Сегодня чрезвычайно важно обратиться к историческому опыту категоризации феномена религиозности в дефинициях термина «религия», который в современных международных правовых документах сознательно понимается в предельно широком значении. Так, в ходе слушания этого дела (Манусакис против Греции, 1996 год) Европейский суд пришел к выводу, что государство не имеет права выносить решение относительно того, действительно ли при слушании дела что-то является религией или нет, и недвусмысленно объявил, что политика, которая лежит в основе гарантий на свободу вероисповедания, обеспечиваемых Конвенцией (Европейской Конвенцией по правам человека), заключается в следующем: «гарантировать настоящий плюрализм вероисповеданий». Достаточно того, что организация верующих честно признает себя религией. Суд отметил, что «Свобода вероисповедания, гарантией которой является Конвенция, исключает всякое право государства определять законность религиозных верований или способов выражения этих верований...» Определение религии, применяемое в Конвенции и Международном пакте о гражданских и политических правах, очень широко и включает в себя как теистические, так и нетеистические религии, а также «редкие и практически неизвестные верования»... Комитет со вниманием рассматривает любую склонность к дискриминации любой религии или веры по любому поводу, включая тот факт, что эти религии являются новыми или нетрадиционными, и это может стать поводом враждебного отношения к ним со стороны господствующих религиозных сообществ» , что в определенной мере соответствует характеру нового законодательства РФ, регламентирующего сферу свободы совести и отношений религиозных объединений, образовательных программ по религиоведению, истории и философии религии. В этой связи особую значимость приобретает категориальный понятийный аппарат, применяемый для описания и объяснения данной области социального бытия.
В методологическом плане необходимо обратиться и к предельным общим проблемам религиоведческой науки, к переосмыслению сложившихся подходов к исследуемой проблематике.
Религиоведение сегодня понимается как наука, изучающая «закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры» .
Уже в самом названии «религиоведение» содержится возможность альтернативного его истолкования, заключающаяся в поляризованности самого общего понимания как «ведения», так и «религии» в современной культуре. С одной стороны, особенностью терминов, заканчивающихся на «-ведение» (источниковедение, искусствоведение, кантоведение, сектоведение в богословии и т.п.), является то, что они отражают позицию внешнего рассмотрения исследуемого предмета. Так, к примеру, в православной апологетике «сектоведом» считается именно православный богослов, а не сам адепт «сектантского» (с точки зрения православного богословия) исповедания, так же как и «кантоведение» не тождественно «кантианству». Само светское «религиоведение» возникает в XIX веке в оппозицию конфессиональной апологетике как академическое, научное исследование. «Ведение» в этих случаях противопоставляется как внешняя и объективная позиция беспристрастного наблюдателя заинтересованности, вовлеченности, субъективности и односторонности позиции «адепта».
Аринин Е.И. - Феномен религии - Исторический и логико-методологический анализ интерпретаций религиозности
Учеб. пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 2002. 160 с.
ISBN 5-89368-315-3
Аринин Е.И. - Феномен религии - Содержание
Предисловие, или в каких терминах сегодня говорят о религии
-
Глава 1. Генезис проблематики категоризации религиозности
- Проблематичность постижения феномена религии
- Принципы как фундаментальные методологические подходы
- Понятие основания явлений, изучаемых религиоведением
- Основные выводы по первой главе
-
Глава 2. Субстратный принцип познания сущности явлений в религиоведении
- Становление субстратного подхода
- Развитие субстратного подхода в теологии и религиоведении
- Методологическая роль субстратного подхода в современном религиоведении
- Основные выводы по второй главе
- Вместо заключения, или возможность диалога теологии и религиоведения
Приложение
Евгений Аринин - Что такое религия: 500 Определений термина с комментариями
Владимир 2013
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Евгений Аринин - Что такое религия: 500 Определений термина с комментариями - Содержание
Предисловие
А. Древний мир и Новое время
- 1. Этимология и семантика слова «religio». Историко-культурный контекст
- 2. Античные истоки: первые определения теологов, натурфилософов и политиков
- 3. Средние века: теология и философия в поисках «истинной религии»
- 4. Возрождение: «всеобщая религия» и конфликты юрисдикций
- 5. Новое время: наука, мораль и «сверхъестественное»
Б. Новейшее время: проблема «религии как таковой»
- 1. Библеистика, история и философия религии
- 2. Фольклористика, антропология и феноменология религии
- 3. Психология и социология религии
- 4. Религия, конфессии и наука. Идеология и религия в СССР и мире
В. Религия в эпоху массмедиа
- 1. Конфликт «открытого» и «эксклюзивного» определений
- 2. Новая религия кинематографа А.Тарковского
- 3. «Киберрелигия» интернета
Евгений Игоревич Аринин - Религиоведение в XXI веке: «религия» как слово и термин
Издательство ВлГУ, 2014 год – 336 с.
ISBN 978-5-9984-0541-9
Евгений Игоревич Аринин - Религиоведение в XXI веке: «религия» как слово и термин - Содержание
Введение
Глава 1. «Религия» и «религиоведение» как символическая реальность
- 1.1. «Религия» как «символическая модель» и ее «онтогенез»
- 1.2. Филогенез лексемы «религия»: этимология и полилингвизм
- 1.3. «Маркирование другого»: «религия» и «не религия»
Глава 2. «Верующий» и «религиозный» как социальная реальность
- 2.1. «Верующий», «вера» и «религиозность» как социальные конструкции
- 2.2. Парадоксы религиозности «верующих»
- 2.3. Религиозность дифференцированной личности
Глава 3. «Религия» в контексте «глокального религиоведения»
- 3.1. «Религиоведение» и науки о религии
- 3.2. Религиоведение как «область исследований»
- 3.3. Религиоведение и теология как образовательные проекты
Заключение
Библиографический список
Аринин Е.И. - Религиоведение - Введение в основные концепции и термины - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
М.: Академический Проект, 2020. — 320 с. — («Gaudeamus»).
ISBN 978-5-8291-3276-7
Аринин Е.И. – Религиоведение – Содержание
Предисловие
Глава 1. Проблема постижения сущности религии
- 1.1. Проблематичность постижения феномена религии
- 1.2. Проблематичность европоцентризма
- 1.3. Проблематичность ессенциализма
- Основные выводы по первой главе
- Примечания
Глава 2. Попытки статичного понимания сущности феноменов религии
- 2.1. Становление статичного подхода
- 2.2. Развитие понимания статичного основания и статизма
- 2.3. Значение статичного истолкования религиозности
- Примечания
Глава 3. Попытки динамичного понимания основания явлений религиозности
- 3.1. Становление представлений о динамичном основании явлений религии
- 3.2. Развитие понимания деятельного основания и динамизма
- 3.3. Значение функционализма в истолковании явлений религиозности
- Примечания
Глава 4. Попытки системно-целостного понимания религиозности
- 4.1. Становление представлений о целостности религии
- 4.2. Развитие понимания системности статизма и динамизма
- 4.3. Значение субстанционализма в религиоведении
- Примечания
Вместо заключения, или Возможность диалога теологии и религиоведения
Приложение: 100 определений религии
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: