Антология еврейской философии Нового и Новейшего времени

Антология еврейской философии Нового и Новейшего времени
Настоящая антология — это попытка представить русскоязычному читателю еврейскую философию Нового и Новейшего времени как целое. Такая задача предполагает немалые трудности и требует некоторого обоснования.
 
Первая проблема состоит в самом термине «еврейская философия». Все представленные в антологии авторы принадлежали к разным философским школам и традициям. Для чего их объединять в рамках общей рубрики «еврейское»? Причина такого объединения не состоит в национальных амбициях еврейской культуры, которая тем самым утверждает, что «у нас есть своя философия». Причины значительно более глубокие. Игнорирование факта внутреннего единства и преемственности еврейской филоcофии этого периода порождает искажение общей картины развития как еврейской, так и мировой культуры. Рассмотрение Мендельсона и Когена только в рамках немецкой философии, Левинаса в рамках французской, а Лео Штрауса в рамках американской ведет к недостаточному их пониманию и недоразумениям. Всякий человек, который хочет по-настоящему прочитать и осмыслить этих философов, должен учитывать их еврейский интеллектуальный контекст. Вся европейская философия, включая нациовальные традиции всех европейских народов, сформировалась на сочетании библейских и древнегреческих интеллектуальных корней, и понятно, что в развитии этих корней у еврейского народа тоже есть свое важное место. Его игнорирование влечет ущербность восприятия европейской философии в целом.
 
Другой трудностью при подготовке настоящего издания было недостаточное количество исследований, а зачастую и русских переводов вошедших в антологию авторов. Восполнить этот недостаток раз и навсегда невозможно. Специально для антологии были подготовлены переводы фрагментов Мендельсона, Крохмаля, Когена, Розенцвейга, Шолема, Хешеля и др. Но полноценное представление философских идей этих авторов читающей публике остается задачей, выходящей за рамки возможностей антологии. Мы надеемся, что в будущем появятся полные переводы произведений этих и других авторов, а также обстоятельные исследования их творчества.
 
Представленные в антологии авторы жили в разных странах, говорили на разных языках, относились к разным философским школам. Из шестнадцати авторов десять родились на территории России (включая Польшу), но только один М. Каган писал философские тексты по-русски. Все великолепно знали иврит, но только Шломо Маймон, Нахман Крохмаль и рав Соловейчик написали свои философские тексты на иврите. Из шестнадцати философов тринадцать родились или получили свое образование в Германии, но девять из них были изгнаны из Германии или были вынуждены бежать из нее сами. Разумеется, все эти исторические и личные обстоятельства налагают на данное философское направление целый ряд особенностей, которые нужно учитывать.
 

Антология еврейской философии Нового и Новейшего времени

Под редакцией И. Дворкина — М.; Иерусалим; Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2022. — 928 с. 
ISBN 978-5-905826-4-43 
 

Антология еврейской философии Нового и Новейшего времени - Содержание

Обложка
Титульный лист
Аннотация Выходные данные
Содержание
Посвящение Михаилу Шнейдеру (1957-2020)
Предисловие составителя
И. Дворкин. Еврейская философия как направление мировой философии
Раздел 1. Барух Бенедикт Спиноза
                Спиноза и его философия
                Этика, доказанная в геометрическом порядке. Пер. Н.А. Иванцова
                Богословско-политический трактат. Пер. М. Лопаткина
Раздел 2. Моше Мендельсон
                Мендельсон и его роль в философии
                Федон, или О бессмертии души. Пер. В. Я. Мызникова
                Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме. Пер. А. Ведрова
                О вопросе «Что значит просвещать?». Пер. М. Р. Демина
Раздел 3. Шломо Маймон
                Шломо Маймон, его личность и учение
                Автобиография. Пер. С. М. Якерсона
                Опыт о трансцендентальной философии. Пер. Г. Гимелыитейна и И. Микиртумова
                Гив‘ат ха-море. Возвышенность Учителя. Пер. У. Гершовича
Раздел 4. Нахман Крохмаль
                Рав Нахман Крохмаль и его «Путеводитель»
                Путеводитель растерянных нашего времени. Пер. И. Дворкина
Раздел 5. Герман Коген
                Герман Коген и его философская система
                Логика чистого познания. Пер. Е. Яндугановой, М. Шнейдера и В. Н. Белова
                Этика чистой воли. Пер. Е. Яндугановой
                Эстетика чистого чувства. Пер. Т.А Акиндиновой
                Религия разума из источников иудаизма. Введение. Пер. Е. Яндугановой
Раздел 6. Франц Розенцвейг
                Жизнь и мышление Франца Розенцвейга
                Звезда избавления. Пер. Е. Яндугановой
                Новое мышление. Пер. Е. Яндугановой
                Махлин В. Л. Комментарии к «Новому мышлению» Ф. Розенцвейга
                Письмо Мартину Буберу (сентябрь 1922). Пер. Е. Яндугановой
Раздел 7. Мартин Бубер
                Философский прорыв Мартина Бубера
                Я и ты. Пер. Н. Файнгольда
                Проблема человека. Пер. Ю. С. Терентьева
                Путь человека по хасидскому учению. Пер. Н. Гучинской
                К истории диалогического принципа. Пер. В. Л. Маклина
Раздел 8. Гершом Шолем
                Гершом Шолем—ученый и мыслитель
                Десять неисторических тезисов о каббале. Пер. М. Шнейдера
Раздел 9. Матвей Каган
                Матвей Каган и судьба его философского наследил
                Из статьи «Проблема единства бытия»
                О ходе истории
                Еврейство и кризис культуры
Раздел 10. Йосеф Дов ґа-Леви Соловейчик
                Философское учение рабби Соловейчика
                Человек галахи — видимый и скрытый. Пер. Л. Китросского
                Одинокий верующий человек. Пер. Ф. Горфункель
Раздел 11. Авраам Иеґошуа Хешель
                Иегошуа Хешель, его жизнь, идеи и деятельность
                Бог ищет человека. Философия иудаизма (вступление). Пер. К. Кордюковой и А Пшеницкого
                Подборка афоризмов из книги. Пер. И. Дворкина и М. Эскиной
                Шаббат и его значение для современного человека (анонимный перевод)
Раздел 12. Мордехай Каплан
                Мордехай Каплан и еврейская цивилизация
                Иудаизм как цивилизация. Пер. И. Мальского
Раздел 13. Элиезер Беркович
                Элиезер Беркович, его жизнь и понимание истории
                Бог, человек и история. Пер. Мириам и Леви Китросских
Раздел 14. Эмиль Факенхейм
                Учение о Холокосте Эмиля Факенхейма
                Освенцим как вызов философии и теологии. Пер. Т. Подольной
Раздел 15. Лео Штраус
                Политический философ Лео Штраус
                Иерусалим и Афины. Некоторые предварительные рассуждения. Пер. И. Басс
Раздел 16. Эммануэль Левинас
                Трудный путь к Другому в философии Эммануэля Левинаса
                От существования к существующему. Пер. Н. Б. Манъковской
                Время и другой. Пер. А. В. Парибка
                Тотальность и бесконечное. Пер. И. С. Вдовиной
                От бытия к иному. Пер. Б. В. Дубина
                Трудная свобода. Пер. Г. В. Вдовиной
Список сокращений
Указатель цитат из Библии, Талмуда и литературы Мидраша
Указатель понятий
Указатель имен
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat lexmak