOPHISCHE WERCKEN, 1682
В Западном обществе темнота непременно ассоциируется со злом, упадком, деструкцией, страхом и унынием. В своем стремлении к «свету» современное человечество утратило важную способность к погружению в недра души, утратило вертикаль развития в пользу горизонтального расширения. Свет — это периферия, прогресс, динамика, но в настоящее время это качество гипертрофировано настолько, что привело к выхолащиванию человечества, к уходу от центра, сияющего первозданной тьмой, что неминуемо обернется упадком. Люди забыли о том, что темнота вечна и бесконечна, а свет всегда имеет источник, следовательно, преходящ. Горизонталь духовного и психического расширения основана на преемственности, вертикаль же — это само-инициирование, где каждый «мужчина, и каждая женщина — звезда» или бог. Амбивалентность солнца вытеснена на периферию сознания человека.
Стантон Марлан - Черное Солнце. Алхимия и искусство темноты
М.: Клуб Касталия. 2015. — 272 с.
Стантон Марлан - Черное Солнце. Алхимия и искусство темноты - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ. ДЭВИД Х. РОЗЕН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕМНАЯ СТОРОНА СВЕТА
ГЛАВА II. СПУСК В ТЕМНОТУ
ГЛАВА III. АНАЛИЗ И ИСКУССТВО ТЕМНОТЫ
ГЛАВА IV. LUMEN NATURAE. ВНУТРЕННИЙ СВЕТ ТЬМЫ
ГЛАВА V. ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ — АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ НЕ-САМОСТИ
ЭПИЛОГ
Согласно физиологии, тело среднестатистического человека содержит около восьми унций поваренной соли и дефицит соли приводит к конвульсиям, параличу и смерти. В равной мере мы нуждаемся и в «философской соли».
Эрнест Джонс, Карл Густав Юнг, Джеймс Хиллман - Соль и Алхимическая Душа
«Касталия», 2022. — 242 с.
ISBN 978-5-521-16347-2
Эрнест Джонс, Карл Густав Юнг, Джеймс Хиллман - Соль и Алхимическая Душа - Содержание
Благодарности
Предисловие редактора
Введение
Эрнест Джонс - СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЛИ В ФОЛЬКЛОРЕ И СУЕВЕРИЯХ
Карл Густав Юнг - СОЛЬ
A. Соль как арканная субстанция
B. Горечь
С. Регенерация в морской воде
D. Интерпретация и значение соли
Джеймс Хиллман - СОЛЬ: ГЛАВА В АЛХИМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
I. В направлении субстанциальной психологии
II. Соляные шахты: добыча и создание соли
III. Когда и как солить
IV. Страсть соли
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: