Наконец я могу отдать в руки Читательниц и Читателей давно обещанную небольшую книгу о детстве Иисуса. Она не является третьей частью, а служит своего рода «преддверием» к двум предыдущим частям, посвящённым личности и миссии Иисуса из Назарета. На этот раз я в диалоге с предшествующими и современными толкователями попытался прояснить то, что рассказывают о детстве Иисуса в начале своих Евангелий Матфей и Лука.
Верное истолкование, по моему убеждению, подразумевает два этапа. Во-первых, необходимо задать вопрос, что именно хотели сказать своими текстами авторы того времени — это исторический компонент экзегезы. Однако недостаточно лишь оставить текст в прошлом и таким образом придать ему исключительно архивное значение. Второй вопрос надлежащего толкования должен звучать так: «Является ли сказанное правдой? Касается ли это меня? И если да, то как?» Что касается библейского текста, изначальным и глубинным автором которого, по нашей вере, является Сам Бог, вопрос об отношении прошлого к настоящему неизбежно является частью самого толкования. Это не снижает значение исторических исследований, а наоборот, повышает его.
Я постарался в этом смысле вступить с текстами в диалог. При этом я осознаю, что разговор, в котором участвуют прошлое, настоящее и будущее, никогда не может быть завершен, а также что любое толкование не может сравниться с величием библейских текстов. Надеюсь, что эта небольшая книга, несмотря на существующие в ней ограничения, сможет помочь многим людям на их пути к Иисусу и вместе с Иисусом.
Йозеф Ратцингер — Бенедикт XVI Кастель-Гандольфо, в торжество Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 2012 года
Помимо повествования о рождении Иисуса, святой Лука сохранил для нас ещё один небольшой ценный эпизод предания о детстве Иисуса, где особым образом освещается тайна о Нём. Мы читаем о том, что родители Иисуса каждый год на Пасху совершали паломничество в Иерусалим. Семья Иисуса была благочестивой, она соблюдала Закон.
В представлении образа Иисуса иногда показывается нечто революционное, Его действия, направленные против ложного благочестия. Вследствие этого Иисус может показаться неким либералом или революционером. В действительности же Иисус в Своей сыновней миссии предварил новую фазу отношений с Богом, в которой Он открыл новое измерение связи человека с Богом. Однако это не является посягательством на благочестие Израиля. Свобода Иисуса — это не свобода либералов.
Это свобода Сына — то есть свобода подлинно Благочестивого. Как Сын Иисус приносит новую свободу, но это не свобода вседозволенности, а свобода Того, Кто един с волей Отца и Кто помогает людям достичь этого внутреннего единения с Богом.
Иисус пришёл не для того, чтобы нарушить, но чтобы исполнить (см. Мф 5, 17). Эта происходящая из сыновства связь радикальной новизны и одновременно радикальной верности тоже проявляется как раз в этой небольшой истории о двенадцатилетнем Иисусе; я бы даже сказал, что она наполнена чрезвычайно важным богословским содержанием.
Йозеф Ратцингер - Папа Бенедикт XVI - Иисус из Назарета - Детство
Издательство Францисканцев, Москва 2015 стр. 112
ISBN 978-5-89208-122-1
Йозеф Ратцингер - Папа Бенедикт XVI - Иисус из Назарета - Детство - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. «Откуда Ты?» (Ин 19, 9)
- Вопрос о происхождении Иисуса как вопрос о Его бытии и миссии
ГЛАВА 2. Возвещение рождения Иоанна Крестителя и Рождества Иисуса
- О литературном своеобразии текстов
- Возвещение рождения Иоанна
- Благовещение Марии
- Зачатие и рождение Иисуса согласно Матфею
- Девственное рождение — миф или историческая правда?
ГЛАВА 3. Рождество Иисуса в Вифлееме
- Исторические и богословские рамки повествования о Рождестве в Евангелии от Луки
- Рождение Иисуса
- Принесение Иисуса в Храм
ГЛАВА 4. Мудрецы с Востока и бегство в Египет
- Исторические и географические рамки рассказа
- Кем были «звездочёты»?
- Звезда
- Промежуточная остановка в Иерусалиме
- Поклонение волхвов перед Иисусом
- Бегство в Египет и возвращение в Израиль
ЭПИЛОГ. Двенадцати летний Иисус в Храме
Библиография
- Общий список литературы
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
Глоссарий
В потоке откликов, различных по тональности — от апологетических до уничтожающе-разгромных, особое место заняли рецензии из богословских кругов, внутри которых, при всех за и против, сложилось общее мнение: публикация книги об Иисусе — мужественный шаг.
«Со времен Просвещения европейское богословие не возвращалось к теме Богосыновства Иисуса, — говорит теолог Томас Зёдинг. — И никогда еще ни один Папа не издавал научных сочинений об Иисусе. То, что Папа, наместник Христа на земле, не формулирует некую догму, а представляет на суд общественности свои богословские размышления об Иисусе, можно рассматривать как настоящую революцию». Папа не побоялся вступить в единоборство со всей экзегезой, рискуя оказаться втянутым в «затяжную окопную войну», как выразился теолог Карл Бергер из Гейдельберга.
«Нет ничего нового в том, что автор рассматривает Иисуса как Бога и Человека, — пишет один из рецензентов. — Ведь это фундаментальная составляющая Символа Веры. Но чтобы попытаться сегодня осмыслить и сформулировать его заново, требуется смелость, и потому подобного рода попытка — сенсация, хотя в том, что Ратцингер рискнул пойти на этот шаг, нет ничего удивительного, ведь не случайно он взял себе имя святого Бенедикта, призывавшего, как известно, помнить о том, что любовь к Иисусу — превыше всего».
Собственно, это и составляет главный пафос книги Йозефа Ратцингера, который однажды с тревогой заметил: «Церковь слишком занята собой, вместо того чтобы говорить о Христе». Вот почему он счел необходимым сказать свое слово о Христе — слово, которое оказалось услышанным…
Йозеф Ратцингер - Папа Бенедикт XVI - Иисус из Назарета
Пер. с нем. М. Кореневой
СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.— 416 с.
ISBN 978-5-395-00330-0
Йозеф Ратцингер - Папа Бенедикт XVI - Иисус из Назарета - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ Первый взгляд на тайну Иисуса
ГЛАВА ПЕРВАЯ Крещение Иисуса
ГЛАВА ВТОРАЯ Искушения Иисуса
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Евангелие Царства Божия
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Нагорная проповедь
1. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ
2. ТОРА МЕССИИ
Сказано было — А Я говорю вам
Спор о субботе
Пятая заповедь: семья, народ и сообщество учеников Иисуса
Компромисс и пророческая радикальность
ГЛАВА ПЯТАЯ Молитва Господня
Отче наш, сущий на небесах
Да святится имя Твое
Да приидет Царствие Твое
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе
Хлеб наш насущный дай нам на сей день
И прости нам долга наши, как и мы прощаем должникам нашим
И не введи нас в искушение
Но избавь нас от лукавого
ГЛАВА ШЕСТАЯ Ученики
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Притчи
1. СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧ
2. ТРИ ВЕЛИКИЕ ПРИТЧИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ
Притча о милосердном самарянине (Лк 10:25–37)
Притча о двух братьях (о блудном сыне и сыне, оставшемся дома) и добром отце (Лк 15:11–32)
Притча о богаче и Лазаре (Лк 16:19–31)
ГЛАВА ВОСЬМАЯ Великие образы Евангелия от Иоанна
1. ВВЕДЕНИЕ: «ИОАННОВ ВОПРОС»
2. ВЕЛИКИЕ ОБРАЗЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА
Вода
Виноградная лоза и вино
Хлеб
Пастырь
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Исповедание Петра и Преображение: две важные вехи на пути Иисуса
1. ИСПОВЕДАНИЕ ПЕТРА
2. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Слова Иисуса о Самом Себе
1. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
2. СЫН
3. «Я ЕСМЬ»
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
СОКРАЩЕННЫЕ НАЗВАНИЯ ЦИТИРУЕМЫХ КНИГ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
ПОЯСНЕНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ПОНЯТИЯМ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН, УПОМИНАЕМЫХ В ТЕКСТЕ КНИГИ И В РАЗДЕЛЕ «ЛИТЕРАТУРА»
ОБ АВТОРЕ
Меня также порадовало, что за это время у моей книги появился своего рода «экуменический брат» — обширный труд Иоахима Ринглебена «Иисус» (2008). Тот, кто прочтет обе книги, увидит существенную разницу в образе мышления и основных богословских подходах, со всей очевидностью свидетельствующую о различной конфессиональной принадлежности авторов. Но в то же время ему откроется глубокое единство в понимании главного в личности Иисуса и Его Вести.
Различные богословские подходы объединяет одна и та же вера, и происходит встреча с одним и тем же Господом Иисусом Христом. Надеюсь, что обе книги, при всех их различиях и одновременно сходству в главном, станут экуменическим свидетельством и таким образом послужат современным христианам в исполнении их основного общего предназначения.
Йозеф Ратцингер - Папа Бенедикт XVI - Иисус из Назарета - Часть вторая - От Входа в Иерусалим до Воскресения
Издательство Францисканцев Москва 2014
ISBN 978-5-89208-120-7
Jesus von Nazareth, 2. Teil
Vom Einzug in Jerusalem bis zur Auferstehung
Перевод: Александра Немтина
Йозеф Ратцингер - Иисус из Назарета - Часть вторая - От Входа в Иерусалим до Воскресения - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ. Вход в Иерусалим и изгнание торговцев из Храма
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Пророческая беседа Иисуса
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Омовение ног
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Первосвященническая молитва Иисуса
- ГЛАВА ПЯТАЯ. Тайная вечеря
- ГЛАВА ШЕСТАЯ. Гефсимания
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Суд над Иисусом
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Распятие и положение во гроб
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Воскресение Иисуса
- ПЕРСПЕКТИВА. «Восшел на небеса, и сидит одесную Отца, и вновь грядет со славою...»
Литература
Общие рекомендации к Первой части
Общие рекомендации ко Второй части
Список использованных в тексте и примечаниях сокращенных названий некоторых источников
Приоритет Бога и богослужения заново был осознан мной после Второго Ватиканского Собора. Недопонимание литургической реформы, широко распространившееся в Католической Церкви, привело к тому, что в литургии все больше выступали на передний план аспекты поучения, человеческой активности и креативности. Дела мирские заставили почти забыть о присутствии Бога. В этой ситуации становилось все яснее, что сама Церковь жива только правильным совершением литургии и что Церковь в опасности: примат Бога в литургии, а значит и в самой жизни, уже больше не проявляется. Глубочайшая причина кризиса, потрясшего Церковь, заключена в затемнении приоритета Бога в литургии. Все это побудило меня заняться темой литургии гораздо интенсивнее, чем прежде, потому что я знал, что истинное обновление литургии есть основное условие обновления Церкви.
Город Ватикан, в праздник св. Бенедикта, 11 июля 2015 г. - Бенедикт ХVІ
Ратцингер Йозеф - Богословие литургии
[пер. с нем. О. С. Асписова]
М.: Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова, 2017. 648 с.
Макет книги подготовлен в ООО «Грифъ».
ISBN 978-5-905889-99-8
Ратцингер Йозеф - Богословие литургии - Содержание
Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона
Предисловие к русскому изданию трудов о литургии
Содержание
Список сокращений
Часть А - Дух литургии
- Предисловие
-
I. О сущности литургии
- 1. Литургия и жизнь: о месте литургии в реальности
- 2. Литургия – космос – история
- 3. От Ветхого Завета к Новому: облик христианской литургии, сформированный библейской верой
-
II. Время и пространство в литургии
- 1. Предварительные вопросы об отношении литургии к пространству и времени
- 2. Святые места. Значение церковного здания
- 3. Алтарь и направление молитвы на литургии
- 4. Хранение Святых Даров
- 5. Священное время
-
III. Искусство и литургия
- 1. Спор об изображениях
- 2. Музыка и литургия
-
IV. Облик литургии
- 1. Обряд
-
2. Тело и литургия
- a) «Деятельное участие»
- b) Крестное знамение
-
3. Позиции
- a) Преклонение колен / Prostratio
- b) Молитва стоя и сидя. Литургия и культура
- 4. Жесты
- 5. Человеческий голос
- 6. Литургическое облачение
- 7. Материя
- V. Указатель литературы
Часть В - Typos – mysterium – sacramentum
-
I. Сакраментальное обоснование христианского существования
- 1. Предварительные рассуждения: кризис идеи таинства в современном сознании
- 2. Сакраментальная идея в человеческой истории
- 3. Христианские таинства
- 4. Смысл таинств сегодня
- II. К понятию таинства
Часть С - Совершение Евхаристии - источник и вершина христианской жизни
-
I. О значении воскресенья для молитвы и жизни христианина
- 1. О чем идет речь?
- 2. Богословие дня Господня
-
3. Шаббат и воскресенье
- a) Проблема
- b) Богословие шаббата
- c) Христианский синтез
-
4. Практические применения
- a) Воскресные богослужения без священника
- b) Культура выходных и христианское воскресенье
-
II. Является ли Евхаристия жертвой?
- 1. Постановка проблемы: подход Лютера
-
2. Новозаветное свидетельство
- a) Тексты
- b) Типология ап. Марка: ветхозаветное богословие жертвы
- c) Типология ап. Павла: критика культа пророками
- d) Общий центр: мысль о замещении
- e) К вопросу об актуализации
-
III. Проблема транссубстанциации и вопрос о смысле Евхаристии
-
1. Подоплека постановки вопроса: возражение Реформации
- a) Кальвин
- b) Лютер
-
2. Современная постановка вопроса
- a) Философская проблема транссубстанциации
- К истории понятия субстанции и транссубстанциации
- Попытка взглянуть на проблему по-новому
- b) Богословское значение термина
- Вездесущие Христа?
- Природно-локальное присутствие Христа?
- Классификация учения о транссубстанциации в богословии
- Рецензия
-
1. Подоплека постановки вопроса: возражение Реформации
-
IV. Евхаристия – средоточие Церкви
- Предисловие
- 1. Происхождение Евхаристии из пасхальной тайны
- 2. Евхаристия: сердцевина Церкви
- 3. О правильном совершении Евхаристии
- 4. Реальное присутствие Христа в евхаристическом таинстве
-
V. Образ и содержание Евхаристии
- 1. Постановка проблемы: категория «образ» [Gestalt]
- 2. Становление образа Евхаристии в становлении Церкви
- 3. Окончательная форма
- Дополнение 1
- Дополнение 2
-
VI. К вопросу о структуре литургии
- 1. Сущность литургии
- 2. Субъективное соответствие объективной сущности литургии
-
VII. Евхаристия и миссия
- 1. Предварительное размышление о Евхаристии и миссии
- 2. Богословие Креста как предпосылка и основа богословия Евхаристии
-
3. Богословие Евхаристии в Первом послании к Коринфянам
- a) 1 Кор 5. 6: христианская Пасха
- b) 1 Кор 6. 12–19: соединиться с Господом
- c) 1 Кор 10. 1–22: одно тело с Христом, но не магическая уверенность в спасении
- d) 1 Koр 11. 17–33: установление Евхаристии и ее правильное совершение
-
4. Мученичество, христианская жизнь и апостольское служение как реальное осуществление Евхаристии
- a) Мученичество как становление христианина евхаристией
- b) Богослужение, сообразное с Логосом – христианская жизнь как евхаристия
- c) Миссия как служение космической литургии
- 5. Заключительные размышления: Евхаристия как исток миссии
-
VIII. Евхаристия, сommunio и солидарность
- 1. Евхаристия
- 2. Communio
- 3. Солидарность
- 4. Перспектива: Евхаристия как таинство преображений
-
IX. «Возведен из живых камней»
-
1. Библейская весть о храме из живых камней
- a) Ветхозаветные корни
- b) Исполнение в Новом Завете
- 2. Как возникло христианское церковное зодчество?
- 3. Следствия для современности
-
1. Библейская весть о храме из живых камней
-
X. К вопросу о положении при совершении богослужения
- 1. Замечание к вопросу о положении при совершении богослужения
- 2. Сопроводительное слово к книге: Michael Lang, Conversi ad Dominum. Zu Geschichte und Theologie der christlichen Gebetsrichtung [Михаэль Ланг. К истории и богословскому обоснованию направленности христианского богослужения], 2003
Часть D - богословие церковой музыки
-
I. К богословскому обоснованию церковной музыки
- 1. Введение: Несколько замечаний к послесоборному диспуту о церковной музыке
-
2. Церковная музыка как богословская проблема в трудах Фомы Аквинского и повлиявших на него авторов
- a) Сомнения в церковной музыке у влиятельных богословов
- b) Обоснование и подоплека богословской критики музыки
- c) Богословские основания церковной музыки
- d) Положительное значение богословской музыкальной критики
- 3. Заключение: Основания кризиса нашего времени
-
II. Образ мира и человека в литургии и его выражение в церковной музыке
- 1. Превзойти Собор? Новая концепция литургии
- 2. Философское основание концепта и его сомнительные положения
- 3. Антропологический образец церковной литургии
-
4. Следствия для литургической музыки
- a) Основные положения
- b) Заметки к современному состоянию
- 5. Заключительное замечание: литургия, музыка и космос
Библиографические источники
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель имен
Он сообщает, что Климент «видел апостолов», «обращался с ними» и «имел проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» (Против ересей, 3.3.3).
Более поздние свидетельства, относящиеся к IV-VI векам, приписывают Клименту титул мученика. Авторитет и репутация этого римского епископа были столь велики, что ему приписали целый ряд творений, хотя единственной работой, несомненно вышедшей из-под его пера, было Послание к Коринфянам.
Евсевий Кесарийский, великий «архивист» раннего христианства, представляет ее такими словами: «Имеется одно большое и удивительное письмо Климента, согласно признаваемое подлинным; оно написано от имени Римской церкви к церкви Коринфской... Мы знаем, что письмо это издавна читали народу во многих церквах; читают и теперь» (Церк. ист. 3:16). Этому письму придавалось почти каноническое значение.
В начале этого текста, написанного по-гречески, Климент сокрушается о том, что «внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия» (1:1) помешали ему вовремя вмешаться. Под этими «несчастьями» подразумеваются преследования христиан, учиненные Домицианом, поэтому дату составления послания следует отнести к периоду, наступившему непосредственно после кончины императора и прекращения преследований, т.е. после 96г.
Бенедикт XVI - Отцы Церкви. От Климента Римского до святого Августина
Пер. с ит. (Серия «Современное богословие»).
М.: Издательство ББИ, 2012, -vi+ 184 с.
Бенедикт XVI - Отцы Церкви. От Климента Римского до святого Августина - Содержание
Введение
- ГЛАВА 1: Святой Климент Римский
- ГЛАВА 2: Святой Игнатий Антиохийский
- ГЛАВА 3: Святой Иустин, философ и мученик
- ГЛАВА 4: Святой Ириней Лионский
- ГЛАВА 5: Святой Климент Александрийский
- ГЛАВА 6: Ориген Александрийский. I. Жизнь и писания
- ГЛАВА 7: Ориген Александрийский. ІІ. Учение
- ГЛАВА 8: Тертуллиан
- ГЛАВА 9: Святой Киприан
- ГЛАВА 10: Евсевий Кесарийский
- ГЛАВА 11: Святой Афанасий Александрийский
- ГЛАВА 12: Святой Кирилл Иерусалимский
- ГЛАВА 13: Святой Василий. I. Жизнь и писания
- ГЛАВА 14: Святой Василий. II. Учение
- ГЛАВА 15: Святой Григорий Назианзин. I. Жизнь и писания
- ГЛАВА 16: Святой Григорий Назианзин. ІІ. Учение
- ГЛАВА 17: Святой Григорий Нисский. I. Жизнь и писания
- ГЛАВА 18: Святой Григорий Нисский. II. Учение
- ГЛАВА 19: Святой Иоанн Златоуст. I. Антиохийские годы
- ГЛАВА 20: Святой Иоанн Златоуст. II. Константинопольские годы
- ГЛАВА 21: Святой Кирилл Александрийский
- ГЛАВА 22: Святой Иларий Пиктавийский
- ГЛАВА 23: Святой Евсевий Верцелльский
- ГЛАВА 24: Святой Амвросий
- ГЛАВА 25: Святой Максим Туринский
- ГЛАВА 26: Святой Иероним. I. Жизнь и писания
- ГЛАВА 27: Святой Иероним. II. Учение
- ГЛАВА 28: Афраат, или Персидский Мудрец
- ГЛАВА 29: Святой Ефрем Сирин
- ГЛАВА 30: Святой Хроматий Аквилейский
- ГЛАВА 31: Святой Павлин Ноланский
- ГЛАВА 32: Святой Августин. I. Жизнь
- ГЛАВА 33: Святой Августин. II. Последние годы жизни
- ГЛАВА 34: Святой Августин. III. Учение, вера и разум
- ГЛАВА 35: Святой Августин. IV. Творения
- ГЛАВА 36: Святой Августин. V. Три обращения
Поэтому, с одной стороны, «вера, исходя из вопроса о Боге, должна вступать в философский диспут».
Она не должна прекращать притязаний на разумность своих основных положений, иначе вера не просто превращается в «чистую религиозность», но теряет и предает свой основной облик.
С другой стороны, философия, желающая остаться верной своему предмету, должна сталкиваться и соразмеряться с притязаниями веры по отношению к разуму.
«Движение по направлению друг к другу философии и богословия обязательно и на этом уровне».
Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - Сущность и задачи богословия - Попытки определения в диспуте современности
Перевод: Владимир Хулап
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»)
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 144 с.
ISBN 5-89647-165-3
Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - Сущность и задачи богословия - Попытки определения в диспуте современности - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ БОГОСЛОВСКОЙ РАБОТЫ
ВЕРА, ФИЛОСОФИЯ И БОГОСЛОВИЕ
- 1. Единство философии и богословия в раннем христианстве
- 2. Различение, ставшее антагонизмом
- 3. Попытка найти новую связь
- Заключительное замечание: гнозис, философия и богословие
СУЩНОСТЬ АКАДЕМИЧНОСТИ И ЕЕ СВОБОДЫ
- 1. Диалог
- 2. Свобода
- 3. Центр: истина как основа и мера свободы
- 4. Культ
Часть 2. СУЩНОСТЬ И ФОРМА БОГОСЛОВИЯ
О ДУХОВНОМ ОСНОВАНИИ И МЕСТЕ БОГОСЛОВИЯ В ЦЕРКВИ
- 1. Новый субъект как предпосылка и основание всего богословия
- 2. Обращение, вера и мышление
- 3. Экклезиологический характер обращения и его следствия для богословия
- 4. Вера, благовестие и богословие
- 5. Искушение и величие богословия
ПЛЮРАЛИЗМ КАК ВОПРОС, ОБРАЩЕННЫЙ К ЦЕРКВИ И БОГОСЛОВИЮ
- 1. Граница притязания церкви и плюрализм человеческих решений
-
2. Плюрализм внутри церкви
- а) Вселенская Церковь и поместные церкви
- б) Богословие и богословия
Часть 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБ ИНСТРУКЦИИ О ЦЕРКОВНОМ ПРИЗВАНИИ БОГОСЛОВА
Предварительные замечания
- 1. Презентация
-
2. Дискуссия о тексте
- а) Авторитет только в случае безошибочности?
- б) Церковное учительство, университет и средства массовой информации
- в) Пророческая традиция против епископской традиции?
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЩЕННИКОВ В ГЕРМАНИИ
Предварительные замечания
- 1. Проблемы
-
2. В поисках ответов
- а) О дальнейшем развитии факультетов и родственных учреждений
- б) Значение семинарии
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Библия — не учебник естествознания и никогда им не будет. Это религиозная книга, а потому из нее нельзя получить естественнонаучной информации, нельзя узнать, как протекало возникновение мира, с точки зрения истории природы; из нее можно получить лишь религиозное знание. Все прочее есть образ, способ сделать доступнее нечто более глубокое, главное.
Нужно видеть различие между формой изложения и самим излагаемым содержанием. Форма выбрана из того, что было понятно в ту эпоху, из представлений, которыми в то время люди жили, говорили и мыслили, в которых они могли понимать самое большое, главное. Но остается и по-настоящему имеется в виду только это главное — суть, проступающая сквозь образный строй.
Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - В начале сотворил Бог - О творении и грехопадении
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2009 г. - vi + 137 с
Перевод Вадима Витковского
Im Anfang Schuf Gott: Vier Munchener Fastenpredigten uber Schopfung und Fall
Серия: Современное богословие
ISBN 5-89647-126-2
Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - В начале сотворил Бог - О творении и грехопадении - Содержание
В начале сотворил Бог
Предисловие
Вводное замечание к новому изданию
Проповедь первая. Бог-творец
- 1. Различие формы и содержания в рассказе о творении
- 2. Единство Библии как масштаб истолкования
- 3. Христологическая мерка
Проповедь вторая. Смысл библейских рассказов о творении
- 1. Разумность веры в творение
-
2. Вечное значение символических элементов текста
- A) Творение и культ
- Б) Субботняя структура творения
- В) Эксплуатация земли?
Проповедь третья.
- Сотворение человека
- 1. Человек - взятый из земли
- 2. Подобие Божье
- 3. Творение и эволюция
Проповедь четвертая.
- Грех и спасение
- 1. Тема греха
- 2. Границы и свобода человека
- 3. Первородный грех
- 4. Ответ Нового Завета
ВЕРА В СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ
- 1. Оттеснение веры в творение в Новое время
- 2. Три способа скрывать понятие творения в мышлении наших дней
- 3. Вера в творение как принципиальное решение в антропологии
Речь идет прежде всего о диалоге мировых религий, в условиях многочисленных встреч и взаимопроникновения культур превратившемся в насущную необходимость. В последней части нашей книги мы, хотя и кратко, поговорим об опасностях и надеждах, связанных с межрелигиозным диалогом. Еще одна глобальная тема, постепенно выходящая в богословии на первый план, - вопрос об отношении церкви к Израилю, то есть христиан к иудеям. Осознание долго замалчиваемой вины за ужасные события двенадцати трагических лет (1933- 1945), терзающей христианскую совесть, несомненно, вновь сделало этот вопрос актуальным; впрочем, то была не единственная причина, а чувство вины - не абсолютное мерило. В свете историко-критического метода христианское толкование Ветхого Завета во многом кажется спорным; экзегезис Нового Завета в значительной степени ограничен христологией.
На первый взгляд, и то, и другое должно благоприятствовать иудео- христианскому диалогу: можно, как кажется, рассматривать иудейское толкование Ветхого Завета во всей его полноте как единственное исторически обоснованное. Можно, по-видимому, отставив христологию, устранить истинную причину разделения иудаизма и христианства. Но такие надежды иллюзорны: если Ветхий Завет не говорит о Христе, значит, христианин не может принять его как Священное Писание. Гарнак сделал из этого вывод, что пришло, наконец, время осуществить задуманное Маркионом и отделить христианство от Ветхого Завета. Однако это разрушило бы христианскую идентичность, основывающуюся именно на единстве Ветхого и Нового Заветов и внутреннем родстве, связывающем нас с верой Израиля, и немедленно вернуло бы к выводам Маркиона: Бог Израиля - чуждый Бог, безусловно, не христианский.
Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Многообразие религий и единый завет
Пер. с нем.
Серия «Диалог»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 130 с.
ISBN 5-89647-167-Х
Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Многообразие религий и единый завет - Содержание
Предисловие к русскому изданию
Предисловие к немецкому изданию
I Израиль, церковь и мир
- 1. Иудеи и язычники в зеркале истории о мудрецах с Востока (Мф 2: 1-12)
- 2. Иисус и закон: не отмена, а «исполнение»
- 3. Толкование закона Иисусом: конфликт и примирение
- 4. Крест
II Новый ЗАВЕТ
- 1. Завет или союз ? От анализа слов к сути вопроса
- 2. Завет и заветы у апостола Павла
- 3. Идея завета в текстах о Тайной вечере
- 4. Единство завета и множественность заветов
- 5. «Завет» и союз
- 6. Образ Бога и образ человека в идеях завета
III Новая манна
IV Диалог религий и иудео-христианские отношения
- 1. От единства христиан к диалогу религий
- 2. Вопрос о единстве в различии
- 3. Величие и границы мистических религий
- 4. Прагматическая модель
- 5. Иудаизм и христианство
- 6. Христианская вера и мистические религии
- 7. Заключительные тезисы
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СТАТЕЙ
Опорной точкой для философского дискурса о разуме и откровении является постоянно встречающийся умозрительный образ: разум, рефлексирующий над своими глубинными основами, находит свои корни в ином и вынужден признать роковую силу этого иного, если не желает потерять разумную ориентацию в тупике гибридного овладения самим собой. Моделью здесь служит опыт свершившегося или хотя бы начатого обращения собственными силами, конверсии разума через разум - всё равно, исходит ли рефлексия (как у Шлейермахера) из самосознания познающего и действующего субъекта, или (как у Кьеркегора) - из историчности каждого отдельного экзистенциального самоудостоверения, или же (как у Гегеля, Фейербаха и Маркса) - из провоцирующей противоречивости нравственных отношений.
Несмотря на первоначальное отсутствие всяких богословских намерений, разум, осознав свои границы, переходит таким образом к иному: будь то в мистическом соединении с космическим всеохватным сознанием, или в отчаянной надежде на историческое событие несущей освобождение вести, или в форме неуспокоенной солидарности с униженными и оскорбленными, стремящейся к приближению мессианского счастья. Эти безымянные боги послегегелевской метафизики - всеохватное сознание, невообразимое событие, нераздельная общность - становятся легкой добычей богословия. Они словно так и просят, чтобы их расшифровали как псевдонимы трёх ипостасей Бога, дарующего людям откровение о Себе Самом.
Хабермас Юрген, Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Диалектика секуляризации. О разуме и религии
Пер. с нем.
Серия «Современное богословие»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 112 с.
ISBN 5-89647-164-5
Хабермас Юрген, Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Диалектика секуляризации. О разуме и религии - Содержание
Григорий Гутнер Секулярность, постсекулярность и универсализм. Замечания к диалогу Хабермаса и Ратцингера
Флориан Шуллер Предисловие
Юрген Хабермас - Дополитические основы демократического правового государства?
- 1. К обоснованию секулярного конституционного государства на основе источников практического разума
- 2. Как осуществляется воспроизводство солидарности между гражданами государства?
- 3. Когда рвутся социальные узы
- Экскурс
- 4. Секуляризация как двоякий и взаимодополняющий процесс обучения
- 5. Как должны обходиться друг с другом верующие и нерелигиозные граждане
Йозеф Ратцингер - Чем держится мир. Дополитические моральные основы либерального государства
- 1. Власть и право
- 2. Новые формы власти и новые вопросы о контроле над ними
- 3. Предпосылки права: право - природа - разум
- 4. Интеркультурность и ее последствия
- 5. Выводы
Об авторах
Но есть и существенные отличия — прежде всего, смена жанров. Если четыре десятилетия назад задачи и интересы церкви призвали Иозефа Ратцингера, пастыря и богослова, к пропедевтике, к наставлению вошедших и входящих в христианство, то сегодня эти же задачи и интересы призвали его к апологетике, защите христианских позиций перед лицом тех, кто им чужд, отрицает их.
Как показателен, симптоматичен этот переход! Казалось бы, в масштабе эпох, в масштабе истории христианства срок, разделяющий две книги, ничтожен. Но, когда писалось «Введение», на Западе еще отнюдь не было привычным называть время, в которое мы живем, «постхристианством»; и напротив, большинство просвещенных европейцев не сочли бы неверной или устаревшей классическую формулу, ставшую некогда названием эссе Новалиса: «Европа, или христианство». А в сегодняшней Европе, как о том свидетельствует ее новая конституция, большинство уже вполне согласится с противоположной версией старой формулы: «Европа, или постхристианство».
И надо добавить, что идущий процесс вовсе не только внешний, это не простое оттеснение или «уменьшение в размерах» западного христианства. «Постмодернистское богословие», лишь по недоразумению еще считающее себя христианским; растущие и множащиеся радикальные течения (в особенности в протестантстве), отбрасывающие уже не отдельные догматы, а всю догматику, и предание, и церковь... В этих и многих сходных явлениях перед нами явно — постхристианство внутри самого христианства.
Ратцингер Иозеф (Бенедикт XVI) - Вера - Истина - Толерантность - Христианство и мировые религии
Пер. с нем.
Серия «Диалог»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 367 с.
ISBN 5-89647-168-8
Ратцингер Иозеф (Бенедикт XVI) - Вера - Истина - Толерантность. Христианство и мировые религии - Содержание
Предисловие к русскому изданию. С . С . Хоружий
Предисловие
Первая часть - Христианская вера и ее встреча с другими культурами и религиями
- ГЛАВА 1 Единство и многообразие религий - место христианской веры в истории религий
- ГЛАВА 2 Вера, религия и культура
Вторая часть - Вопрос об истине и религии
- Предварительное замечание
- ГЛАВА 1 Новые проблемы, появившиеся в 1990-е годы - к современному состоянию веры и богословие
- ГЛАВА 2 Истинно ли Христианство?
- ГЛАВА 3 Истина - толерантность - свобода
Приложения
- Первичные публикации отдельных глав книги
- Указатель ссылок на Священное Писание
- Именной указатель
- Предметный указатель
Директор послал уже наряженного для выступления клоуна в соседнюю деревню за помощью, поскольку существовала опасность, что огонь перекинется на деревню через поле сжатого и сухого хлеба. Клоун побежал в деревню и попросил жителей, чтобы они как можно скорее отправились к горящему цирку и помогли тушить огонь. Но поселяне приняли клоуна всего лишь за превосходный трюк, чтобы заманить как можно больше народу на представление.
Они аплодировали и смеялись до слез. Клоуну же было не до смеха. Тщетно заклинал он людей понять, что это не представление, не трюк, что это горькая правда, и цирк горит на самом деле. Его мольбы лишь усиливали хохот. Люди находили, что он отлично исполняет свою роль, — до тех пор, пока огонь не перекинулся на деревню. Помогать было уже поздно; деревня сгорела вместе с цирком.
Кокс рассказывает эту притчу в качестве примера нынешнего положения богослова, и в клоуне, который не смог донести свою весть до слуха людей, видит его образ. Его отнюдь не принимают всерьез в его клоунском наряде, принадлежащем Средневековью или вообще какому-то далекому прошлому. Ведь что бы он ни говорил — на нем ярлык его роли. Как бы он ни вел себя, сколь бы ни старался представить всю степень опасности, люди уже заранее знают, что он только клоун. Знают еще до того, как он заговорит, знают, что все это — только представление, которое лишь слабо связано с действительностью, а, быть может, вовсе не имеет к ней отношения.
Поэтому можно спокойно слушать его, не задумываясь всерьез о том, что он говорит. Несомненно, в этом образе схвачено нечто от той гнетущей действительности, к которой принадлежит сегодня богословие и богословская речь; нечто от такой неспособности разрушить шаблоны мыслительных и языковых привычек и сделать ясным тот факт, что богословские проблемы относятся к серьезнейшим проблемам человеческой жизни.
Йозеф Рацингер - Введение в Христианство - Лекции об апостольском символе веры
Переведено с немецкого подлинника: Joseph RATZINGER, Einfuhrung in das Christentum
Брюссель 1988, 318 стр.
Йозеф Рацингер - Введение в Христианство - Лекции об апостольском символе веры - Содержание
Предисловие
Введение "ВЕРУЮ - АМИНЬ"
- ПЕРВАЯ ГЛАВА. ВЕРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ВТОРАЯ ГЛАВА. ЦЕРКОВНЫЙ ОБЛИК ВЕРЫ
Первая часть. БОГ
- ПЕРВАЯ ГЛАВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ «БОГ»
- ВТОРАЯ ГЛАВА. БИБЛЕЙСКАЯ ВЕРА В БОГА
- ТРЕТЬЯ ГЛАВА. БОГ ВЕРЫ И БОГ ФИЛОСОФОВ
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СОВРЕМЕННОЕ ИСПОВЕДАНИЕ БОГА
- ГЛАВА ПЯТАЯ. ВЕРА В ТРИЕДИНОГО БОГА
Вторая часть. ИИСУС ХРИСТОС
- ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВЕРУЮ В ИИСУСА ХРИСТА, ЕДИНОРОДНОГО СЫНА БОЖИЯ, ГОСПОДА НАШЕГО
- ВТОРАЯ ГЛАВА. РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИСПОВЕДАНИЯ ИИСУСА ХРИСТА В ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЛЕНАХ СИМВОЛА ВЕРЫ
Третья часть. ДУХ И ЦЕРКОВЬ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВНУТРЕННЕЕ ЕДИНСТВО ПОСЛЕДНИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ СИМВОЛА
- ВТОРАЯ ГЛАВА. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЛЕНОВ СИМВОЛА ВЕРЫ О ДУХЕ И ЦЕРКВИ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Однако богословие было задето вторым течением, более сильным и намного более реалистичным: марксизмом. Он содержит в себе нечто от первоначальной горячности мессианизма Ветхого Завета, разумеется превращенного в антитеизм. Он требует слепой веры, вследствие того, что всё приняло лик самой науки, точного объяснение прошлого, настоящего и будущего человека, перед которым любое возражение может явиться только как отступление в масштабе истории. Эта система однако извлекает страстный и обаятельный характер из своего пророческого корня, который обещает мир, наступление которого не позволяет предсказать никакой рациональный расчёт.
Сопровождаемая объявлением войны Богу и историческим религиям, она содержит религиозную фразеологию, которая привлекает с чисто магнетической силой религиозные энергии, оставшиеся по большей части без применения у большого числа людей; она видимо захватывает само богословие, которое предчувствует здесь возможность дать эсхатологическому посланию ощутимое и реалистическое содержание. Довольно удивительно, хотя и очень понятно, что, после крайности Барта, разделившего веру и религию, богословие, вынужденное выбирать между верой в Бога и религиозной фразеологией о будущем, оказывается здесь расположенной предпочитать религию Богу.
Таким образом, можно было бы сегодня написать эсхатологию строго как диалог (согласия или критики) с теологиями будущего, надежды, освобождения, где практически ни одна из классических тем доктрины последних вещей не находит места: ни небо и ад, ни чистилище и суд, ни смерть и бессмертие души.
Йозеф Ратцингер - Смерть и по ту сторону смерти - Краткий очерк христианской надежды
Кардинал Йозеф Ратцингер; [Алексей Казаков, пер. с франц. для библиотеки богословского клуба ESXATOS, 2014 г. Перевод исключительно в рамках частного использования осуществлен с издания: La mort et l'au-delà by Joseph Ratzinger, Fayard (April 29, 2005).]
2-я редакция — 2023. – 270 с. – (Современное богословие)
Электронное издание.
ISBN 978-2213626307 (франц.)
Йозеф Ратцингер - Смерть и по ту сторону смерти - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА I. – ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- Проблема эсхатологии: современное положение
- Исторические предпосылки современной ситуации
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - Эсхатологическая проблема или сущность христианства
ГЛАВА II. – ЭКЗЕГЕТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
- О методе
- Значение возвещения царства Иисусом
- По вопросу близкого ожидания
ГЛАВА III. - СЛОВО И РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ
- Панорама решения
- Карл Барт
- Рудольф Бультман
- Оскар Кульман
- Ч. Г. Додд
- Теология надежды; политическая теология
- Предварительный итог
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Смерть и бессмертие - Индивидуальное измерение эсхатологии
ГЛАВА IV. - ТЕОЛОГИЯ СМЕРТИ
- Постановка проблемы
- Предпосылки проблемы в истории идей
- Господствующее понимание
- Попытка пересмотра
- Развитие вопроса в библейской мысли
- Ветхий Завет
- Набросок интерпретации смерти и жизни в Новом завете
- Заключение для христианской этики смерти
- Приятие всей жизни
- Смысл страдания
ГЛАВА V. - БЕССМЕРТИЕ ДУШИ И ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ
- Постановка проблемы
- Библейская данность
- Воскресение мертвых
- «Промежуточное состояние» между смертью и воскресением
- Результаты и последствия
- Доктринальные документы Церкви
- Теологические разработки
- Наследие античности
- Новое понятие души
- Диалогический характер бессмертия
- Человек, предназначенный через творение к бессмертию
- Краткий вывод. Главные черты христианской веры в вечную жизнь
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - Будущая жизнь
ГЛАВА VI. – ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТА
- Что означает «воскресение мертвых»?
- Постановка проблемы
- Данные традиции
- Что означает «воскресение в последний день»?
- О проблеме телесности воскресения
- Возвращение Христа и окончательный суд
- Библейские данные
- Признаки возвращения
- Возвращение Христа
- Суд
- Богословское истолкование
ГЛАВА VII. – АД, ЧИСТИЛИЩЕ, НЕБО
- Ад
- Чистилище
- Проблема исторических доказательств
- Неизменное содержание доктрины чистилища
- Небо
Приложение - МЕЖДУ СМЕРТЬЮ И ВОСКРЕСЕНИЕМ - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ВОПРОСУ «ПРОМЕЖУТОЧНОГО СОСТОЯНИЯ
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Интересно, а где
А где благоговейные