Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада - от слова к образу

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: от слова к образу
Современное научное знание о библейских и литургических традициях в искусстве находится в постоянном развитии. Прежде всего меняются сами рамки этого знания: появление целого ряда направлений в богословии, таких как теоэстети- ка (Дж. Харт, Дж. Мануссакис), слабая теология (Дж. Капуто), радикальная ортодоксия (Дж. Милбанк), новая герменевтика (Р. Кирни), философская теология (Ж.-Л. Марион), православный персонализм (X. Яннарас, митр. Иоанн Зизиулас), взаимодействующих и полемизирующих друг с другом, определяют сам способ понимания христианского искусства. Все эти направления можно назвать постконцептуалистскими, они настаивают на том, что содержание христианской веры не может быть выражено ограниченным числом готовых понятий, соотносящих исключительный опыт и его предметное содержание, но, напротив, понятия оказываются лишь моментом или рамкой для дальнейшего духовного опыта, в том числе и опыта создания и восприятия произведений искусства.
 
При всех заслугах старых иконологических и структуралистских интерпретаций современное искусствоведение уже не может ими ограничиваться. Просто рассуждать о символике, противопоставлениях и отдельных смысловых фигурах в литургическом и вообще христианском искусстве недостаточно - современный искусствовед должен всякий раз открывать тот парадоксальный динамизм, тот порыв к небывалому и тот «опыт из лепета», который стоит за этими смысловыми сочетаниями. И как раз авторы этой коллективной монографии помогают сделать шаг от привычного к непривычному: от лежащего уже на поверхности знания символов к пониманию самих оснований, на которых символы и смыслы стали возможны. От сопоставления форм выразительности - к той более общей динамике формы, к тому самому христианскому вдохновению, которое и обосновывает выразительность как событие. От исследования канонов, традиций и устойчивых институтов искусства - к критике институтов, показывающей, как возможна не только духовность, но и церковность искусства.
 
Такое общее движение во многом определило проблемы и решения в данной книге. В первой главе показано, как развитие сюжета «Жертвоприношение Авраама» в раннехристианском искусстве определялось мыслью о благодарности и благодати, переходя от обобщенных композиций к детально проработанным, подробным сценам. Во второй главе исследование иконографии св. Христофора выявляет, как на разных территориях в репрезентации одного святого смешиваются различные иконографические мотивы, проникавшие из житийных источников в его иконографию, и определяют систему оппозиций, в том числе оппозицию внутренней красоты и внешней неприглядности. В третьей главе отмечается роль аристократической этики, наравне с христианским универсализмом, в утверждении изображений чернокожих почитателей единого Бога. Четвертая глава посвящена рассмотрению проблем интерпретации иконографии известного раннехристианского памятника - дверей базилики Санта-Сабина в Риме с акцентом на важности понимания роли заказчика в создании программы памятника. Пятая глава раскрывает микроисторию становления почитания новомучеников Контрреформации в связи с развитием новых медиа, таких как тиражная гравюра. В шестой главе монографии показано, как почитание волхвов в иконографии Контрреформации было связано с новым пониманием монархических династий и их политических задач. В целом этот раздел коллективной монографии («Иконография библейских сюжетов и образов в религиозно-политическом контексте эпохи») говорит о перспективности не столько иконологического, сколько иконографического исследования - не дрейфа визуализированных идей, но приобретения часто простыми и привычными образами универсального измерения.
 

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: от слова к образу

Ответственные редакторы Е.А. Хрипкова, А.В. Марков. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2022. – 376 с.
ISBN 978-5-7281-3191-5
 

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада – Содержание

Предисловие (А.В. Марков)
Раздел I. Иконография библейских сюжетов и образов в религиозно-политическом контексте эпохи
  • Глава 1. Репрезентация сюжета «Жертвоприношение Авраама» в римских катакомбах и саркофагах ІП-ІѴ вв. (О.В. Фоменко)
  • Глава 2. Иконография образа святого Христофора в средневековом искусстве Австрии, Германии, Швейцарии и Италии (£.С. Бастрикина)
  • Глава 3. Образы чернокожих в библейских сюжетах: на материале западноевропейского искусства Средних веков (Г.С. Терещенко)
  • Глава 4. К вопросу об атрибуции и анализе иконографии дверных панно базилики Санта-Сабина на Авентинском холме в Риме (О.Б. Казак)
  • Глава 5. Религиозные аспекты сюжета «Убийство братьев Гизов в Блуа» на французской политической гравюре XVI в. (£.£. Шаповалова)
  • Глава 6. Сюжет «Поклонение волхвов» в репрезентации Лотарингского дома (£.£. Шаповалова)
Раздел II. Визуальный язык храмовой декорации в искусстве Востока и Запада
  • Глава 7. Иконографическая программа фрескового цикла нижней церкви Св. Марии и Св. Климента в Шварцрейндорфе: подходы к интерпретации (Е.А. Хрипкова)
  • Глава 8. Фрески армянского монастыря Замка в Румынии (С.С. Манукян)
  • Глава 9. Об одном сюжете алтарной росписи ярославской церкви Архангела Михаила (Е.Ю. Макарова)
  • Глава 10. Об одной неисследованной детали на иконе преподобного Андрея Рублева «Троица» (Р.А. Суслова)
  • Глава 11. К вопросу о начальных этапах формирования иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Я.В. Шемякова)
  • Глава 12. «Служба святых отец» в стенописи Дионисия 1502 г. и ее связь с литургической практикой (О.В. Силина)
  • Глава 13. Андалузский Ренессанс в культовой архитектуре Андреса де Вандельвиры. Художественный поиск стилевой концепции (Н.М. Сим)
  • Глава 14. Кафедральный собор в Гранаде. Художественный метод архитекторов Диего де Силоэ и Алонсо Кано (Н.М. Сим)
  • Глава 15. Сложение русского барочного стиля на примере одного иконостаса Смоленской епархии (И.Μ. Горский)
  • Глава 16. Интерьер петербургского храма эпохи Просвещения: стилистика, символика, мастера, произведения (С.Е. Большакова)
Раздел III. Исследования сакральных предметов и литургических объектов: вопросы иконографии, атрибуции и развития художественной традиции в искусстве Востока и Запада
  • Глава 17. Иконографическая программа ретабло и фронталя Corpus Christi монастыря Вальбона-де-лес־Монхес: проблема интерпретации (Ю.И. Емелина)
  • Глава 18. Литургическое и патрональное значение образа св. Симеона Богоприимца с Христом Еммануилом на руках в искусстве Древней Руси первой четверти XV в. {Μ.А. Махонько)
  • Глава 19. Культовые атрибуты мировых религий: четки (В.В. Лунева)
  • Глава 20. Эсхатологическое послание из Средневековья {Е.В. Поторопила)
  • Глава 21. Барельефы «Иисус Христос» и «Евангелист Иоанн» из собрания Музея-заповедника «Усадьба “Мураново”» (Е.А. Догонина)
  • Глава 22. Гравюры на библейские сюжеты из собрания Музея-заповедника «Усадьба “Мураново”» (Е.А. Догопина)
  • Глава 23. Религиозные темы в венецианском стекле второй половины ХѴ-ХѴІ в. (А.Э. Сосименко)
Раздел IV. Диалог эпох и подходы к визуализации библейских тем в искусстве ХІХ-ХХІ вв.
  • Глава 24. Структура библейского образа: от герменевтики текста к герменевтике изображения (А.В. Марков)
  • Глава 25. Русское современное религиозное монументальное искусство круга академических художественных учебных заведений в диалоге с искусством XVII в. (А.В. Скворцов-Питерский)
  • Глава 26. Два плана бытия в живописи. К. С. Петрова-Водкина в свете христианской символики (НЯ. Лихтенфельд)
  • Глава 27. Христианские мотивы в изобразительном искусстве Северной и Южной Осетии (к 1100-летию Крещения Алании) (М.Г. Плиева)
  • Глава 28. Христианские мотивы в фильме А. Звягинцева «Возвращение» (Т.М. До Егито)
  • Глава 29. Особенности репрезентации библейских и литургических текстов в кинематографе С.М. Эйзенштейна (Т.М.До Егито)
Заключение (Е.А. Хрипкова)
Список источников и литературы
Сведения об авторах 

