Составитель предлагаемого вниманию читателя сборника (Дж. Сеннет) выбрал все значимые работы автора по эпистемологии и философии религии.
Этот выбор был мудрым, поскольку тяжело было найти менее технически сложные и более репрезентативные работы автора, о чем в «Послесловии» свидетельствует и сам Плантинга.
В целом же (и это я постараюсь показать ниже) вся работа Алвина Плантинги может быть охарактеризована таким, на первый взгляд, сомнительным определением, как «христианская философия».
Аналитический теист - антология Алвина Плантинги
Сост. Дж. Ф. Сеннет; пер. с англ. К. В. Карпова; науч. ред. В. К. Шохин
Ин-т философии РАН.— М.: Языки славянской культуры, 2014. —568 с.
ISBN 978-5-9905762-2-3
Аналитический теист - антология Алвина Плантинги - Содержание
Христианская философия Алвина Плантинги (К. В. Карпов)
Предисловие составителя
Алвин Плантинга. Основные даты биографии
Введение. Аналитический теист. Признательность (Дж. Ф. Сеннет)
I. ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ И АТЕОЛОГИЯ
1. Бог и аналогия
2. В защиту свободы воли
3. Онтологическое доказательство
4. Иррационален ли натурализм?
II. РЕФОРМАТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
5. Разум и вера в Бога
6. Обоснование и теизм
7. В защиту религиозного эксклюзивизма
III. БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА И АТРИБУТЫ
8. Необходимое сущее
9. Есть ли природа у Бога?
10. О решении Оккама
IV. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
11. Совет христианским философам
12. Мошенничество Шиэна: как теология превращается в шутовство
13. Христианская философия в конце XX века
Послесловие (А. Плантинга)
Алвин Плантинга: библиография
Благодарность издательствам
Аналитический теист - антология Алвина Плантинги - Из введения
Как хорошо известно, в 30-50-х гг. XX в. в аналитической философии господствовала такая критика религии и метафизики, основу которой составлял логический позитивизм и идея фальсификации критического рационализма. В отличие от критики религии века XIX-го, когда такими известными мыслителями, как Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, утверждалась социальная вредность религии и раздавались в связи с этим призывы к ее упразднению, позитивисты века ХХ-го пошли несколько дальше: они стали утверждать, что религия не просто вредна, а вообще не имеет никакого значения.
Так, большинство утверждений религии (например, «Бог — необходимо существующая сущность») были провозглашены простыми языковыми злоупотреблениями, т. е. ошибочными логико-синтаксическими конструкциями естественного языка. О тех же утверждениях, которые выглядели безупречно с точки зрения логико-синтаксического анализа (например, «Бог любит людей»), объявлялось, что ихневозможно эмпирически проверить. За подобными утверждениями религии и метафизики закреплялась некая эмотивная, эстетическая ценность, но с точки зрения познания, знания об устройстве мира, предоставляемого наукой, все это объявлялось не имеющим положительно никакого значения.
Да и эстетическая ценность таких высказываний, как считали логические позитивисты, также невысока: согласно известному изречению Р. Карнапа, «метафизики — музыканты без музыкальных способностей»[1]. Другим вызовом этого времени была критика со стороны критических рационалистов (К. Поппера, X. Альберта и др.), которые, однако, сместили акценты в своих рассуждениях: религиозные и метафизические утверждения не просто бессмысленны с познавательной точки зрения, а нефаль-сифицируемы.
Если уверенность религиозного человека в том, что «Бог любит людей», не могут поколебать те или иные ужасающие исторические события, то в этом проявляется косность верующего, а само это заявление в корне отлично от эпистемологически значимых утверждений эмпирической науки: ученые отказываются от них или изменяют свои взгляды под действием критики или новых эмпирических данных, т. е. их утверждения принципиально допускают возможность опровержения (фальсификации), а в случае религии это невозможно.
[1] Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник МГУ I Пер. Кезина А. В. Сер. 7 «Философия». № 6. М., 1993. С. 26.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: