Без малого сотню лет христиане, иудеи и мусульмане создавали воинствующие религиозные течения, пытаясь вытащить Бога и религию из закулисья, куда их загнала современная секулярная культура, на авансцену. Так называемые фундаменталисты убеждены, что сражаются за веру в мире, враждебном религии по самим своим основам. Они ведут войну против современного светского общества и достигли в ней заметных результатов.
В США некоторым участникам правохристианского движения удалось перещеголять фундаменталистов 1970-х. Последнюю главу своей книги я посвятила реконструкционизму и христианской идентичности, оставившим и Джерри Фолуэлла, и «Моральное большинство» (Moral Majority) далеко позади. Это уже постфундаментализм, гораздо более пугающий, бескомпромиссный и радикальный. Точно так же террористы, по всей видимости, представляют собой некое новое, более зловещее крыло исламского фундаментализма.
Вы увидите также, что наиболее радикальным формам фундаментализма присущ врожденный нигилизм. Фундаменталисты всех трех религий вынашивали мечты о разрушении и истреблении, временами, как я покажу в главе 10, доходя до осознанного самоуничтожения. Наглядный тому пример — планы «Еврейского подполья» взорвать иерусалимскую мечеть Купол Скалы в 1979 г. Этот теракт стал бы гибельным для Израиля как государства. Еврейских фундаменталистов вдохновляли мистические убеждения: устраивая апокалипсис на земле, они надеялись вынудить Господа послать спасение с небес. Мусульманские террористы-смертники тоже действуют не иначе как методом самоуничтожения. Точно так же (но на другом уровне) выходки Джима и Тэмми Фэй Бэккер и Джимми Сваггерта, вызвавшие скандал на американском телевидении в 1980-е гг., представляли собой нигилистический бунт против более спокойного фундаментализма Джерри Фалуэлла. Это была очередная форма постфундаментализма, поощрявшего антиномианистические стремления к «священному греху». Возможно, организаторы теракта 11 сентября тоже дошли до той черты, за которой начинается мусульманский антиномианистический постфундаментализм, и решили, что нет больше ничего святого. За этой чертой самые жестокие и бесчеловечные действия могут восприниматься как благо.
Как бы то ни было, страшная трагедия 11 сентября доказывает, что, оправдывая верой ненависть и убийства, отказываясь от присущей всем главным мировым религиям идеи милосердия, человек вступает на путь поражения этой веры. Воинствующая религиозность способна ввергнуть своих самых ярых последователей в моральную тьму, несущую угрозу всем нам. Если фундаменталисты всех трех религий обратятся к более нигилистичным и радикальным взглядам — миру конец. Именно поэтому так важно научиться понимать, что кроется за глубочайшим разочарованием фундаменталистов в современности и что ими движет. Пока в терактах участвует лишь мизерный процент фундаменталистов, большинство же просто пытаются жить по заветам своей религии во враждебном, по их мнению, мире. Будет прискорбно, если своим невежеством и презрением мы побудим фундаменталистов пополнить экстремистские ряды. Поэтому давайте делать все возможное, чтобы предотвратить эту страшную возможность.
Одной из самых поразительных тенденций конца XX в. стало зарождение и развитие внутри каждой из основных мировых религий воинствующего направления, получившего название «фундаментализм». Отдельные его проявления порой заставляют содрогнуться. Фундаменталисты расстреливали молящихся в мечети, убивали врачей и медсестер, работавших в абортариях, покушались на президентов и даже свергли могущественное правительство. И хотя теракты совершает лишь незначительное меньшинство фундаменталистов, даже самые мирные и законопослушные из них вызывают не меньшее недоумение, поскольку решительно отвергают самые ценные достижения современного общества.
Фундаменталисты не приемлют демократию, плюрализм, религиозную толерантность, миротворчество, свободу слова и отделение церкви от государства. Христианские фундаменталисты отрицают открытия в области биологии и физики, касающиеся происхождения жизни, веря в научную точность изложенного в Книге Бытия. В отличие от всех тех, кто сбрасывает оковы прошлого, еврейские фундаменталисты, наоборот, еще больше ужесточают соблюдение своего богодухновенного закона, а мусульманки, отказываясь от свобод, завоеванных западными женщинами, закутываются в чадру и паранджу. И мусульманские, и еврейские фундаменталисты лишь в религиозном ключе рассматривают арабо-израильский конфликт, зародившийся на самой что ни на есть светской почве.
Это религиозное наступление застало многих исследователей врасплох. В середине XX в. секуляризм казался необратимым, большинство привыкло к мысли, что вера уже не сможет оказывать существенного влияния на мировые события. Считалось, что по мере рационализации человеческого сознания нужда в религии пропадет—либо религиозность будет довольствоваться рамками личной сферы, оставаясь частным делом верующего. Однако в конце 1970-х фундаменталисты начали восставать против доминирования этих секуляристских взглядов, превращая религию из маргинального явления в главный вопрос современности.
И в этом, по крайней мере, им удалось добиться значительных успехов. Религия снова стала внушительной силой, с которой пришлось считаться любым властям. Несмотря на ряд поражений, фундаментализм не сдался. Он остается значимым фактором современной жизни и, без сомнения, будет играть важную роль во внутренней и внешней политике будущего. А значит, необходимо попытаться понять, что представляет собой эта форма религиозности, как и в силу каких причин она сложилась, что может сказать нам о нашей культуре и как с ней лучше сосуществовать.
Однако, прежде чем перейти к подробному рассмотрению, давайте разберем сам термин «фундаментализм», который многие находят неудачным. Его авторство принадлежит американским протестантам. В первые десятилетия XX в. часть из них стала называть себя фундаменталистами, в отличие от более «либеральных» единоверцев, которые, по их мнению, полностью искажали христианскую религию. Фундаменталисты хотели вернуться назад, к основам, поставить во главу угла «фундаментальные принципы» христианства, под которыми они понимали буквальное толкование Писания и принятие ряда ключевых доктрин. С тех пор термин «фундаментализм» стал без разбора применяться к реформаторским движениям и в других мировых религиях, что не вполне корректно. Предполагается, что фундаментализм одинаков во всех своих проявлениях. Однако это не так. Каждая его разновидность имеет свои законы и свою динамику.
Кроме того, такая терминология наводит на мысль, что фундаменталисты по определению традиционны и привязаны к прошлому, тогда как на самом деле их идеи вполне современны и отличаются новаторством. Да, американские протестанты намеревались вернуться к «основам», однако делали они это самым современным способом. Бытует мнение, что христианский термин неприменим к движениям с совершенно другими приоритетами. Например, мусульманских и иудейских фундаменталистов доктрина не особенно заботит, это в основном прерогатива христиан. В буквальном переводе на арабский «фундаментализм» будет звучать как «усулия» — изучение источников различных предписаний и принципов исламского закона. Большинство мусульманских активистов, называемых фундаменталистами на Западе, не имеют никакого отношения к исламской науке и преследуют совершенно иные цели. А значит, термин «фундаментализм» в данном случае некорректен.
Другие возражают, что, хотим мы того или нет, слово «фундаментализм» уже прижилось как термин. И я склонна с этим согласиться: пусть термин не идеален, однако он выступает удобным наименованием движений, которые при всех своих различиях имеют четкое фамильное сходство. Во введении к своему монументальному шеститомнику «Фундаменталистский проект» (Fundamentalist Project) Мартин Марти и Скотт Эпплби доказывают, что все разновидности фундаментализма строятся по определенной схеме. Это воинствующая форма духовности, появляющаяся в ответ на кризисную ситуацию. Фундаментализм вступает в борьбу с противником, чья секуляристская политика и убеждения кажутся направленными против самой религии.
Фундаменталисты не считают эту борьбу политической в общепринятом смысле слова, они воспринимают ее как космическую битву между силами добра и зла. Боясь уничтожения, они пытаются укрепить свою оказавшуюся в опасности идентичность посредством обращения к избранным доктринам и практикам прошлого. Чтобы избежать порчи, они зачастую отмежевываются от общества и создают контркультуру, однако фундаменталистов не стоит считать витающими в облаках мечтателями. Они усвоили прагматичный модернистский рационализм и под руководством своих харизматичных лидеров творчески перерабатывают «фундаментальные основы», создавая идеологию, которая станет программой действий для верных. В конце концов они переходят к попыткам заново обратить к религии все более проникающийся скепсисом мир.
При разборе этого глобального отклика на современную культуру я ограничусь лишь несколькими фундаменталистскими движениями, сложившимися в иудаизме, христианстве и исламе — в трех монотеистических религиях. Я буду рассматривать их не по отдельности, а в хронологической параллели, так, чтобы было очевидно, насколько велико между ними сходство. Ограничивая число исследуемых фундаменталистских течений, я надеюсь изучить это явление более подробно, чем получилось бы в более общем обзоре.
Перед нами предстанут американский протестантский фундаментализм, иудейский фундаментализм в Израиле, мусульманский фундаментализм в суннитском Египте и в шиитском Иране. Я не берусь утверждать, что мои выводы верны для всех остальных форм фундаментализма, однако надеюсь показать, насколько общими были страхи, желания и тревоги — составляющие обычную реакцию на определенные трудности современного светского мира, — которые лежали в основе перечисленных движений, принадлежащих к числу самых влиятельных и выдающихся.
В каждую эпоху, при каждом укладе находились люди, вступающие в борьбу с новыми реалиями своего времени. Однако фундаментализм, который мы рассмотрим, — явление прежде всего XX в. Это ответная реакция на научную секулярную культуру, которая зародилась на Западе, а затем проникла и в другие части света. На Западе сложилась совершенно беспрецедентная и неповторимая цивилизация, поэтому религиозный отклик на нее тоже оказался уникальным. Фундаменталистские движения, развившиеся в наши дни, неразрывно связаны с эпохой модерна. Они могут отвергать научный западный рационализм, но не могут от него укрыться. Западная цивилизация изменила мир. Ничто, в том числе и религия, больше не станет прежним. По всему миру люди пытаются бороться с этими новыми условиями и вынуждены производить пересмотр своих религиозных традиций, изначально соответствовавших обществу совсем другого типа.
Схожий переходный период пришлось пережить и Древнему миру. Он длился приблизительно с 700 по 200 г. до н. э. и получил у историков название осевого времени, поскольку стал базисным для духовного развития человечества. Сама эпоха была плодом многотысячелетнего экономического, а значит, и социального, и культурного развития, начавшегося в Шумере (на территории нынешнего Ирака) и Древнем Египте. Не ограничиваясь выращиванием урожая, достаточного для удовлетворения насущных потребностей, люди IV—III тыс. до н. э. научились производить сельскохозяйственные излишки, которыми можно было торговать, получая дополнительный доход. Благодаря ему они смогли строить цивилизации, развивать искусство и создавать все более могущественные политические объединения: города, города-государства, а затем и империи. В аграрном обществе власть больше не принадлежала единолично вождю или жрецу, теперь она частично сосредоточивалась и на рынке — источнике богатства каждой культуры. Изменившиеся обстоятельства рано или поздно заставляли людей осознать, что языческая вера, так хорошо служившая их предкам, уже не отвечает их жизненным потребностям в полной мере.
У жителей городов и империй осевого времени расширялись горизонты сознания, и старые местные культы начинали казаться ограниченными и косными. Высшая сила переставала быть пантеоном божеств, возникала привычка поклоняться одному, общему источнику сакрального. Увеличение свободного времени привело к развитию внутренней жизни, и люди ощутили потребность в духовности, не зависящей исключительно от внешних проявлений. Самые чуткие к требованиям времени озаботились проблемой социальной несправедливости, она казалась неотъемлемой частью аграрного общества, зависящего от труда крестьян, которые не могли насладиться плодами высокой культуры. Соответственно, находились пророки и реформаторы, доказывающие, что духовная жизнь невозможна без сострадания: признаками истинной веры стали способность увидеть святое в каждом человеке и желание позаботиться о наиболее уязвимых членах общества. Вот так в осевое время в цивилизованном мире появились великие религии, которые человек исповедует по сей день: буддизм и индуизм в Индии, конфуцианство и даосизм на Дальнем Востоке, монотеизм на Ближнем Востоке и рационализм в Европе. Несмотря на основные различия, у религий осевого времени было много общего: все они на почве прежних традиций выстраивали концепцию единой, всеобщей высшей силы, культивировали внутреннюю духовность и подчеркивали важность деятельного сострадания.
Сегодня, как уже отмечалось, мы переживаем сходный переходный период. Он уходит корнями в XVI-XVII вв., когда в Западной Европе начало складываться общество нового типа, опирающееся не на сельскохозяйственные излишки, а на технологии, позволяющие бесконечно воспроизводить ресурсы. Экономические перемены последних четырех столетий сопровождались глобальными социальными, политическими и интеллектуальными переворотами, а также развитием совершенно нового, научного и рационального, понятия истины, и поэтому снова назрела необходимость в радикальных изменениях религии. Во всем мире люди сталкиваются с тем, что в этих коренным образом изменившихся обстоятельствах прежние формы веры уже не отвечают ожиданиям, не давая ни просвещения, ни утешения, в котором нуждается человек. В результате люди ищут новые формы религиозности; подобно реформаторам и пророкам осевого времени, они отталкиваются от представлений прошлого и стремятся вперед, в новый мир, который они себе создали. Одним их этих модернистских экспериментов — каким бы парадоксальным это утверждение ни выглядело на первый взгляд — выступает фундаментализм.
Карен Армстронг - Битва за Бога: История фундаментализма
Карен Армстронг ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 502 с.
ISBN 978-5-91671-148-6
ISBN 978-5-91671-148-6
Карен Армстронг - Битва за Бога - История фундаментализма
Введение
Часть первая: Старый и Новый свет
- 1. Евреи. Провозвестники (1492-1700)
- 2. Мусульмане. Дух консерватизма (1492-1799)
- 3. Христиане. Дивный новый мир (1492-1870)
- 4. Евреи и мусульмане модернизируются (1700-1870)
Часть вторая: Фундаментализм
- 5. Линии фронта (1870-1900)
- 6. Основы (1900-1925)
- 7. Контркультура (1925-1960)
- 8. Мобилизация (1960-1974)
- 9. Наступление (1974-1979)
- 10. Поражение? (1979-1999)
Послесловие
Глоссарий
Библиография
Благодарности
Руководство для чтения
Об авторе
Ссылки
10 книг Карен Армстронг в 1 файле
В состав объединенного файла в формате djvu вошли книги:
- Краткая история мифа - Карен Армстронг - М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы)
- Библия: Биография книги - Карен Армстронг - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 346, [6] с. - (10 книг, изменивших мир)
- Биография Бога. Все, что человечество успело узнать - М.: Эксмо, 2012
- Карен Армстронг - Иерусалим - Один город - три религии - 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 566 с.
- Дао религии: Как лучшие духовные принципы работают на ваше счастье — М.: Эксмо, 2012. — 288 с — (Религиозный бестселлер)
- Битва за Бога: История фундаментализма — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 502 с.
- История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе — 5-е изд. — М: Альпина нон-фикшн, 2014. — 500 с.
- Будда 2־е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 224 с.
- Святой Павел - Апостол, которого мы любим ненавидеть - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 250 с.
- Поля крови - Религия и история насилия - Москва, Альпина нон-фикшн, 2016
Карен Армстронг - Утраченные смыслы сакральных текстов - Библия, Коран, Веды, Пураны, Талмуд, Каббала
Карен Армстронг : [перевод с английского Н. Холмогоровой].
Москва : Эксмо, 2022. — 640 с.
(Религии, которые правятмиром).
ISBN 978-5-04-154568-0
Карен Армстронг - Утраченные смыслы сакральных текстов - Библия, Коран, Веды, Пураны, Талмуд, Каббала - Содержание
Введение
Часть первая. КОСМОС И ОБЩЕСТВО
- 1 Израиль: помнить, чтобы принадлежать
- 2 Индия: звук и молчание
- 3 Китай: первенство ритуала
Часть вторая. МИФ
- 4 Новая история, новое Я
- 5 Эмпатия
- 6 Непостижимое
- 7 Канон
- 8 Мидраш
- 9 Воплощение
- 10 Декламация и Intentio
- 11 Неизреченность
Часть третья. ЛОГОС
- 12 Sola Scriptura
- 13 Sola ratio
После Писания
Благодарности
- Словарь
- Избранная библиография
- Указатель имен
- Указатель географических названий
- Указатель священных книг и литературных произведений
Карен Армстронг – 12 шагов к состраданию
Москва, Эксмо 2020 г. - 272
ISBN: 978-5-04-108994-8
Карен Армстронг – 12 шагов к состраданию - Содержание
Предисловие к русскоязычному изданию
Предисловие
- Шаг первый Узнайте о сострадании
- Шаг второй Оглянитесь вокруг
- Шаг третий Сострадайте себе
- Шаг четвертый Со-переживайте
- Шаг пятый Будьте внимательны
- Шаг шестой Действуйте
- Шаг седьмой Узнайте больше
- Шаг восьмой Разговаривайте друг с другом
- Шаг девятый Заботьтесь обо всех
- Шаг десятый Знайте
- Шаг одиннадцатый Узнавайте
- Шаг двенадцатый Возлюбите врагов
Эпилог Что же дальше?
Благодарности
Библиография
Карен Армстронг. Биография Бога. Все, что человечество успело узнать
Карен Армстронг ; [пер. с англ. Г. Г. Ястребова]
М.: Эксмо, 2012. - 432 с.
(Религия. История Бога)
ISBN 978-5-699-54998-6
Карен Армстронг. Биография Бога. Все, что человечество успело узнать - Содержание
Введение
Часть I Неведомый бог (от 30000 до н. э. до 1500 н. э.)
- Глава 1 Homo religiosus
- Глава 2 Бог
- Глава 3 Разум
- Глава 4 Вера
- Глава 5 Молчание
- Глава 6 Вера и разум
Часть II Современный бог (от 1500 н. э. доныне)
- Глава 7 Наука и религия
- Глава 8 Научная религия
- Глава 9 Просвещение
- Глава 10 Атеизм
- Глава 11 Неведение
- Глава 12 Смерть Бога?
Эпилог
Благодарности
Словарь
Избранная библиография
Указатель имен
Очередной бестселлер Карен Армстронг о Библии - ее происхождении и влиянии. Библия. Книга Книг христианства. Что знаем мы о Библии, об истории ее создания и подлинном, древнем ее значении? Как трактуют современные ученые библейскую «историю Творения»? Почему идеологический и этический посылы Ветхого и Нового Завета так разнятся друг с другом?
Какие изменения претерпела Библия в процессе многочисленных переводов? Вот лишь немногие вопросы, на которые отвечает известный историк и теолог Карен Армстронг.
Карен Армстронг - Библия: Биография книги
Карен Армстронг; пер. с англ. М. Черняк
М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 346, [6] с. - (10 книг, изменивших мир).
ISBN 978-5-17-049441-5 (ООО <Изд-во ACT»)
ISBN 978-5-271-31905-1 (ООО «Изл-во Астрель»)
ISBN 978-5-226-03180-9 (ВКТ)
Карен Армстронг - Библия - Биография книги - Содержание
- Глава I Тора
- Глава II Писание
- Глава III Евангелие
- Глава IV Мидраш
- Глава V Милосердие
- Глава VI Lectio Divina
- Глава VII Sola Scriptura
- Глава VIII Новое время
От автора. Приступая к изучению истории идеальных и опытных представлений о Боге в трех тесно связанных религиях единобожия — иудаизме, христианстве и исламе, — я заведомо полагала, что Бог окажется просто проекцией человеческих нужд и желаний. Я считала «Его» отражением страхов и чаяний общества на разных стадиях роста. Нельзя сказать, что эти предположения были полностью опровергнуты, но некоторые открытия стали для меня полной неожиданностью, и я сожалела, что не знала всего этого лет тридцать назад, когда моя религиозная жизнь только начиналась.
Я уберегла бы себя от долгих терзаний, если бы еще тогда услышала от выдающихся представителей каждой из трех религий, что не стоит дожидаться, пока Бог снизойдет к тебе, — следует, напротив, сознательно культивировать ощущение Его неизменного присутствия в своей душе. Будь я знакома тогда с мудрыми раввинами, монахами или суфиями, они строго отчитали бы меня за предположение о том, будто Бог — некая «внешняя» действительность. Они предупредили бы меня, что нельзя надеяться воспринять Бога как объективный факт, поддающийся обычному рациональному осмыслению. Они непременно сказали бы, что в определенном очень важном смысле Бог действительно является плодом творческого воображения, подобно музыке и поэзии, которые меня так вдохновляют. А кое-кто из самых почтенных монотеистов шепнул бы мне по секрету, что на самом деле Бога нет, но в то же время «Он» — самая важная реальность на свете.
Карен Армстронг - История Бога - 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе
Пер. с англ. — 5-е изд. — М: Альпина нон-фикшн, 2014. — 500 с.
ISBN 978-5-91671-299-5
Карен Армстронг - История Бога - 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе - Содержание
- 1. В НАЧАЛЕ…
- 2. ЕДИНЫЙ БОГ
- 3. СВЕТ ЯЗЫЧНИКАМ
- 4. ТРОИЦА: БОГ ХРИСТИАН
- 5. ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН
- 6. БОГ ФИЛОСОФОВ
- 7. БОГ МИСТИКОВ
- 8. БОГ РЕФОРМАТОРОВ
- 9. ПРОСВЕЩЕНИЕ
- 10. БОГ УМЕР?
- 11. ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ?
«Краткая история мифа» открывает серию изданий, посвященных новому пониманию мифов — универсальных и вневременных историй, отражающих и формирующих нашу жизнь. Излагая историю мифологии от глубокой древности и вплоть до наших дней, Карен Армстронг призывает нас освободиться от ошибочного представления о том, что миф — это всего лишь фантазия или плод примитивного образа мышления.
Подходить к пониманию мифа, напоминает автор, следует с открытым и ясным умом, стараясь осознать, каким образом он применим лично к нам и нашим жизненным обстоятельствам.
Карен Армстронг - Краткая история мифа - Интеллектуальный бестселлер
Первое издание:
Краткая история мифа / Карен Армстронг ; пер. с англ. А. Блейз
М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы).
ISBN 5-9743-0009-2
Второе издание
Эксмо, Москва, 2011
ISBN 978-5-699-47065-5
М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы).
Карен Армстронг - Краткая история мифа - Интеллектуальный бестселлер - Краткая история мифа
Что такое миф?
Палеолит: мифология охотников (20 000 – 8000 гг. до н. э.)
Неолит: мифология земледельцев (8000 – 4000 гг. до н. э.)
Древнейшие цивилизации (4000 – 800 гг. до н. э.)
Осевой период (800 – 200 гг. до н. э.)
Послеосевой период (200 г. до н. э. — 1500 г. н. э.)
Великое преображение Запада (1500 – 2000 гг. н. э.)
Около 30 года н. э., когда Иерусалим праздновал Пасху, Понтий Пилат, римский префект Иудеи, приказал распять одного крестьянина из галилейской деревушки Назарет. Пасхальные дни всегда были непростым временем в Святом городе, где римлян недолюбливали.
Пилат с первосвященником Каиафой, видимо, заранее договорились расправиться с любым потенциальным возмутителем спокойствия, а потому их внимание не могло не привлечь произошедшее за неделю до Пасхи событие — приезд в город Иисуса из Назарета. Он прибыл, восседая на осле, что напоминало пророчества Захарии, и его с восторгом приветствовали толпы, восклицая:
«Освободи нас, Сын Давида!»
Не притязал ли он на то, чтобы стать долгожданным Мессией, потомком великого царя Давида, который должен избавить Израиль от чужеземного гнета? И будто этого мало, Иисус немедленно направился в Храм и перевернул столы менял, обвинив их в том, что они превратили святое место в разбойничье логово.
Когда его пригвоздили к кресту, «поставили над головой его надпись, означающую вину его: сей есть Иисус, царь Иудейский».
Карен Армстронг - Святой Павел - Апостол, которого мы любим ненавидеть
Карен Армстронг; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 250 с.
Переводчик Глеб Ястребов
ISBN 978-5-91671-601-6
Карен Армстронг - Святой Павел - Апостол, которого мы любим ненавидеть - Содержание
Введение
- Глава 1. Дамаск
- Глава 2. Антиохия
- Глава 3. Земля Иафета
- Глава 4. Оппозиция
- Глава 5. Сбор пожертвований
Посмертие
Примечания
Карен Армстронг - Иерусалим - Один город - три религии
Карен Армстронг ; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 566 с.
ISBN 978-5-91671-157-8
Карен Армстронг - Иерусалим - Один город - три религии - Содержание
Предисловие
Благодарности
Введение
Иерусалим
- Глава 1 Сион
- Глава 2 Народ Израиля
- Глава 3 Город Давидов
- Глава 4 Город Иудин
- Глава 5 Плен и возвращение
- Глава 6 Антиохия Иудейская
- Глава 7 Разрушение
- Глава 8 Элия Капитолина
- Глава 9 Новый Иерусалим
- Глава 10 Святой город христиан
- Глава 11 Байт аль-Макдис
- Глава 12 Аль-Кудс
- Глава 13 Эпоха крестоносцев
- Глава 14 Джихад
- Глава 15 Город Османской империи
- Глава 16 Возрождение
- Глава 17 Государство Израиль
- Глава 18 Сион
Литература
Иерусалим. Путеводитель для читателя: Беседа с Карен Армстронг
Кристиан Берд Об авторе
Карен Армстронг - Поля крови - Религия и история насилия
Переводчик Глеб Гарриевич Ястребов
Москва, Альпина нон-фикшн, 2016
ISBN 978-5-9614-4082-9
Карен Армстронг - Поля крови - Религия и история насилия - Содержание
Введение
Часть I У истоков
- Глава 1 Земледельцы и пастухи
- Глава 2 Индия: путь благородных
- Глава 3 Китай: воины и благородные люди
- Глава 4 Еврейская дилемма
Часть II Во имя мира
- Глава 5 Иисус: не от мира сего?
- Глава 6 Византия: трагедия империи
- Глава 7 Мусульманская дилемма
- Глава 8 Крестовые походы и джихад
Часть III Современность
- Глава 9 Появление «религии»
- Глава 10 Торжество секуляризма
- Глава 11 Религия наносит ответный удар
- Глава 12 Священный террор
- Глава 13 Всемирный джихад
Послесловие
Благодарности
Библиография
Карен Армстронг - Дао религии - Как лучшие духовные принципы работают на ваше счастье
Карен Армстронг ; [пер. с англ. Г. Г. Ястребова]
Эксмо; Москва; 2012
ISBN 978‑5‑699‑52173‑9
Карен Армстронг - Дао религии - Как лучшие духовные принципы работают на ваше счастье - Содержание
Предисловие. Милосердие во имя будущего
- Шаг первый. Узнать о сострадании
- Шаг второй. Оглянуться вокруг
- Шаг третий. Сострадать себе
- Шаг четвертый. Сопереживать
- Шаг шестой. Действовать
- Шаг седьмой. Узнать больше
- Шаг восьмой. Разговаривать друг с другом
- Шаг девятый. Заботиться обо всех
- Шаг десятый. Знать
- Шаг одиннадцатый. Узнавать
- Шаг двенадцатый. Возлюбить врагов
Эпилог
Карен Армстронг - История Бога - Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе
Издательство: София, 2004
У человеческой идеи Бога есть своя история, потому что в разные эпохи разные народы воспринимали Его по‑разному. Представления о Боге, которых придерживается одно поколение, могут оказаться для другого совершенно бессмысленными. Слова «Я верю в Бога» лишены объективного содержания. Как и любое другое высказывание, они наполняются смыслом только в контексте, когда произносятся членом определенного общества.
Известный историк религии, англичанка Карен Армстронг наделена редкостными достоинствами: завидной ученостью и блистательным даром говорить просто о сложном. Она сотворила настоящее чудо, охватив в одной книге всю историю единобожия — от Авраама до наших дней, от античной философии, средневекового мистицизма, духовных исканий Возрождения и Реформации вплоть до скептицизма современной эпохи.
Карен Армстронг - История Бога - Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе - Содержание
- 1. В НАЧАЛE
- 2. ЕДИНЫЙ БОГ
- 3. СВЕТ ЯЗЫЧНИКАМ
- 4. ТРОИЦА: БОГ ХРИСТИАН
- 5. ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН
- 6. БОГ ФИЛОСОФОВ
- 7. БОГ МИСТИКОВ
- 8. БОГ РЕФОРМАТОРОВ
- 9. ПРОСВЕЩЕНИЕ
- 10. БОГ УМЕР?
- 11. ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ?
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: