Благодаря тому, что в XX и XXI вв. мы очень многое узнали о русской книжности и документах XVII в., вплоть до реформ Петра I, мы можем дать ответ и на другой вопрос, прямо вытекающий из старинных жарких споров о Суханове. Это вопрос о влиянии его взглядов на последующую историософскую традицию. Ответ на него звучит неожиданно. Реформы Никона, сделавшие «Прения с греками о вере» остро актуальными, не только не перечеркнули взглядов Арсения на избранность и превосходство русского благочестия в глазах сторонников официальной церкви, но вообще никак не повлияли на убеждения российского общества, сформулированные Сухановым. Вся система идей развивалась, как будто никакого Никона и не было. Общество просто отбросило официальную грекофилию, в которой и сам Никон был неискренен. Если Арсений полагал нужным подчеркнуть в «Прениях» именно святость царства, то просвещенный царь Федор Алексеевич, венчаясь на царство в 1676 г., сделал эту идею главной в изменениях своего чина венчания, и ее только укрепили в 1682 г. цари Иван и Петр. Авторы крупных исторических произведений развивали и совершенствовали после Суханова идеи его «Прений» и «Хронографа», а составители и переписчики множества кратких, доступных всему народу летописцев и хронографцев без всяких сомнений выражали те же мысли, что и Арсений.
Очевидно, сами «Прения с греками о вере», к которым мои великие предшественники в XIX в. обратились, чтобы открыть окно в идейное состояние русского общества в связи с реформами Никона, на самом деле являются окном. Но открывающим нам гораздо более широкое и важное явление: формирование представлений о Российской державе, в которой мы с вами живем.
В 1650 г., «марта в 30 день, едучи с Москвы, живоначальные Троицы Сергиева монастыря старец Арсеней» заночевал в Молдавии в сербской обители — метохии Афонского Зографского монастыря святого Георгия Победоносца, одного из трех древних славянских монастырей Святой горы. За трапезой игумен с братией рассказали московскому посланнику на Православный Восток Арсению Суханову о возмутительном случае преследования монахами греческих афонских монастырей святой жизни сербского старца, который «жил в ските, и держал книги московския у себя и крестился крестным знамением по московску ». Старец был поставлен перед собором и защищал традицию двуперстного крестного знамения, ссылаясь на труды другого афонского инока, прославленного на Руси Максима Грека. Несмотря на его красноречие, греки признали «московския книги еретическими», «распыхались яростию» и чуть не сожгли серба. Старца «всяким жестоким смирением смиряли, и безчестили и привели де его ко клятве, что впредь ему так не креститься и прочих не учить. А что де у него было книг печатных московских, и то у него все взяли и пожгли; да и сербьскую де писменую книгу туто ж сожгли. А московских книг сожгли: Кирила Еросалимского, и Многосложной Свиток, и Псалтырь (со) следованием». Московский посланник Арсений Суханов вынужден был открыть дело об оскорблении государевой чести.
Так драматично начинается памятник, который Н.Ф. Каптерев в результате глубокого исследования назвал самым полным и систематическим выражением русских воззрений на греческое и русское благочестие в XVII в.Не менее резко сочинение завершается.
«Слышите, греки, и внимайте, — восклицает старец Арсений, — и не гордитеся, и не называйте себя источником, яко се ныне Господне слово евангелское збылося на вас. Были вы первии, а ныне стали последни. А мы были последний, а ныне перви». Не удовлетворившись этой очевидной для XVII в. констатацией ситуации в мировом православии, Суханов делает историческое отступление. «Был у Бога возлюбленный Израиль, — пишет он, — и Израиля Бог отверже и предасть их в запустение. И в место Израиля приял Бог вас греков и прочих верующих. И церквы жидовския разорены, и в то место созданы быша христианския. И от того времени вы греки разгордестеся над многими и называете себе источником вере всем. И за ту вашу гордость и вас Бог отринул, якож (е) жидов, царство ваше отдал поганину, бусормином и вас всех в неволю, и детей ваших емлют в янычаня и неволею бусорманят, и церкви ваши мечетами учинены, и жон ваших бусорманы за себе берут».
В этой ситуации, продолжает обличать греков Арсений, «какия вы нам учители и источник? И сами у темной власти живете под началом у бусорман, и сами себя просветить не можете, а называетеся всем вы источник! Скажите ми: кого вы своим учением просвещаете? Уже от вашего учения мало вы не все бусорманились. И церкви ваши помече-тены, но токмо лишь след мало знать. Вы ж (е) патриархов своих сами меж себя удавливаете, а иных в воду сажаете; и ныне у вас в Цареграде 4 патриарха». Греки возразили публицисту, говоря, что на православном Востоке «патриархов турки переменяют». Суханов ответил правду, что «турчин переменяет все по вашему прошению, а не собою». На этих словах произведение завершается в рукописной традиции, что было хорошо известно, а главное, как мы убедимся далее, и в автографе самого Суханова.
Андрей Петрович Богданов - «Прения с греками о вере» 1650 г. Отношения Греческой и Русской церквей в XI-XVII вв.
(Русская история: эпохи)
М.: Академический проект; Директ-Медиа, 2020. — 563 с.
ISBN 978-5-8291-2468-7 (Академический проект)
ISBN 978-5-4499-0542-0 (Директ-Медиа)
Андрей Петрович Богданов - «Прения с греками о вере» 1650 г. Отношения Греческой и Русской церквей в XI-XVII вв. - Содержание
- К читателю
- Введение
Часть 1. Прения о вере Арсения Суханова в борьбе идей и историографии XVII-XIX вв
- Реалии и мифы XVII-XVIII вв
- От митрополита Евгения до митрополита Макария
- «Прения» в идейной борьбе 1880-1890-х гг
- Достижения и проблемы археографов
- Отзвуки великих свершений
Часть 2. Авторские редакции Прений Арсения Суханова о вере
- Авторизованный список и традиция
- Автограф «Прений с греками о вере»
- Три редакции «Прений» и их автор
- Первая редакция «Прений с греками о вере»
- Вторая редакция «Прений»
- Третья редакция «Прений»
- Реконструкция протографа традиции «Прений»
- Авторская мотивация прений
Часть 3. Идейный контекст Прений с греками о вере в XI-XVII вв
- Греческий авторитет в Древней Руси
- Московское православное царство XIV-XV вв
- Благочестивое царство русское. Конец XV-II треть XVI в
- Великое Российское царство и Московский патриарший престол
- Основы царской власти в чинах венчания русских царей
- Концепция Суханова в исторической мысли XVII в
- Итоги «бунташного столетия»
Заключение
- Приложение. Арсений Суханов. Прения с греками о вере: тексты авторских редакций
- Первая и вторая редакции
- Реконструкция третьей редакции
Список архивных источников
Список литературы и публикаций источников
Список сокращений
Легко предположить что Ивану Грозному, ввергшему страну в Великое разорение, страшившемуся и периодически вырезавшему даже ближайших сторонников, была глубоко чужда мысль об укреплении авторитета московского первосвященника (он менял и изводил московских митрополитов примерно так же, как и своих жен). Но вот Грозный царь умер. 31 мая 1584 г. на московский престол был венчан Федор Иоаннович. Константинопольскому патриарху на помин души усопшего царя было отправлено 1000 рублей милостыни. Богатые дары были посланы и главам других православных церквей, греческих и славянских, по старшинству: Иерусалимскому патриарху — 900 рублей поминальных и 82 рубля за здравие нового царя и царицы и т. д. Московское правительство не забыло своей милостыней и знаменитые православные монастыри — но его посланники нигде ни словом, ни намеком не обмолвились о желании устроить в Москве патриарший престол. Все шло как прежде. И вдруг в 1586 г. оказалось, что мысль об учреждении в России патриаршества чрезвычайно занимает московские власти, светские и церковные, начиная с царя Федора Иоанновича и митрополита Дионисия. Крупнейшие светские и церковные историки (включая С.М. Соловьева, митрополита Московского и Коломенского Макария, профессора Московской духовной академии Н.Ф. Каптерева) описывают эти события единодушно, не вдаваясь, впрочем, в их подоплеку и смешивая в своих рассказах два совершенно разных источника: статейный список Посольского приказа, документально фиксировавший происходившее в 1586 г., и историко-публицистическое сказание, составленное уже после учреждения в России патриаршества, в условиях безраздельного правления Бориса Годунова.
Богданов Андрей - Русские патриархи от Иова до Иосифа
М.: Академический проект, 2015. 421 с.
Серия "Русская история: эпохи"
ISBN 978-5-8291-1794-8
Богданов Андрей - Русские патриархи от Иова до Иосифа - Оглавление
Первое полное издание
Предисловие
ПАТРИАРХ ИОВ
- Глава 1. Учреждение патриаршего престола
- Глава 2. Житие и подвизи
- Глава 3. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ИГНАТИЙ
- Глава 1. Святитель царя Димитрия
- Глава 2. В сетях государственной измены
- Глава 3. Путь к гражданской войне
- Глава 4. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН
- Глава 1. Пастырь для смятенного стада
- Глава 2. Между царем и народом
- Глава 3. На пепелище
- Глава 4. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ
- Глава 1. Боярин Федор Никитич Романов
- Глава 2. «Нареченный» патриарх
- Глава 3. «Твердый адамант»
- Глава 4. Хозяин земли русской
- Глава 5. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ИОАСАФ І
ПАТРИАРХ ИОСИФ
Источники и литература
Список сокращений
«Полицейское государство» есть не только и даже не столько внешняя, сколько внутренняя реальность. Не столько строй, сколько стиль жизни. Не только политическая теория, но и религиозная установка. «Полицеизм» есть замысел построить и «регулярно сочинить всю жизнь страны и народа, всю жизнь каждого отдельного обывателя, ради его собственной и ради “общей пользы” или “общего блага”. “Полицейский” пафос есть пафос учредительный и попечительный. И учредить предлагается не меньшее, что, как всеобщее благоденствие и благополучие, даже попросту “блаженство”. И попечительство слишком скоро превращается в опеку...». «В своем попечительном вдохновении, — продолжает Г. Флоровский, — “полицейское государство” неизбежно оборачивается против Церкви. Государство не только ее опекает. Государство берет от Церкви, отбирает на себя, берет на себя ее собственные задачи. Берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа. И если затем доверяет или поручает эту заботу снова духовному чину, то уже в порядке и по титулу государственной делегации (“vicario nomine”), и только в пределах этой делегации и поручения Церкви отводится в системе народно-государственной жизни свое место, но только в меру и по мотивам государственной полезности и нужды.
Богданов Андрей - Русские патриархи от Никона до Адриана
М.: Академический проект, 2015. 548с.
Серия "Русская история: эпохи"
ISBN 978-5-8291-1826-6
Богданов Андрей - Русские патриархи от Никона до Адриана - Оглавление
ПАТРИАРХ НИКОН
- Глава 1. Воспоминания
- Глава 2. Два меча
- Глава 3. Триумф и опала
- Глава 4. Противостояние
- Глава 5. Свидетельства источников
ПАТРИАРХИ ИОАСАФ II И ПИТИРИМ
- Глава 1. Никониане
- Глава 2. Иоасаф II
- Глава 3. Питирим: покаяние и гордыня
- Глава 4. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ИОАКИМ: ВЫСШИЙ СВЯЩЕННОНАЧАЛЬНИК
- Глава 1. Путь наверх
- Глава 2. Последний патриарх «Тишайшего»
- Глава 3. В царствование реформатора
- Глава 4. Московское восстание
- Глава 5. Великий «мудроборец»
- Глава 6. Регентство (1682-1689)
- Глава 7. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ АДРИАН: ПОСЛЕДНИЙ МОЛИТВЕННИК
- Глава 1. Последний молитвенник
- Глава 2. За гранью
- Глава 3. Свидетельства источников
Заключение
Источники и литература
Список сокращений
Богданов А.П. - Русские патриархи
М.: Академический проект; Трикста, 2022. — 959 с. — (Русская история: эпохи).
ISBN 978-5-8291-3964-3 (Академический проект)
ISBN 978-5-904954-66-6 (Трикста)
Богданов А.П. - Русские патриархи – Содержание
Уникальность издания
Предисловие
ПАТРИАРХ ИОВ
- Глава 1. Учреждение патриаршего престола
- Глава 2. Житие и подвизи
- Глава 3. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ИГНАТИЙ
- Глава 1. Святитель царя Димитрия
- Глава 2. В сетях государственной измены
- Глава 3. Путь к гражданской войне
- Глава 4. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН
- Глава 1. Пастырь для смятенного стада
- Глава 2. Между царем и народом
- Глава 3. На пепелище
- Глава 4. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ
- Глава 1. Боярин Федор Никитич Романов
- Глава 2. «Нареченный» патриарх
- Глава 3. «Твердый адамант»
- Глава 4. Хозяин земли русской
- Глава 5. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ИОАСАФ I
ПАТРИАРХ ИОСИФ
ПАТРИАРХ НИКОН
- Глава 1. Воспоминания
- Глава 2. Два меча
- Глава 3. Триумф и опала
- Глава 4. Противостояние
- Глава 5. Свидетельства источников
ПАТРИАРХИ ИОАСАФ II И ПИТИРИМ
- Глава 1. Никониане
- Глава 2. Иоасаф II
- Глава 3. Питирим: покаяние и гордыня
- Глава 4. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ ИОАКИМ: ВЫСШИЙ СВЯЩЕННОНАЧАЛЬНИК
- Глава 1. Путь наверх
- Глава 2. Последний патриарх «Тишайшего»
- Глава 3. В царствование реформатора
- Глава 4. Московское восстание
- Глава 5. Великий «мудроборец»
- Глава 6. Регентство (1682–1689)
- Глава 7. Свидетельства источников
ПАТРИАРХ АДРИАН: ПОСЛЕДНИЙ МОЛИТВЕННИК
- Глава 1. Последний молитвенник
- Глава 2. За гранью
- Глава 3. Свидетельства источников
Заключение
Источники и литература
Список сокращений
— Вельми скорбен святейший Никон патриарх, — отвечал инок, подчеркивая голосом патриарший титул, чтобы указать купцу на его невежество, но далее разговорился живее: чувствовалось, что чернец давно хотел излить скопившееся на душе. — Не един год зело томили святейшего лютым заточением зде, в Кириллове, держали безысходно в вельми неугожей от нагревания и угару келье, отчего принял блаженный великую болезнь, едва и житие свое не скончал. Болен святейший патриарх болезнью великою — вставать и на двор выйти не может. Ныне же — тому назад день или вящще — несмотря на болезнь свою, поднялся и стал готовиться в путь — неведомо куда. Мы же, зря его так творяща, не стали мешать, ибо видим, что в скорби и беспамятстве пребывает. Уж не один раз начинал собираться — а сегодня сам оделся в свою одежду, убрал власы и бороду, сел в кресла и всем нам, слугам своим, говорит: «Аз готов есмь, а вы чего ради не собираетесь? Смотрите, скоро за нами будут!» Ныне, видишь сам, сидит, ждет незнамо чего.
Андрей Петрович Богданов - Патриарх Никон и раскол русской церкви
М.: Вече, 2018. — 304 с. : ил. — (Россия. Моя история).
ISBN 978-5-4484-0215-9
Андрей Богданов - Патриарх Никон и раскол русской церкви - Содержание
Часть 1 ПАТРИАРХ НИКОН
ВОСПОМИНАНИЯ
- Кириллов монастырь
- Царское прощение
- Царское обещание
Глава 2 ДВА МЕЧА
- Выбор между ревнителями благочестия и греками
- На Новгородской митрополии
- Восстание
- Расправа с ревнителями и обрядовые реформы
Глава 3 ТРИУМФ И ОПАЛА
- На вершине власти
- Против царя
- Исход из Москвы
Глава 4 ПРОТИВОСТОЯНИЕ
- Добровольная ссылка
- Низвержение
- Приговор
- Мера жизни
Часть 2 РАСКОЛЬНИКИ
Часть 3 НИКОНИАНЕ
- Глава 1 ИОАСАФ II
- Патриарх Никон и раскол Русской церкви
Глава 2 ПИТИРИМ: ПОКАЯНИЕ И ГОРДЫНЯ
- Тень Никона
- Украинские маневры
- «Отравители»
- Вокруг патриаршего престола
- Новгородский митрополит
- Патриаршество
Источники и литература
Историки нередко придерживаются позитивизма не из склонности выдавать свои мысли за мысли древних (хотя и этот мотив важен), но из сознания ограниченности собственных возможностей. Если кто-то подумал, что я излишне критичен к коллегам, пусть вспомнит высказывание об историках нашего общего коллеги Анатоля Франса в его остросатирической книге «Остров пингвинов»: «Историки переписывают Друг друга. Таким способом они избавляют себя от лишнего труда и от обвинений в самонадеянности. Следуйте их примеру, не будьте оригинальны. Оригинально мыслящий историк вызывает всеобщее недоверие, презрение и отвращение». «Ведь если вы выскажете новую точку зрения, — передразнивает историк своих коллег, — какую-нибудь оригинальную мысль, если изобразите людей и обстоятельства в каком-нибудь неожиданном свете, вы приведете читателя в удивление. А читатель не любит удивляться. В истории он ищет только вздора, издавна ему известного. Пытаясь чему-нибудь научить читателя, вы лишь обидите и рассердите его. Не пробуйте его просвещать, он завопит, что вы оскорбляете его верования». Каждый шаг в исследовании реальной истории, истории живых и мыслящих людей, это не только борьба с историческим материалом, но и опровержение стереотипов, ставших для множества людей предметом веры.
Андрей Богданов - Повседневная жизнь Древней Руси
М.: Молодая гвардия, 2016. - 526 с. ил.
ISBN 978-5-235-03912-4
Андрей Богданов - Повседневная жизнь Древней Руси – Содержание
Введение. Тема и источники
Часть первая. РУСЬ
- Легенды о первых князьях
- Рюрик и Рюриковичи
- Летописи
- Никон Великий
- Варяги и русь
- Кто такой Рюрик?
- «Мы от рода русского»
- Начало Руси по Никону Великому
- Начало Руси по «Повести временных лет»
- Князь Игорь
- Смерть Вещего Олега
- Гибель Игоря
- Древнейшее сказание
- Итоги
Часть вторая. РОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
- Одна против мира
- Ладья
- Мужи
- Похороны
- Норманисты и антинорманисты
- Двор князя русского
- Русы и славяне
- У стен Киева
- Месть
- Строительство
- Русь и Византия
- «Игемон и архонтисса росов»
- Первое просвещение Руси
Часть третья. ВРЕМЕНА БЫЛИННЫЕ
- Русское оружие
- Домашние заботы
- Великие пути
- Поход на Дунай
- Война с империей
- Усобицы
- Усобицы и война
- Закон и порядок
- Богатыри
- Язычество и христианство
- Любовь и брак
- Большая семья
Заключение
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Очень важный памятник,