«Американская антропологическая ассоциация отвергает возникающие последнее время в Соединенных Штатах Америки заявления о том,что чернокожие уступают белым в биологическом развитии или врожденных умственных способностях,а также вновь заявляет, что не существует научных доказательств,которые могли бы оправдать отказ какой-либо расе в правах,пред усмотренных Конституцией США.Основные принципы равенства возможностей и равенства каждого перед законом вполне соотносятся с тем,что нам известно о биологии человека.Возможности,необходимые для полноценного участия в демократическом укладе жизни и современном технологическом обществе,присущи всем расам».
Данное постановление было принято 17 ноября 1961 года на собрании Совета членов Американской антропологической ассоциации,прошедшего в Филадельфии — колыбели американской демократии — и борцы за равенство и всеобщее братство,для которых демократия была вопросом морали,тем самым вновь заручились поддержкой научного сообщества.В этот исторический период, когда тень расизма вновь накрыла планету,переиздание крупным тиражом исчерпывающих представлений о расе и культуре,изложенных человеком,который,как никто другой,ответственен за создание понятийного аппарата и научной основы антропологического подхода к этой важной проблеме современности,пришлось как нельзя кстати.Книга «Антропология и современность», написанная после более чем тридцати лет исследований в области расы и культуры,стала выражением убеждений Франца Боаса.Более ранняя публикация на ту же тему была переведена на немецкий язык (Kultur und Rasse, Leipzig,1914) и в конечном итоге заняла почетное место на аутодафе в нацистской Германии.
Когда в конце XIX века Боас впервые обратился к антропологии,так называемая этнография представляла собой преимущественно бессистемные описания первобытных народов,сделанные очевидцами и путешественниками,не имевшими должного образования,а этнология — теоретические рассуждения об истории цивилизации,которые редко опирались на полученные сведения.Оба этих подхода к науке о человеке были в равной степени далеки от проблем современности.Пока «дикарей» воспринимали как иной биологический вид или низшую,менее развитую человеческую ветвь,у них едва ли можно было чему-то научиться,а к изучению их странных обычаев относились исключительно как к антикварной или коллекционной диковинке.Однако же Боас рано осознал,что истинное значение антропологических исследований гораздо шире.В 1889 году он писал: «Исследования [различных форм устройства семьи] показали,что эмоциональные реакции,которые нам кажутся естественными,на самом деле обусловлены культурой.Нам нелегко понять,что эмоциональная связь отца и сына отличается от привычной нам,но сведения о жизни народов,общественное устройство которых отличается от нашего,приводят к тому,что возникают ситуации,в которых конфликты и взаимные обязательства в корне отличаются от привычных нам и противоречат тому,что мы считаем “естественными” эмоциональными реакциями на кровных родственников.Этнологические данные доказывают,что структура нашей общественной жизни и история нашего народа определяет не только то,что мы знаем,но и то,что мы чувствуем.Чтобы понять развитие человеческой культуры,необходимо попытаться сбросить с себя эти оковы…Следует отбросить в сторону очевидные для нас точки зрения,ибо в древности они вовсе не были очевидны.Невозможно a priori определить,какие стороны нашей духовной жизни можно отнести к общечеловеческим,а какие — к обусловленным непосредственно нашей культурой.Благодаря этнологическому знанию мы можем не только достичь этого понимания,но и взглянуть без предубеждений на нашу собственную цивилизацию».
Боас Ф. - Антропология и современность
Пер. с англ.; под общ. ред. И.В. Кузнецова. — М.: Издательская группа «Альма Матер»; Издательство «Альма Матер»,2024.— 392 с. — (Методы антропологии).
ISBN 978-5-904994-28-0
Боас Ф. - Антропология и современность – Содержание
Предисловие (И.Кузнецов)
АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (пер. А.К.Данильченко)
- Введение
- Глава I.Что такое антропология?
- Глава II.Проблема расы
- Глава III.Взаимосвязь рас
- Глава IV.Национализм
- Глава V.Евгеника
- Глава VI.Криминология
- Глава VII.Устойчивость культуры
- Глава VIII.Развитие
- Глава IX.Современная цивилизация и примитивная культура
ПАМЯТИ ФРАНЦА БОАСА
- А. Л.Крёбер.Франц Боас как человек (пер.В.И.Фролова)
- Рут Бенедикт.Франц Боас как этнолог (пер.А.К.Данильченко)
- Мюррей Б.Эмено. Франц Боас как лингвист (пер.Е.О.Яковлевой)
- Мелвилл Д.Херсковиц.Франц Боас как физический антрополог (пер.Е.О.Яковлевой)
- Глэдис Рейчард.Франц Боас и фольклор (пер.Е.О.Яковлевой)
- Дж.Олден Мейсон.Франц Боас как археолог (пер.Е.О.Яковлевой)
ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ФРАНЦА БОАСА
Bibliography of Franz Boaz 1880–1943 (H.A.Andrews and others)
Гордясь своими удивительными успехами,цивилизованный человек смотрит свысока на низших членов человеческого рода.Он покорил силы природы и заставил их служить себе.Он превратил дремучие леса в плодородные поля.Горные недра отдают ему свои сокровища.Свирепые животные,препятствующие его прогрессу,истребляются,между тем как он заботится о размножении других,полезных ему животных.Волны океана переносят его из одной страны в другую,а высокие горные цепи не являются для него преградой.Его гений создал из косной материи мощные машины,ждущие прикосновения его руки,чтобы служить его разнообразным потребностям.
Он смотрит с высокомерным сожалением на тех членов человеческого рода,которым не удалось подчинить себе природу,для которых океан,река или горы являются непреодолимыми преградами,которые стараются пополнять свое скудное существование продуктами пустыни,с трепетом прислушиваются к реву диких зверей, уничтожающих продукты их трудов,и стараются добыть необходимое для жизни с помощью немногих простых орудий.
Таков контраст,представляющийся наблюдателю.И неудивительно,что цивилизованный человек считает себя существом высшего порядка по сравнению с первобытным и утверждает,что белая раса представляет более высокий тип,чем все другие.
Боас Ф. - Ум первобытного человека
Пер.с англ.А.М.Водена, - М.: Издательская группа «Альма Матер»; Издательство «Альма Матер»,2023.— 303 с.— (Методы антропологии).
ISBN 978-5-904993-87-0
Боас Ф. - Ум первобытного человека – Содержание
Предисловие (Д.Функ)
УМ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
- Вступительное слово
- Глава 1.Расовые предрассудки
- Глава 2.Влияние окружающей среды на человеческие типы
- Глава 3.Влияние наследственности на человеческие типы
- Глава 4.Умственные черты первобытного и цивилизованного человека
- Глава 5.Раса и язык
- Глава 6.Универсальность культурных черт
- Глава 7.Эволюционная точка зрения
- Глава 8.Некоторые черты первобытной культуры
- Глава 9.Резюме
- Глава 10.Расовые проблемы в Соединенных Штатах
СТАТЬИ
- Задачи антропологического исследования (Пер.В.Г.Богораза)
- Колдовство у индейцев квакиутль
ПРИЛОЖЕНИЯ
Редакционное предисловие к публикации перевода статьи Ф.Боаса «Задачи антропологического исследования» в «Этнографическом обозрении»
Замечания к статье Франца Боаса «Задачи антропологического исследования» (В.Г.Богораз-Тан)
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: