Перед вами необычный «путеводитель» по русской иконографии. В отличие от большинства альбомов и книг, он посвящен не отдельным сюжетам и не известным шедеврам. Речь идет о том, что необходимо для их «прочтения». Главная цель книги — дать ключи, которые позволят ориентироваться в безбрежном мире икон и настенных росписей, понимая логику изображений и информацию, скрытую в деталях. Как будет видно, для этого совершенно недостаточен каталог-указатель икон, как бы подробно он ни был прокомментирован. Знать множество сюжетов и историю их развития важно, но такую информацию сегодня легко найти и в Интернете — для ознакомления, и в научной литературе — для изучения. Именно этому посвящены бесчисленные альбомы и интернет-ресурсы. И все же этого мало. Чтобы понимать иконографию, нужно ориентироваться не только в ее «словаре», но и в «грамматике». Чтобы верно читать все, о чем говорит икона, нужно разобраться в том, как она построена. Научиться замечать нюансы и особенности, которые делают неповторимым каждый образ.
Мы будем двигаться от мелких и незаметных элементов к более крупным и сложным. Рассмотрим геометрические принципы, которые позволяют иконописцам рассказывать о пространстве и об изображенных предметах. Знаки — мельчайшие «кирпичики», из которых строится любой визуальный рассказ. (Как увидим, они насыщают изображение множеством смыслов, иногда совершенно неожиданных.) Поговорим о многих фигурах и мотивах, их особенностях и редких вариациях. Наконец, в конце рассмотрим курьезы и ошибки. Визуальные решения, которые породили легенды вокруг отдельных персонажей. Это позволит лучше понять, как живет, меняется и развивается язык русской иконографии.
В этой книге почти не идет речь о стилистике. Это важное ограничение. Стиль не только влияет на наше эстетическое восприятие образа — он позволяет определять школу, примерное время и место создания иконы. Но серьезный анализ стилистики — искусствоведческое поле. Оно слишком специфично для тех, кто не занят профессионально историей искусства. А попытки говорить о стиле в популярном ключе рождают поток эмоциональных характеристик («утонченный», «изысканный», «мрачный», «сияющий»...). Без отточенного на практике умения отличать нюансы красок, линий, форм все эти описания остаются «немыми» для читателя. Я не искусствовед и не буду вторгаться в чужое поле. Перед нами совсем другие задачи. Эта книга посвящена тому, как «читать» иконы. Другими словами, она посвящена иконографии — и, отчасти, антропологии искусства. Мы будем говорить только о тех художественных приемах, которые можно четко описать и которые нужны для понимания образа.
Антонов Дмитрий Игоревич - Нимб и крест: как читать русские иконы
Москва : Издательство ACT, 2023. — 304 с. — илл.
Искусство. Подарочная энциклопедия
ISBN 978-5-17-126938-8
Дмитрий Антонов - Нимб и крест: как читать русские иконы - Содержание
К читателю - о чем эта книга и зачем
Глава 1. Иконы и люди
- Икона: в поисках определения
- Тело святого и «тело» иконы
- Средневековый зритель
- Иконы и фольклор: что общего
- Иконографический «Канон» - реальность или фантом
- Постсоветский ренессанс: от прошлого к будущему
Глава 2. Геометрия иконы
- Перспектива: обратная, прямая и
- Суммирование ракурсов
- Круговой обзор
- Суммирование и движение
- Динамика: рассказ о действии
- Правое и левое
- Визуальные акценты: положение, освещение, размер
- За стеной и под землей: внутреннее пространство
Глава 3. Знаки
- Дерево, горка, дом: маркеры пространства
- Знаки святости: нимб, «слава», мандорла
- «Антинимб»: хохлы и шапки
- Вздыбленные vs растрепанные: волосы аскетов
- Борода
- Профиль и фас
-
Жесты
- Благословение и приказ
- Молитва, предстояние, внимание
- Скорбь и страх
- Бегство и преследование
- Триумф
- Прикосновение к святому
- Искушение и вдохновение
- Умирание: смерть и метафора смерти
- Публичные жесты
-
Атрибуты
- Крылья·святых
- Голова и чаша: знаки мученичества
- Атрибуты пророков: рассказ о будущем
- Одежда
- Книга и свиток
- Ключ
- Крест
- Цвета
Глава 4. Сюжеты и знаки: принципы чтения
- Распятие
- Сошествие во ад
- Битва новгородцев с суздальцами
- Хвалите Господа с небес
Глава 5. Курьезные мотивы
- Ослиная челюсть, мальчик с занозой и змей с женским лицом
- Рождество Христово и старый пастух
- Адская троица
- Визуальные ошибки: нимбы демонов и грешников
Заключение
Сокращения
От авторов.Эта книга появилась почти случайно. Ее замысел возник во время работы над другой монографией, посвященной древнерусской книжной и народной демонологии, средневековым представлениям о дьяволе, его действии в мире и борьбе, которую ведут с ним ангелы и люди.
Однако, как только мы подступились к этому проекту, стало ясно, что одними текстами ограничиться нам не удастся. Слишком велика в Средневековье была роль визуального.
Одним из основных каналов трансляции демонических образов служили разнообразные изображения: от амулетов-змеевиков и литых образков до икон, от книжных миниатюр до фресок. Невозможно было двигаться дальше, не разобравшись в том, как визуальная демонология соотносится с книжной, существуют ли мотивы, которые известны только в иконографии и не имеют точных аналогов в письменных источниках, по каким принципам текст претворяется в изображение и как часто изображения сами влияют на тексты, и т.д.
Поставить все эти вопросы было намного проще, чем найти на них хотя бы частичный ответ, поскольку древнерусская визуальная демонология, в отличие от европейской1, до сих пор практически не изучена.
Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа
М.: Издательство «Индрик», 2011. — 384 с, ил.
ISBN 978-5-91674-149-0
Дмирий Антонов - Демоны и грешники в древнерусской иконографии - Содержание
ВВЕДЕНИЕ. УВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ
ГЛАВА I. «ОБРАЗ ВРАГА» В САКРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
-
1. НЕГАТИВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ИЗОБРАЖЕНИИ
- 1.1. Дьявол НА ИКОНЕ?
- 1.2. «ОПАСНЫЕ» ОБРАЗЫ — ЗАТИРАНИЕ лиц
- 1.3. ПОЛОЖЕНИЕ головы: ПРОФИЛЬ и АНФАС
-
2. От ТЕМНОГО АНГЕЛА к ЗООМОРФНОМУ МОНСТРУ
- 2.1. Истоки ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ ДЕМОНОВ
- 2.2. Хохол КАК МАРКЕР ДЕМОНИЧЕСКОГО
- 2.3. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ истоков — МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ
ГЛАВА II. БЕСЫ, ГРЕШНИКИ и МОНСТРЫ: СЕМИОТИКА ДЕМОНИЧЕСКОГО
-
1. ДРЕВНЕРУССКИЙ дьявол: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА
- 1.1. ВИЗАНТИЙСКИЙ дьявол НА РУСИ
- 1.2. От ГАДЕСА К САТАНЕ
- 1.3. КРЫЛАТЫЕ эйдолоны
- 1.4. Дьявол и ДЕМОНЫ: ВИЗУАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ
- 1.5. ПЛАМЕНЕЮЩИЕ волосы БЕСА
- 1.6. ХОХОЛ И БОРОДА КАК «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» САТАНЫ
- 1.7. ДЕМОН В ЛИЧИНЕ АНГЕЛА, ЧЕЛОВЕКА, ЗВЕРЯ
- 1.8. ЗМЕЙ, ДРАКОН и БЕС
- 1.9. ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
- 1.10. РОГА и ШАПКИ
-
2. ГРЕШНИКИ, ЕРЕТИКИ, ИНОВЕРЦЫ: ДЕМОНИЗАЦИЯ ВРАГА
- 2.1. Истоки ТРАДИЦИИ: ВИЗАНТИЯ и ЗАПАД
- 2.2. РИМСКИЕ ЛЕГИОНЕРЫ и ВОИНЫ-ГРЕШНИКИ
- 2.3. ГРЕШНИКИ НА ЗЕМЛЕ и в ПРЕИСПОДНЕЙ
- 2.4. ОДЕРЖИМЫЕ
- 2.5. Язычники
- 2.6. Идолы
- 2.7. «ДИВИЕ НАРОДЫ» и МОНСТРЫ
-
3. ИКОНОГРАФИЯ, книжность и НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
- 3.1. ИЗОБРАЖЕНИЯ и ТЕКСТЫ: «КОЧУЮЩИЕ» ОБРАЗЫ
- 3.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ и ФОЛЬКЛОР Нового ВРЕМЕНИ
ГЛАВА III. DANSE MACABRE ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
-
1. ДЕМОНЫ-МОНСТРЫ
- 1.1. «ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВСПЛЕСК» и ЭСХАТОЛОГИЯ
- 1.2. «Один НАГ, ДРУГОЙ в КАФТАНЕ»
-
1.3. «ГРАММАТИКА» ДЕМОНИЧЕСКОГО В ПОЗДНЕЙ ИКОНОГРАФИИ
- а. От «теней»-эйдолонов к зооморфным гибридам
- б. «Имя им легион»: пестрота дьявола
- в. Умножение лиц и телесный низ
- г. Язык дьявола — язык огня — язык грешника
- 1.4. ДЕМОНИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ЗНАКИ
-
2. АНТИХРИСТ: «ПЕСТРЫЙ» ВРАГ АПОКАЛИПСИСА
- 2.1. ЗВЕРЬ, ПРИЗРАК или ЧЕЛОВЕК?
- 2.2. «Око ЛЬВА», или КАК ОПИСАТЬ АНТИХРИСТА
- 2.3. ПРЕЛЬСТИТЕЛЬ и ЗВЕРЬ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ
- 2.4. Головы, РОГА и ВЕНЦЫ: ОБРАЗЫ ОТКРОВЕНИЯ
- 2.5. В ЛОНЕ САТАНЫ: АНТИХРИСТ или ИУДА?
-
3. СМЕРТЬ: ОЖИВШАЯ МЕТАФОРА
- 3.1. МНОГОЛИКАЯ ИКОНОГРАФИЯ СМЕРТИ
- 3.2. СМЕРТЬ и ДРУГИЕ ДЕМОНЫ
- 3.3. ДРЕВНЕРУССКИЙ МАКАБР?
- 3.4. ЮНОША, ЛЕВ и СТАРУХА
- 3.5. СМЕРТЬ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ и ПОВЕРЖЕННАЯ
- 3.6. ЧЕТВЕРТЫЙ ВСАДНИК АПОКАЛИПСИСА
- 3.7. СМЕРТЬ У ОДРА УМИРАЮЩЕГО
- 3.8. «И ЗА сим явится...»
- 3.9. ТРИУМФ и ЗАКАТ ДРЕВНЕРУССКОЙ СМЕРТИ
- 3.10. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ
-
4. Ад: PERSONA или LOCUS?
- 4.1. МЕТАФОРЫ и ПЕРСОНИФИКАЦИИ
- 4.2. «ГОРТАНЬ АДОВА»: НЕНАСЫТНЫЙ МОНСТР
- 4.3. ГОЛОВА АДА
- 4.4. «И АД СЛЕДОВАЛ ЗА ним...»
ГЛАВА IV. «КАРТИНЫ АДА»: ЛИЦЕВЫЕ СБОРНИКИ XVII-XVIII вв
-
1. «ДАНТОВСКИЕ СЮЖЕТЫ» НА РУСИ
- 1.1. РЕАЛЬНОСТЬ или символ?
- 1.2. ЗАГРОБНЫЕ МУКИ до СТРАШНОГО СУДА
- 1.3. КРУГИ, ПЕЩЕРЫ, КЛЕЙМА
- 1.4. СИМВОЛИКА КАЗНЕЙ
- 1.5. «ПОЛОЖИТЕ ЕГО НА ЛОЖЕ МОЕМ...»
- 1.6. ДЕМОНЫ-МУЧИТЕЛИ, ИЛИ СПОРЫ ОБ ОЧЕВИДНОМ
-
2. «ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ» ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- 2.1. ИУДА В АДУ
- 2.2. ДЕМОНОЛОГИЯ или БЕСТИАРИЙ?
- 2.3. «ПОРТРЕТЫ» ДЬЯВОЛА
- 2.4. «ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»
- 2.5. ЧЕМ ЧЕРТ НЕ ШУТИТ. От СТРАХА К ГРОТЕСКУ?
- 2.6. «ПОДВИЖНАЯ» ИКОНОГРАФИЯ АДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «ОБРАЗ ВРАГА»: от СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
ЭКСКУРС. СМЕРТЬ НА КАРПАТСКИХ ИКОНАХ СТРАШНОГО СУДА
Список СОКРАЩЕНИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ
ЭКСКУРС. СМЕРТЬ НА КАРПАТСКИХ ИКОНАХ СТРАШНОГО СУДА
Список СОКРАЩЕНИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ
Все детали, повторяющиеся в текстах и миниатюрах, порой создают ложное ощущение, что образы ада исторически неизменны и из века в век различаются лишь в мелочах. Это, конечно, только иллюзия. Древнейшие монументальные изображения преисподней появляются на Руси в XI—XII вв., когда на стены храмов в Новгороде, Старой Ладоге, Переславле-Залесском, Киеве и Владимире помещают композицию Страшного суда с обязательной геенной огненной (правда, «адская» часть сохранилась далеко не везде).
Если сравнить эти росписи с фресками XVII в. или инфернальными образами старообрядческих рукописей, мы увидим, что со времен Киевской Руси к порогу Нового времени иконография преисподней радикально преобразилась.
Дмитрий Антонов, Михаил Майзульс - Анатомия ада – Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии
Москва: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014 г. — 240 с.
ISBN 978-5-91134-842-7 (ФОРУМ)
ISBN 978-5-9903746-6-9 (НЕОЛИТ)
Дмитрий Антонов, Михаил Майзульс - Анатомия ада – Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии - Содержание
Хождение по мукам: визуальный путеводитель по невидимому
Иконография демонов
Приметы бесов: маркеры демонического
Вертикаль власти: иерархия демонов
Путь погибели
Искушение и научение
Призрачные маски дьявола
На службе сатаны
Хождение по мытарствам
Исход души
Посмертные испытания
Лестница на небеса
Воздушные «станции»
Змей: мытарства и страшный суд
Царство дьявола
Ад как пространство
Геометрия ада: пещеры, круги, клейма
Стихии ада: пламя, холод и тьма
Рай и ад: иконографические оппозиции
«Живой ад»
Старик Гадес: от Ада к Сатане
Хищный трон Сатаны
Пасть ада: погибель как пожирание
Огненный великан и сатанинская «троица»
В погоне за Смертью: Ад в Апокалипсисе
Пространство насилия
Символика казней
Демоны-мучители
Грешники как демоны: визуальная демонизаиия
Иуда: сын погибели
Видения ада: ггрешница на звере
Видения ада: «древо греха»
Между раем и адом: милостивый блудник
Царь и его царство
Сатана: повелитель/узник
Поверженный дьявол, поверженный ад
Список сокращений
Список иллюстраций
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: