Бальтазар - Пасхальная тайна - Владимир Соловьев - Данте - Сердце мира

Бальтазар - Пасхальная тайна
Современное богословие
Предлагаемая вам книга (ее немецкий оригинал — «Theologie der drei Tage» — вышел в 1969 году), как явствует из ее названия, представляет собой богословскую рефлексию над ключевым событием христианской веры — смертью и воскресением Иисуса Христа.
 
Все христианство вытекает из одного источника, и этот источник — тайна смерти и воскресения Иисуса.Это же касается и христианского богослужения. Воспоминание смерти и воскресения Христа церковь совершает каждый раз во время божественной литургии, осуществляя таинство евхаристии; но в особой мере церковь вспоминает их в ежегодно повторяемые три дня — Страстную Пятницу, Святую Субботу и Воскресение Христово (Пасху),
 
в новом католическом богослужебном календаре выделенные в отдельный период богослужебного года — так называемое Пасхальное триденствие (Triduum paschale), стоящее между Великим постом («священной четыредесятницей») и Пасхальным временем, продолжающимся до Пятидесятницы. Богослужения Пасхального триденствия, начинающиеся вечером Великого Четверга и заканчивающиеся Навечерием Пасхи, не имеют никаких аналогов в другие периоды богослужебного года.
 
Выразительные средства этих богослужений подчеркивают и скорбь по поводу страданий и смерти Иисуса на кресте, и чувство опустошенности, оставленности, заброшенности, и, наконец, величайшую радость воскресения.
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Пасхальная тайна - Богословие трех дней

Перевод: Владимир Хулап 
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»)
Переиздание:
М.: Издательство ББИ, 2017. – 271 c.
ISBN 978-5-89647-116-5

Первое издание:
М.: Библейско-богословский  институт св. апостола Андрея, 2006. — 288 с. 
ISBN 5-89647-116-5 
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Пасхальная тайна - Богословие трех дней - Содержание

  • Глава I. Боговоплощение и страсти Христовы
  • Глава II. Смерть Бога как источник спасения, откровения и богословия
  • Глава III. Путь ко кресту (Великая Пятница)
  • Глава IV. Путь к мертвым (Великая Суббота)
  • Глава V. Путь к Отцу (Пасха)

Ганс Урс фон Бальтазар - Пасхальная тайна - Богословие трех дней - Путь к Отцу (Пасха)

 
Весь Новый Завет единодушно свидетельствует о том, что подлинное значение распятия и погребения Христа можно осознать лишь в свете события Пасхи, без которого вообще не существовало бы христианской веры. Заглавие этой главы — «Путь к Отцу» — взято из Евангелия от Иоанна (Ин 16:28), и событие, которое оно описывает, необходимо рассматривать в совокупности других его описаний, чтобы понять: Отец — это Творец, который, действуя в Сыне, в день Пасхи исполняет свое дело; Он, возвышая Сына, завершает и явственно представляет миру Его послание, посылая в мир общего Им обоим Духа.
 
Априорно в структуру рассматриваемого феномена включено то, что это всеобъемлющее событие одновременно ускользает от нас (как направленное в вечности к Отцу) и открывается нам (чтобы мы, веруя, могли осознать смысл истории спасения), что оно одновременно должно быть «сверхисторично» или «предысторично» и исторично, что оно может обладать высшей богословской достоверностью и одновременно вопреки этому в образе своего выражения и представления может разрывать форму земного повествования и поэтому ставить перед экзегетами никогда не разрешимые до конца проблемы, так что «между историческим анализом и богословским постижением постоянно возникает критический диалог».
 
Поскольку вера в происшедшее событие вызывает многообразие попыток выражения на языке нашего мира (которые может критиковать экзегеза), то это многообразие именно в своей контрастности и противоречивости наполнено важнейшим богословским содержанием, так что для нашего исследования мы получаем три основных подхода: 1) основной богословский тезис, который можно представить в его целостности и главных конвергирующих линиях; 2) экзегетическая ситуация, апории которой во многом возникают из структуры события Пасхи, причем попытка их истолкования побуждает экзегета к принятию некоторых предпосылок, предписывающих ему дальнейший путь его исследования; 3) раскрытие содержащихся в различных повествованиях богословских аспектов, глубина и важность которых могла стать достаточным поводом для того, чтобы оставить противоречивые изложения такими, каковы они есть.
 
Ганс Урс фон Бальтазар - Пасхальная тайна - Богословие трех дней

БАЛЬТАЗАР, ХАНС УРС ФОН (Balthasar, Hans Urs von) (1905-1988)

 
Швейцарский католический теолог, церковный деятель, издатель. Родился в Люцерне 12 августа 1905 в благочестивой католической семье. С детства интересовался литературой и музыкой. Среднее образование получил в бенедиктинской (Энгельберг) и иезуитской (Фельдкирх, Австрия) гимназиях. Изучал германистику и философию в университетах Цюриха, Берлина и Вены. Познакомился с немецким теологом Романо Гуардини (1885-1968).

В университетские годы подверг себя 30-дневным духовных упражнениям св. Игнатия Лойолы и принял решение после окончания учения вступить в Общество Иисуса (орден иезуитов). В Цюрихе с отличием (summa cum laude) защитил докторскую диссертацию на тему История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе (1928). В 1929 стал послушником ордена иезуитов и через два года, завершив послушничество, приступил к изучению философии (в высшей философской школе иезуитов «Берхманнсколлег» в Пуллахе под Мюнхеном). В эти годы (1931-1933) поддерживал плодотворное для него общение с немецким философом и теологом Эрихом Пршиварой (1889-1972). В 1933-1937 изучал теологию на иезуитском теологическом факультете в Лионе (Лион-Фурвьер), где большую роль сыграло для него знакомство с французским теологом Анри де Любаком (1896-1991), переросшее в дружеские отношения. В 1936 в Мюнхене был возведен кардиналом Фаульхабером в священнический сан.

Поработав некоторое время в редакции журнала «Голоса времени» («Stimmen der Zeit»), стал священником для студентов в Базеле (1940), отклонив предложение стать профессором теологии и основать институт экуменической теологии в Григорианском университете в Ватикане. В эти годы познакомился с Карлом Бартом и Адриенной фон Шпайр (ум. 1967, базельский врач, Бальтазар обратил ее в католичество и стал ее духовником, а после смерти публиковал ее труды). В 1945 совместно с А.фон Шпайр основал «Сообщество св. Иоанна» («Johannesgemeinschaft»), нецерковную организацию, что позднее привело к конфликту с орденским начальством и к выходу Бальтазара из Общества Иисуса (1950).


С этого времени и до конца своих дней Бальтазар занимался пастырским душепопечением, издательской (издательство «Johannes-Verlag» в Айнзидельне), теологической и литературной деятельностью. С 1956 жил постоянно в Базеле.

Бальтазар охотно занимался пастырской деятельностью, собирая вокруг себя многих людей. Руководил духовными упражнениями. В 1940-е годы совместно с Робертом Растом основал «Студенческое учебное сообщество» («Studentische Schulungsgemeinschaft»), существующее до сих пор в Швейцарии (под названием «Академическое рабочее сообщество», Akademische Arbeitsgemeinschaft). Работе в «Сообществе св. Иоанна» Бальтазар придавал большое значение, в нем реализовывались его представления о возможности следования Христу в мирской жизни (был организован женский филиал сообщества и филиал для священников). Поддерживал тесные связи с католиками других стран: с французскими группами «Воскресение» («Résurrection») и итальянским движением «Единение и освобождение» («Communione e liberazione»).

В 1972 совместно с де Любаком, Йозефом Ратцингером и другими теологами основал ежеквартальный международный католический журнал «Коммунио» («Communio», выходит на 17 языках), нацеленный на обновление теологии, диалог между верующими всех христианских конфессий, преодоление разрыва между верой и культурой (в журнале находится место и для материалов по философии, искусству и т.п.).

28 мая 1988 папа Иоанн Павел II назначил Урса фон Бальтазара кардиналом. Умер Бальтазар в Базеле 26 июня 1988.

 

Бальтазар Ганс Урс фон - Владимир Соловьев
Конфессиональная дискуссия расширилась до вселенских масштабов и превратилась в диалог между Востоком и Западом, Византией-Москвой  и Римом: великая схизма вновь приобретает непосредственную актуальность, ее богословский смысл подвергается переосмыслению. С настойчивостью и на высоте, не достигавшейся со времен Гегеля, вновь заостряется универсальный, «кафолический» взгляд, с почти галлюцинаторной ясностью мысли, подобной пейзажу теплых альпийских долин, делающему объекты ощутимо близкими и ясно очерченными, выстраивая их между собой в упорядоченную иерархию. Причина, почему для этой «наиболее универсальной интеллектуальной конструкции новейшего времени» нашлось место в контексте данной работы, заключается не столько в том, что речь идет о «монументальном произведении искусства» – драме, эпосе и гимне мирозданию, и не столько в том, что это, «безусловно, самая глубокая апология и всеохватывающая философия христианского универсализма Нового Времени», сколько в том, что эта система стремится довести до совершенства всю этическую и теоретическую схему в рамках универсальной богословской эстетики становления Бога в мире; тем самым Соловьев не только говорит последнее слово против кантианско-гегельянского формализма, но и отводит должное место богословской эстетике, которая до тех пор не воспринималась как самостоятельная дисциплина, давая ей, по крайней мере, очертания формальной структуры.
 
Он также является «единственным русским писателем, оставившим нам эстетическую систему», причем не случайно, а в силу того, что он – опять же, единственный из русских – чувствовал специфику римской структуры церкви, причем не, как можно было бы подумать, с чисто эстетической точки зрения, как это делали романтики и Action Française (с предвестниками которой он действительно общался), а исключительно с этико-социальных позиций.
 
Соловьев приходит к католичеству, которое в его представлении объединяет в себе два формальных принципа. Первый идет от Гегеля и созвучен его неприятию субъективизма, всякого настаивания на особенности и отличии: субъект только тогда может считаться личностью, когда он стал объективным духом. Этот дух является посредником, и в этом посредничестве обретает структуру и форму. А пока этот дух остается обособленным, в особенности ограниченным национальными рамками, он еще не достиг своего собственного универсализма. Этот гегельянский принцип открывает глаза молодому славянофилу: даже великие представители этого направления – Хомяков, Киреевский, Аксаков – остаются внутри национальных границ и неизбежно, в пользу или во вред православному христианству, налагают на него это ограничение. Универсальное мышление Гегеля, системное и историческое одновременно, сослужило неоценимую службу именно восточному христианству, разорвав его национальные путы и вернув ему его собственную идентичность. Это изначально превосходит даже циклическую теорию развития культуры, развиваемую Данилевским (русским Шпенглером). Католический дух может быть достигнут только через опосредование транснациональной, кафолической объективной формы: приверженность форме в римском христианстве есть средство, а не цель.
 

Бальтазар Ганс Урс фон - Владимир Соловьев

Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»)
М.: Издательство ББИ, 2023. – xviii + 143 с.
ISBN 978-5-89647-412-8
 

Бальтазар Ганс Урс фон - Владимир Соловьев - Содержание

  • Предисловие к русскому изданию
  • Глава 1. Визионерство и текстуальная форма
  • Глава 2. Логика и метафизика
  • Глава 3. Этика и экклезиология
Глава 4. Эстетика и апокалиптика

Бальтазар - Данте
В 2021 году мир отметил 700-летие со дня кончины Данте Алигьери (1265-1321) - великого итальянского поэта, мыслителя, богослова, политического деятеля, одного из основоположников литературного итальянского языка, оказавшего влияние на сложение итальянской и мировой литературы, а также на развитие европейской культуры в целом. Творческое наследие Данте включает в себя повесть «Новая жизнь», политический трактат «О монархии», философский трактат «Пир» и поэму «Божественная комедия», по праву считающуюся венцом его литературного творчества. Творения Данте и его личность привлекали внимание уже при жизни поэта, хотя своими современниками он не был до конца понят и даже испытывал гонения. Масштаб его фигуры был оценен лишь последующими поколениями.
 
До сего дня творчество и судьба великого итальянца не перестают волновать умы, многие люди продолжают разгадывать его загадки, исследовать его миры, анализировать созданные им образы, вслушиваться в звук его речи. Данте представляет большой интерес для самых разных мыслителей, причем не только литературоведов и историков, но и богословов. Один из них - Ганс Урс фон Бальтазар. Несколько глав о Данте он включил в свой фундаментальный труд «Богословская эстетика». Но эти главы могут читаться и как самостоятельный очерк о Данте, в котором швейцарский богослов находит те темы, которые он разрабатывает в своих трудах, - это краеугольные камни бытия: любовь, красота, слава и т. д. Будучи весьма оригинальным мыслителем, Бальтазар находит новые ключи к прочтению Данте, высказывает неожиданные суждения, порой вступая в полемику с традиционными толкованиями произведений великого итальянца. 
 
Данте творил в переломное время, на исходе Средневе- ковья, в период, который в Италии именуется треченто, а в науке получил название Предвозрождение, так как стал фундаментом для эпохи Возрождения, когда итальянская культура достигла невероятного расцвета, повернув всю европейскую культуру в новое русло. Значение Данте для этого поворота трудно переоценить, хотя многие исследователи считают, что он скорее завершил собой Средневековье, создав своего рода поэтическую «Сумму теологии». Насколько Данте принадлежит Средним векам и насколько в нем уже видны ростки Ренессанса, долго еще будут спорить исследователи, тем более что многослойный образный космос итальянского поэта дает для этого широкий простор. 
 

Бальтазар Ганс Урс фон - Данте

Пер. с нем.
Серия «Современное богословие»
М.: Издательство ББИ, 2022. 178 с.
ISBN 978-5-89647-413-5
 

Бальтазар Ганс Урс фон - Данте - Содержание

Предисловие к русскому изданию
  • Глава 1. Непроторенные пути
  • Глава 2. Eros и Agape, или кто такая Беатриче ?
  • Глава 3. Чистилище. Покаяние и вдохновение
  • Глава 4. Рай. Античный и христианский космос
  • Глава 5. Ад. Межвременье
  • Глава 6. Вечно-женственное

Бальтазар - Верую - Кто такой христианин
В книгу выдающегося швейцарского мыслителя и богослова Ганса Урса фон Бальтазара вошли две его работы. Одна ("Кто такой христианин?") написана в связи с молодежными протестными движениями 1960-х годов; это мужественный, прямой разговор о христианстве в мире, где "никакой здравомыслящий человек... уже не молится".

Другая ("Верую") представляет собой толкование на двенадцать членов Символа веры и вместе с тем - "сумму" бальтазаровского богословия, в основе которого - тринитарный характер христианской веры, медитативно-созерцательное слушание Слова и любовь вместо искусительного гнозиса.
 
***
 
В течение всего 1988 года «Пастырский листок» («Pastoralblatt») епархий Аахена, Берлина, Эссена, Хильдесхайма, Кельна и Оснабрюка публиковал в качестве передовицы краткое толкование двенадцати «членов» Апостольского символа веры, вышедшее из–под пера швейцарского богослова Ганса Урса фон Бальтазара. Возможно, работая над текстами, он видел их концепцию немного иначе, однако эти тексты — одни из последних, написанных им, — из–за его внезапной смерти 26 июня 1988 года приобретают характер завещания, поскольку в чрезвычайной своей насыщенности и глубине представляют собой сжатую «сумму» всего его богословия. То, что в течение более пятидесяти лет он разрабатывал благодаря едва ли обозримой многогранности и широте своего воистину «кафолического» мышления – мышления, питающегося из неисчерпаемой полноты откровения Божия и тем самым превосходящего любую конфессиональную узость, он еще раз обобщает здесь в созерцательной простоте.
 
Неустанно исследовавший многие, пока еще столь загадочные для нас пути и следы воплотившейся любви Божьей в нашем мире, теперь, в конце жизни, он вновь возвращается к тому средоточию нашей реальности, из которого возникает все: к тайне триединого Бога. Изумленный, благодарный взгляд того, кто, молитвенно почитая эту тайну, осознает свою миссию богословского размышления и исследования, Бальтазар сохранил до конца; он никогда не считал исчерпанным «предмет» своего богословия, никогда не мог завершить последнюю страницу богословской систематики, и никогда из этого «созерцания» не возникало всезнающее, самодовольное прозрение. Именно эту безмятежную, почти детскую способность радоваться богатству и красоте мистерии, которая вновь и вновь пленяет и притягивает нашу веру, являет его истолкование Символа. Наши вводные указания к нему призваны обратить внимание читателя прежде всего на самый характерный признак этих размышлений, а именно — на тринитарный характер веры.
 

Верую - Кто такой христианин - Ганс Урс фон Бальтазар

Credo. Wer ist ein Christ?
Серия: Современное богословие
Авторский сборник Издательство: ББИ, 2009 г.
ISBN 5-89647-200-5 

 

Верую - Кто такой христианин - Ганс Урс фон Бальтазар - Тринитарный характер веры

 
Исключительная ценность этого изложения Символа веры, выделяющегося на фоне других подобных опытов, заключается в последовательности и цельности, с которыми Бальтазар разрабатывает тринитарный характер христианской веры как единого целого, раскрывающегося в двенадцати «членах» веры. «Крестное знамение», которое после крещения связывает всю жизнь верующего с именем и благословением триединого Бога, является изначальным знаком, предшествующим ясно выраженному исповеданию этого Бога, знаком, который освещает как внутреннее единство трехчленного исповедания, так и глубочайшее содержание каждого отдельного положения веры. Без пространных введений и предисловий, без усердных поисков очевидных «точек соприкосновения» веры с миром естественного опыта Бальтазар сразу подходит к главному: христианская вера есть не что иное, как согласие принять приносящего–себя–в–дар Бога, который «по своей сути есть жертвенная любовь» 

Бальтазар - Сердце мира
Тот, кто чутко вслушивается, способен расслышать в грохоте нашего мира равномерное биение Сердца возможно, именно потому, что, чем сильнее мы пытаемся заглушить это биение, тем спокойней, упорнее и вернее оно напоминает о себе.
 
И нашей уверенности в своих силах, и нашей беспомощности оно является, как ни с чем не сравнимое единство силы и бессилия то единство, которое, в конечном итоге, и есть сущность любви.
 
Плен ограниченности... Как и любое другое существо, человек рождается в плену: душа, тело, мысли, одежда — у всего этого есть свои границы, и все это само по себе тоже служит границей. Все, что нас окружает, делится на некое «то» и некое «это»; они отделены друг от друга и друг с другом не сочетаются. Через зарешеченные окна чувственного восприятия каждый из нас всматривается в чуждый мир, с которым он никогда не сольется. Если бы человеческий дух, подобно птице, смог бы пересечь пространство этого мира, он никогда бы не смог сам стать этим пространством, а линия его полета немедленно бы исчезла, не оставив ни малейших следов. Как велико расстояние от одного живого существа до другого! Даже если оба эти существа любят друг друга и протягивают — каждый с берегов своего острова — друг другу руки, их попытка обменяться своим одиночеством, обмануться в поисках единства обречена на столкновение с невидимой преградой, с холодным стеклом, о которое бьются плененные птицы. Никто не в силах вырваться из своего заточения, никто не знает, кто заточен в соседней темнице.
 
Путь, ведущий от мужчины к женщине, от ребенка к взрослому, окутан неясностями — даже в большей мере, чем путь, ведущий от человека к миру животных. Живые существа чужды друг другу, даже если они находятся рядом и — подобно краскам, подобно воде и камню, солнцу и туману — дополняют друг друга, вместе порождая полнозвучную гармонию Вселенной: за многообразие приходится платить горькой ценой разделенности. В самом существовании в роли «отдельного» уже заключено отречение. Сияющее зеркало разбито вдребезги, безграничный образ распылен по всему миру, сам же мир — груда осколков. Но каждый из обломков наделен ценностью, от каждого фрагмента исходит сияние, напоминающее о тайне его происхождения, каждая конечная вещь напоминает о вещах бесконечных: это обещание чего-то большего, возможность некоего прорыва; зов этот столь сладок, что в миг, когда он на мгновение напоминает о себе, когда он прорывается сквозь оболочку и предстает свободным от пепельных одежд повседневного, внезапное желание следовать за ним заставляет пульс биться сильнее: перед нами нечто чудесное и безмерно радостное. Печать истоков, лобзание праначала, залог некогда потерянного единства.
 

Сердце мира - Ганс Урс фон Бальтазар

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 152 с.
ISBN 5-94242-029-7 
Das Herz der Welt — 2002
 

Сердце мира - Ганс Урс фон Бальтазар - Содержание


Бальтазар - Теология истории
Первое издание этого небольшого очерка страдало тем недостатком, что своим названием обещало больше, чем имелось в виду изложить.
 
Строго говоря, его следовало озаглавить «Начала теологии истории», и речь в нем должна была идти лишь об отношении Христа в его христологической временности к общему времени человеческой истории, а также о времени Церкви, опосредующем эти два плана и понятом как осуществляемая Святым Духом универсализация временной — но тем не менее прообразующей — экзистенции Христа.
 
Подобный подход соответствует взгляду, направленному строго сверху вниз, поэтому собственно тварное содержание всего оформленного христологическими категориями скорее предполагалось, чем выявлялось, так что подразумеваемая названием общая перспектива теологии истории, вырастающей в целое из двух порядков — творения и спасения — не могла быть развернута достаточно широко.
 

Теология истории - Ганс Урс фон Бальтазар

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006
ISBN 5-94242-030-0 
Theologie der Geschichte —Johannes Verlag Einsiedeln, 1959
 
В новом издании (начиная с Введения и далее — в основной части текста, во многом углубленной, и в более подробной заключительной главе) сделана попытка, не выходя за тесные рамки очерка, восстановить равновесие таким образом, чтобы, пусть бегло, наметить область пересечения обеих сфер и тем самым — их общий образ. Дальше сказанного наши намерения и на этот раз не заходили; поскольку же затронутые с разных сторон вопросы настоятельно требуют более тщательной проработки (так, ссылки на Библию не разъясняются, немногочисленные цитаты зачастую выглядят как намеки), автор не исключает возможности вернуться впоследствии к тем или иным аспектам темы.

Базель, Рождество 1958г.

 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теология истории - Содержание

Время Христа
Включение истории в жизнь Христа
Личность Христа как норма истории
История в свете нормы Христа

Бальтазар - Созерцательная молитва
И человеку не остаётся ничего другого, как только склониться перед Словом в благоговении: «Учитель, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Но эта победа Слова есть лишь исходный пункт, и лишь сейчас начинается нечто подлинное и истинное: «Увидишь больше сего<…>Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1. 50–51).
 
Словами Писания начинается лестница, ведущая нас в небо, и ни одна из её ступеней не минует слышания Слова. Двигаясь по пути созерцания, мы не можем миновать человеческую природу Господа, не можем обойти стороной Слово в его человеческой форме. В человеческом облике мы находим Бога, в чувственно воспринимаемой форме мы обретаем Дух.
 

Бальтазар Xанс - Созерцательная молитва

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004.-236 с.
Оригинал: Hans Urs von Balthasar. Das betrachtende Gebet. Johannes Verlag Einsiedeln.
ISBN 5-94242-007-6
 

Бальтазар Xанс - Созерцательная молитва - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. АКТ СОЗЕРЦАНИЯ
  • 1. О необходимости созерцания
  • 2. О возможности созерцания
    • а. В единении с Отцом
    • б. В единении с Сыном
    • в. В единении со Святым Духом
  • 3. Посредничество Церкви
  • 4. О реальности созерцания
    • а. Всеохватность
    • б. Литургия
    • в. Свобода
    • г. Эсхатологизм
ЧАСТЬ II. ОБЪЕКТ СОЗЕРЦАНИЯ
  • 1. Слово становится плотью
  • 2. Триединая жизнь
  • 3. Слово и Его трансформации
  • 4. Слово как суд и спасение
ЧАСТЬ III. НАПРЯЖЁННОСТЬ СОЗЕРЦАНИЯ
  • 1. Существование и сущность
  • 2. Плоть и дух
  • 3. Небо и земля
  • 4. Крест и Воскресение

Бальтазар - Истина симфонична
Мир похож на огромный оркестр, настраивающий свои инструменты: из оркестровой ямы доносятся разрозненные звуки, между тем как публика заполняет театр, а дирижерское место еще пустует. И все же пианист извлекает из фортепиано звук ля, чтобы установить вокруг согласованное звучание, само же ля настраивается по некоему таинственному источнику.
 
Также и выбор самих инструментов отнюдь не случаен: их качественные характеристики различаются между собой ровно настолько, чтобы образовать подобие координатной системы. Гобой, возможно, при поддержке фагота, составит хорошее дополнение к группе смычковых, но этого может оказаться недостаточным, если духовые не обеспечат связующий фон для этих противоположных партий.
 
Выбор осуществляется исходя из единства, которое до поры до времени заключено в безгласной партитуре, но скоро, когда дирижер постучит по пюпитру, оно начнет все стягивать к себе, все увлекать за собой, и тогда станет ясно, зачем была нужна каждая отдельная часть.
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Истина симфонична 

Истина симфонична — М.: Институт философии, теологии и  истории св. Фомы, 2009. - 152 с. 
Hans Urs von Balthasar 
Die Wahrheit ist symphonisch —Johannes Verlag Einsiedeln, 1972 
Перевод с немецкого Александра Ярина 
ISBN: 978-5-94242-032-1
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Истина симфонична - Содержание

Пролог. Истина симфонична

ОБЗОР ВИДОВ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА 

  • a) Израиль
  • b) Бог и его Слово
  • c) Слово Бога Иисус Христос
  • d) Человеческое «Ты» как притча и как подступ
  • e) Тело истины
  • f) Потенцированный парадокс 
  • g) Органы истины в потенцированном парадоксе
  • h) Парадокс и плюрализм 
  • i) Плюрализм мировоззрений 
  • к) Слово Бога в человеческих языках 
  • l) Критерий. Догмат  
  • m) Частичная и полная идентификация
  • n) Этика 
  • o) Insumma 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРЫ 

  • 1. Церковь и мир 
  • 2. Вера и дела 
  • 3. «Бог вблизи и Бог вдали»
  • 4. Должность и экзистенция
  • 5. Радость и крест 
  • 6. Три образа надежды

Бальтазар - Молчание слова
Иероним (347–419), «священноимённый», родился в Стридоне, недалеко от Триеста, у христианских родителей, двенадцатый год жизни провел в Риме, с упоением читал Вергилия, Цицерона, Плавта, владел элегантной латынью, письменной и разговорной; восемнадцати лет принял крещение, посещал катакомбы, где приобщился духу раннего христианства. Находясь при дворе императора Валентиниана I в Трире, открыл для себя потенциал строгого аскетизма, уже никогда им не покидаемого. Здесь же впервые со всей серьёзностью предаётся чтению Библии. В кружке епископа Аквилеи он ведёт приятный образ жизни, противоречиво сочетая эстетизм с аскезой. Вслед за тем он переезжает в Антиохию к другу, чья роскошная вилла имеет великолепную библиотеку. Он погружается в греческую словесность. Его неотступно сверлит вопрос: стать ритором или монахом? Совмещение казалось невозможным. Известно его видение, будто он предстал перед Божественным престолом и, отвечая на вопрос «Кто ты?», назвал себя христианином. «Ты цицеронианин», - сказал Бог и повелел его бичевать. Иероним поклялся отложить классику, что не помешало ему впоследствии благополучно перечитывать и цитировать Вергилия и Цицерона, ставших неотъемлемой частью его жизни, что же до упомянутого сновидения, он как-то назвал его всего лишь безобидной галлюцинацией.
 
Всё же потом он безоглядно погрузился в монашество, присоединившись к пещерным отшельникам Халцидской пустыни (невдалеке от Алеппо).
 
Присмотримся к двум цитатам: «О пустынь, где растут камни, из коих по свершении Апокалипсиса будет воздвигнут град великого Царя! О одиночество, дарующее человеку радость приобщения к Богу!» Но и: «Я сидел в полном уединении, погружённый в горькие раздумья… Щёки мои были бледны от поста, но в окоченевшем теле пылал дух ревности… Помню, как часто дни и ночи предавался слезам, то и дело бия себя в грудь…» Риторическое начало здесь явно различимо, однако художники воспримут эти слова буквально. Леонардо да Винчи воссоздаст эту сцену, исполнив её высоким пафосом, переходящим от развёрнутого жеста кающегося отшельника к рыкающему льву с его великолепным хвостом. Иероним пишет, как бы лишь для препровождения времени, фантастические жития монахов, однако Библия неотступно его преследует, мы должны разглядеть подспудное её присутствие. Он находит среди монахов обращённого еврея, который обучает его ивриту, и развивает внезапно озарившую его «лукавую и вместе гениальную мысль: представить обучение ивриту как некое умерщвление».
 

Ханс Урс фон Бальтазар - Молчание слова: Путь Дюрера, пройденный с Иеронимом

М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2022. - 80 с.
ISBN 978-5-904099-38-1
 

Ханс Урс фон Бальтазар - Молчание слова: Путь Дюрера, пройденный с Иеронимом - Содержание

  • Приступая к этой медитации
  • Учитель Церкви
  • Иероним и гуманисты
  • Начала
  • Осознание
  • Исполнение
  • Эпилог
Примечания
Указатель имён
Список иллюстраций

Бальтазар - Ты имеешь глаголы вечной жизни
Ганс Урс фон Бальтазар - известный на Западе мыслитель, богослов, проповедник христианского экуменизма. Небольшие эссе, составляющие эту книгу, являются его комментариями к Священному Писанию. Ко времени кончины Ганса Урса фон Бальтазара (26 июня 1988 г.) редактирование нижеследующих размышлений было уже закончено. Бальтазар собирался написать сто статей, а написал — сто одну. Третью часть их он успел лично просмотреть после редактуры.
 
Перед нами последний труд мыслителя. В нем он снова сеет обильные семена Слова Божия. И действует так, как на протяжении десятилетий поступал в основанных им общинах, а именно: неколебимо полагаясь на всегда живую и целительную мощь сего Слова.
Свое пламенное дело и намерение автор книги решил выразить словами св. Серафима Саровского.

"Мы в настоящее время,— так отмечал старец,— по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общению человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания. [...] Вот некоторые и говорят: "Эти места непонятны: неужели люди так очевидно могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным". [...]

"Каким же образом,— спросил я батюшку о. Серафима,— узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?"

"Это, ваше Боголюбие, очень просто!— отвечал он мне.— Поэтому-то и Господь говорит: "Вся простота суть обретающим разум..." [...] И апостолы [...] в посланиях своих писали: "Изволися Духу Святому и нам"— и только на этих основаниях и предлагали свои послания как истину непреложную на пользу всем верным — так св. апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божьего... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто?   - Серафим Саровский

 

Ганс Урс фон Бальтазар - Ты имеешь глаголы вечной жизни - Размышления над Священным Писанием

Предисл. К. Каполь;
Пер. с нем. Е.М. Верещагина. - М.: Мысль, 1992. - 206 с. , 1 л. портр.
ISBN 5-244-00564-2
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Ты имеешь глаголы вечной жизни - Размышления над Священным Писанием - Бог в отъезде

 
"Говорили мне всякий день: где Бог твой?" (Пс 42, 4) . Он в отъезде. "Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться" (Лк 1 9, 1 2) .

Когда Иисус Христос рассказывал притчу об отъезжавшем человеке, Он сам уже отправлялся в крестное и смертное путешествие. День своего возвращения, однако, Он не может назвать, ибо день зrот Ему неизвестен, а известен одному лишь Отцу (Мк 13, 32) . Нет никакого смысла стоять и смотреть вслед тому, кто давно удалился. "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?" (Деян 1 , 11) .

Прежде чем отъехать, "высокородный человек" собрал своих слуг-рабов и "поручил им имение свое" (Мф 25, 14) . Вероятно, он отдал все свое имение, без остатка. Во всяком случае, о каких-то изъятиях ничего не говорится. Напротив, сказано, что он отдал им всю exousia, т.е. полную власть (Мк 1 3 , 34) . А что касается конкретных людей, то каждый "получил по своей силе". "И затем он отправился" (Мф 25, 15) .

Бальтазар - Барт - Кюнг - Богословие и музыка
Ганс Урс фон Бальтазар (1905-1988) знаменит, прежде всего, своим опытом «богословской эстетики», в  которой Бог описывается в терминах красоты Его троичной любви, благодатно излучаемой Им в творении и воплощении и преображающей человека. По мнению Бальтазара, «эстетический» подход представляет более адекватный путь к постижению Бога, чем «слишком  человеческие», чересчур рациональные, понятия  нравственности, духовности, могущества и т.д. В контексте  богословской эстетики находятся и приведенные здесь эссе Бальтазара о музыке.
 
Наконец, Ганс Кюнг (род. в 1928) был самым  молодым из богословов-экспертов на II Ватиканском соборе (1962-1965), заложившем основы больших перемен в жизни Католической церкви. Богословие Кюнга -  подлинно экуменическое и в то же время весьма смелое и критичное по отношению как к некоторым считающимся неприкосновенными пунктам католического вероучения, так и к практике Католической церкви, в том числе и современной. За это Кюнг был лишен Ватиканом права считаться католическим богословом и преподавать в этом качестве, но не покинул свою церковь и  продолжил исследования. Кюнг придает большое значение диалогу со светской культурой. Эссе о Моцарте - один из плодотворных примеров такого диалога. 
 

Бальтазар Г. У. фон; Барт К.; Кюнг Г. - Богословие и музыка - Три речи о Моцарте

Пер. с нем.
Серия «Современное богословие»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 159 с.
ISBN 5-89647-155-6 
 

Бальтазар Г. У. фон; Барт К.; Кюнг Г. - Богословие и музыка - Три речи о Моцарте - Содержание

Моцарт и богословие. Александр Горелов
 
Ганс Урс фон Бальтазар Раскрытие музыкальной идеи. Опыт синтеза музыки Перевод Марии Кузнецовой. Редактор Александр Горелов
  • Введение
  • Развитие
  • Музыкальная идея
  • Выступление в защиту Моцарта
Карл Барт Вольфганг Амадей Моцарт Перевод Майи Паит. Редактор Рувим Островский
  • Признание Моцарту
  • Благодарственное письмо Моцарту
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Свобода Моцарта
Ганс Кюнг Вольфганг Амадей Моцарт Перевод Марии Кузнецовой. Редактор Александр Горелов
  • Вольфганг Амадей Моцарт - следы трансцендентного
  • Опиум народа? «Коронационная месса» Моцарта в современном ей историческом контексте
Именной указатель 

Бальтазар - Целое во фрагменте
Однако оба они, как нам ещё предстоит показать, являются лишь разновидностями интегризма, первый — разновидностью регрессивной и клерикальной, второй — прогрессистской и светской. И тот и другой творят для Царства Распятого Христа земную власть, т.к. оба сливают воедино царство мирское и Божие, древний - тем, что невидимое царство символически репрезентирует видимым, новый - тем, что усваивает видимому, в качестве динамического источника энергии, невидимое.
 
Древние повергали время к престолу подвластной им вечности, нынешние шагают в ногу со временем, надеясь таким образом достичь блаженства. Древние вступали в земные битвы in hoc signo и приводили к победе «льва Иуду», новые из человеческой солидарности воют вместе с волками. 
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Целое во фрагменте - Некоторые аспекты теологии истории

М.: Истина и Жизнь, 2001. — 368 с.
ISBN 5-88403-034-7
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Целое во фрагменте - Некоторые аспекты теологии истории - Содержание

Предисловие 
 
I. РАССЕЯНИЕ ВРЕМЕНИ 
А. ВИДЕНИЕ АВГУСТИНА 
Б. РАЗВЁРТЫВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ 
1. Личностное измерение 
2. Космическое измерение 
 
II. ЗАВЕРШИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
A. ЧЕЛОВЕК В ПРОТИВОРЕЧИИ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС 
1. Незавершимость сущности 
2. Противоречие смерти 
3. Религиозный проект выхода из противоречия 
Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ И ХРИСТИАНСКИЙ ПУТЬ 
1. Путь видимости 
2. Путь трагической борьбы 
3. Предварительный характер обоих путей 
4. Третий путь — путь любви 
B. ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКОВНОМ ОПОСРЕДОВАНИИ 
1. Церковь как человеческая целокупность. Мария 
2. Авторитет в Церкви 
3. Прозрачность образа Церкви 
Г. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ 
1. Целостность философская или теологическая? 
2. Свобода и первородный грех человека 
3. Человек между верой и знанием 
Д. ВЖИВАНИЕ В ХРИСТИАНСКУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ 
 
III. ЗАВЕРШИМОСТЬ ИСТОРИИ  
А. ВОПРОС О ТЕОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ИСТОРИИ 
1. Ядро вопроса: личность и история 
2. Расширение вопроса: религиозное время и время откровения 
Б. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ  
1. Форма и содержание церковного времени 
2. Развёртывание в структурном 
3. Шаг к Духу 
4. Неопознаваемый рост 
5. Харизматическое и апокалиптическое пророчества 
6. Церковное время и обращение Израиля 
В. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС О СМЫСЛЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 
1. Способ вопрошания в Библии 
2. Разворачивание вопроса в ходе истории теологии 
3. Отношение между теологией и философией истории в наше время 
Г. ИСТОРИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ 
1. Тема духа ....
2. Тема власти 
 
IV. СОБИРАНИЕ В СЛОВЕ 
A. СЛОВО И ИСТОРИЯ 
1. Прорыв вовне 
2. Смыкание противоположного 
3. Взвешенность и основание 
4. Слово сдержанное и нарушенное 
Б. ЦЕЛОЕ ВО ФРАГМЕНТЕ 
1. Человек как язык Бога 
2. Движение сквозь время 
3. Слово как Младенец 
4. Слово как Юноша 
5. Слово как Мужчина 
6. Страсти Слова 
7. Воскресение Слова 
8. Вознесение Слова 
9. Слово в церковном годе 
10. Слово как мужчина и женщина 
11. Слово как господин и раб 
12. Слово как иудей и язычник 
B. ВЕРА И ВЕЧНОСТЬ 
Именной указатель 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.8 (9 votes)
Аватар пользователя brat Vital