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современностьБиблейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность

ISBN 978-5-7281-1891-6
Марков А.В., предисловие, 2017
Российский государственный гуманитарный университет, 2017
 

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность - Содержание

  • Предисловие. А.В. Марков
  • Литургия и иконография О.В. Силина
  • Циклы нижней пространственной зоны соборной стенописи Дионисия 1502 г. и их связь с литургической практикой 
  • Е.А. Хрипкова Ораторий аббата Теодульфа в Жерминьи-де-Пре: вопросы сохранности и интерпретации иконографической программы
  • Е.В. Зотова Посвятительная миниатюра в богослужебной книге на примере изображений епископов в немецких рукописях X–XII вв
  • Е.В. Поторочина Образы Причастия в изобразительном искусстве христиан в Центральной Азии в Средневековье
  • Архитектура и иконография, Восток и Запад: диалог культур Е. Устинович Cовременноe искусствo христианскoго пограничья Востока и Запада в Польше. Пpактическое богословие в диалогe культур
  • Н.Г. Дружинкина К вопросу о типологии православных приходских храмов в Санкт-Петербурге второй половины XIX – начала XX в.
  • М.Э. Венгерова «Животворящий столп» в геометрических анализах пропорций древнерусских храмов
  • И.И. Орлов Сакральная морфология церкви монастыря «якобинцев» в Тулузе (Le couvent des jacobins de toulouse) через герменевтику текстов Священного Писания
  • Н.М. Сим Картезианский монастырь в Гранаде. К вопросу о проблеме стиля в архитектуре андалузского барокко
  • «Изображенное слово» – проповедь через века
  • А.М. Копировский «Сретение»: иконографические варианты и их особенности
  • А.Г. Волкова Новозаветные образы и сюжеты в эмблематике: интерпретация Библии в европейской культуре XVII в.
  • И.Е. Кулименева Цикл ветхозаветных иллюстраций для Елизаветинской Библии. История создания и гравированные прототипы
  • Е.Ю. Ендольцева Об одном необычном изображении «Сна Иосифа»
  • Д.В. Полещук Некоторые аспекты семиотики надписи и изображения икон иконографии «Воскресение – Сошествие во ад» второй половины XVI в.
  • М.А. Рогов Иконографический мотив попрания одежды на ярославской иконе XVI в.
  • П.В. Майер Соотношение библейского, гимнографического и богословского текстов на примере иконографии «Уголь Исайева просвещения». Типологизация текста в свете проблемы иконографического канона
  • Г.А. Назарова К вопросу о времени создания росписи в Варваринском приделе церкви Николы Мокрого в Ярославле
  • С.А. Кирьянова Икона «Распятие Христово, с Семью Таинствами и сценами Страстного цикла» из частного собрания: особенности иконографии
  • Э.Ф. Гюль Христианская символика в искусстве мусульманской Центральной Азии
  • Н.В. Сафонова Александрийский «Физиолог» в контексте библейской экзегетической традиции II–III вв
  • Я.В. Шемякова Особенности репрезентации библейских текстов в контексте идейно-смысловой концепции пророческого ряда: на примере двух памятников соборных иконостасов Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей
  • Е.А. Догонина Католическое распятие из собрания музея-заповедника «Усадьба “Мураново”»
  • Русское религиозное искусство XIX–XX вв. в России и за рубежом С.О. Зотов, В.А. Косякова Три руки Иисуса Христа: модели интерпретации иконографического казуса
  • А.Н. Иньшаков Библейская и евангельская темы в живописи Сергея Романовича
  • Г.Ю. Серова Религиозные композиции Натальи Гончаровой и их иконографические источники
  • Я.А. Стрижевская Два периода в жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim