Бонецкая - В поисках Неведомого Бога - Между Логосом и Софией - Мой Бердяев - Русский Фауст

Наталья Бонецкая -  В поисках Неведомого Бога. Мережковский – мыслитель

Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941) не принято относить к сонму философов Серебряного века. В этом есть свой резон: ведь и проницательнейшие из его современников наделяли его лишь расплывчатым именованием «литератор». В 1900-е годы Мережковский уже прославился не только благодаря своим литературоведческим штудиям (прежде всего двухтомным исследованием «Л. Толстой и Достоевский», 1900-1902 гг.), но и романной трилогией о Христе и Антихристе («Юлиан Отступник», «Воскресшие боги», «Петр и Алексей»); он издал стихотворный сборник и разработал основы «нового религиозного сознания». Такая писательская многогранность возбуждала недоумение, подталкивала к раздумьям. Но на заре Серебряного века, когда еще не пришло время для полноценной рефлексии, даже и Н. Бердяев - весьма, как правило, точный в оценке коллег, мог лишь констатировать, что Мережковский, этот «слишком литератор», - «замечательнейший у нас литературный критик» и «своеобразный художник-мыслитель». При «открытии» сочинений Мережковского в 1900-х гг. в России он предстал перед новым читателем именно с ярлыком критика. - Об идентичности творчества Мережковского более напряженно, чем Бердяев, размышлял Андрей Белый. «Определите-ка его, кто он: критик, поэт, мистик, историк? То, другое и третье или ни то, ни другое, ни третье? Но тогда кто же он? Кто Мережковский?» - со страстью вопрошал уже в 1908 г. Белый. Ведь «лирика Мережковского - не лирика только, критика - вовсе не критика, романы - не романы». Белый глубже Бердяева понял Мережковского, увидев в нем «нечто неразложимое» на привычные творческие методы: «Он специалист без специальности. Вернее, <...> еще не родилась практика в пределах этой специальности. И оттого-то странным светом окрашено творчество Мережковского».

Удивление Белого перед загадкой Мережковского побуждает, по Платону, к поискам. «Для уяснения его [Мережковского] деятельности приходится придумать какую-то форму творчества, не проявившуюся в нашу эпоху»; но нам, кажется, уже не нужно гадать и придумывать. В нашу эпоху уже «проявилась» - уже обрела самосознание такая старинная форма философского мышления, как герменевтика. Более того, в трудах М. Хайдеггера, а в особенности его ученика и последователя Х.Г. Гадам ера герменевтика в XX в. получила едва ли не универсально-философский статус. «Классическая дисциплина, занимающаяся искусством понимания текстов», герменевтика в ее проблематике, по словам Гадам ера, «относится к совокупности всего разумного» - ко всей области знания: ведь мир, с которым человек имеет дело, «не бывает первозданным миром первого дня», - он всегда в какой-то мере осмыслен и описан, а потому является текстом в широком смысле. Мы не станем поднимать здесь трудных проблем герменевтики, - например, размышлять о возможности ее обобщения до всеобщей теории познания, приложимой и к сфере естественнонаучного опыта. Наша задача проще, уже - попробовать применить понятие герменевтики для осмысления русской философии XX в. Герменевтика для нас - наука о духе, о познании неких текстов - текстов глубоких, чужих и таинственных.

Но чем же иным и занимался всю жизнь Мережковский-«литера- тор», Мережковский-книжник, «слишком культурный человек», как не герменевтическими исследованиями?! Разнообразные письменные источники; великие личности - от египетских фараонов до писателей XX века; ушедшие эпохи - древний Крит, поздний эллинизм, Возрождение, век Наполеона, петровская Русь и т. д. - суть предметы герменевтического анализа, принявшего у Мережковского жанровые формы литературоведческого трактата, монографии, романа. Мережковский был искуснейшим мастером именно такого анализа. Мы не согласны с расхожим мнением, по которому «любой из «героев» критики Мережковского - зеркало его собственной души, его самого». Мнение это сложилось еще в Серебряном веке. В уже цитированном здесь очерке «Мережковский» Андрей Белый заявлял, что герои романной трилогии о Богочеловеке и Человекобоге - лишь куклы в костюмах нужной эпохи, за которых говорит Мережковский как идеолог «III Завета». Однако Белый тут же сам себя и опровергает, призывая искать, кто же этот человек со своим специфическим словом о мире.

И впрямь, если бы Мережковский постоянно был занят тем, чтобы пропагандировать собственные идеологемы о «двух безднах», «демоне середины», «тайне Трех» и пр., то почему его постоянно влекло как раз к чужому - чужому духовному опыту, чужой эпохе, чужой судьбе?! В его сочинениях преобладает вопросительная интонация, ибо острее прочих он чувствовал тайну бытия: «Мережковский переживал опыт былых великих времен, хотел разгадать какую-то тайну, заглянуть в душу таких огромных людей, как Юлиан, Леонардо и Пётр, так как тайна их казалась ему вселенской», - заметил Бердяев. В облике Мережковского, запечатленном фотографиями, просвечивающем сквозь его тексты, заметна не до конца преодоленная брезгливость сноба - брезгливость по отношению к своей современности и к себе самому как «упадочнику», «декаденту», обреченному жить в мире, неудержимо стремящемуся к концу. «Мы - слабые, малые, от земли чуть видные», - юродствует этот «русский европеец», для которого современная европейская культура - «мещанская и безбожная», «забывшая вселенские идеи и живущая частными, мелкими, провинциальными интересами». В великих эпохах, великих книгах и индивидуальностях именно потому Мережковский искал их собственную идентичность, что хотел выйти за пределы современного декаданса. Отсюда толковательная интенция его исследовательской мысли, - «гностическая», по определению Бердяева, «герменевтическая», согласно нашей концепции.

 

Наталья Бонецкая -  В поисках Неведомого Бога. Мережковский – мыслитель 

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017 г. – 384 с. 
ISBN 978-5-98712-699-8 

 

Наталья Бонецкая -  В поисках Неведомого Бога. Мережковский – мыслитель - Содержание

От автора

Д. С. Мережковский: Герменевтика и экзегетика

  • Кто он - Мережковский?
  • Герменевтика и революция
  • Литература и религиозная философия
  • Герменевтика западная и герменевтика русская
  • Герменевтика и мифотворчество

Философские андрогины

Философская Церковь супругов Мережковских

  • О протофеноменах Серебряного века
  • «Наша Церковь» Мережковских как протофеномен эпохи
  • «Идеальный брак»
  • «Влюблённость»
  • «Наша Церковь»: Культ и история

На пути ко Христу Неизвестному: Герменевтика позднего Мережковского

Тела и тени

  • Новое религиозное сознание: От этики к философии религии
  • Философия религии позднего Мережковского:
  • «Перворелигия человечества»
  • Основы «перворелигии человечества»

Христос и Адонис

  • К язычеству через христианство
  • Миф и мистерия как категории герменевтики Мережковского
  • Апофатика в герменевтике Мережковского
  • Идеализация древнего Востока
  • «Восполнение» христианства язычеством. Мережковский и B.C. Соловьёв

Евангелие от Мережковского

  • Литературная критика и критика новозаветная
  • Христос в творчестве Мережковского
  • Экзегетическая методология Мережковского: «Архитектоника» Евангелия
  • Феноменологическая экзегеза.
  • Аграфы и апокрифы. Евангельские чудеса
    • Человек в Евангелии от Мережковского. Роман об Иисусе Неизвестном
    • Весеннее полнолуние: «Апокрифы» Д. Мережковского и М. Булгакова

Мережковский и другие

  • Философская критика как самосознание эпохи
  • Императив соединения христианства и язычества, заложение основ религии будущего
  • Слияние Христа и Адониса (Диониса) в апокалипсическом Христе
  • Призыв к учреждению русских Элевзиний
  • Мережковский как проблема
  • Неслыханная новизна - архаичное ретроградство
  • Бездарность - гениальность
  • Художник-созерцатель - деятель
  • Этический пафос - холод рационализма
  • Вера угольщика - теологический теоретизм
  • Предчувствие герменевтики

Мережковский и пути постницшевского христианства


Наталья Константиновна Бонецкая - Между Логосом и Софией - Казус ФлоренскогоНаталья Константиновна Бонецкая - Между Логосом и Софией - Казус Флоренского

СПб.: Алетейя, 2023. - 578 с.
ISBN 978-5-00165-647-0
 

Наталья Константиновна Бонецкая - Между Логосом и Софией – Содержание

Предисловие
Раздел I. Опыт биографики
  • 1.1. Павел Флоренский: судьба и ее преодоление
  • 1.2. Ночной Флоренский
Раздел II. П. Конкретный идеализм
  • 2.1. П. А. Флоренский и новое религиозное сознание
  • 2.2. Русское гётеанство
  • 2.3. Homofaber и homo liturgus (Философская антропология П. Флоренского)
  • 2.4. Преодоление символизма
Раздел III. Флоренский-филолог
  • 3.1. Слово в философии языка П.А. Флоренского
  • 3.2. П.А. Флоренский-филолог
  • 3.3. Об одном скачке в русской философии языка («Мысль и язык» АА. Потебни и «Мысль и язык» П.А. Флоренского)
  • 3.4. Имя - образ - произведение
  • 3.5. О филологической школе П.А. Флоренского («Философия имени» А.Ф. Лосева и «Философия имени» С.Н. Булгакова)
  • 3.6. Серебряный век как критика языка
Примечания
Указатель имен. Составитель Ремезова И. И.

Наталья Бонецкая - Мой БердяевНаталья Бонецкая - Мой Бердяев

СПб.: Алетейя, 2021. – 310 с.
ISBN 978-5-00165-340-0
 

Наталья Бонецкая - Мой Бердяев - Содержание

От автора
  • Глава 1. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше)
  • Глава 2. Н. Бердяев и Революция
  • Глава 3. Бердяев и русские революции
  • Глава 4. Русский экзистенциализм и антропософия
  • Глава 5. Бердяев - гностик
  • Глава 6. Н. Бердяев и Р. Штейнер
  • Глава 7. Н. А. Бердяев: мистик, гностик, экзистенциалист
  • Глава 8. Бердяев и Каббала
 
 
 
 
 
 

Наталья Бонецкая - Русский Фауст ХХ векаНаталья Бонецкая - Русский Фауст ХХ века

СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2015. — 384 с.
ISBN 978–5–94668–170–4
 

Наталья Бонецкая - Русский Фауст ХХ века - Содержание

От автора
РАЗДЕЛ I Павел Флоренский: судьба и ее преодоление (опыт биографики)
РАЗДЕЛ II Павел Флоренский и новое религиозное сознание
П. Флоренский: русское гётеанство
1. София в природе.
  • «Полет» Фауста
  • Цвета в природе
  • Русский Фауст
  • Мистика заката
  • Метафизика заката
  • «София есть Небо»
2. Первоявления и идеи
  • Русская феноменология
  • Как увидеть идею?
  • Мегта о мистериях
  • Православная мистерия
  • Лики горних идей
  • Ступени творения
«Ноmо saber» и «homo liturgus» (Философская антропология П. Флоренского)
  • Человек «в порядке природы» и «в порядке свободы»
  • Философия тела
  • «Человек биологический» и «создатель орудий»
  • «Человек трагический» и «человек литургический»
Русский Фауст и русский Вагнер
  • «Философы»
  • Учитель и ученик
  • Тайна Флоренского
  • Кто такой Вагнер?
  • Вопрос о новом догмате
  • Падение слова
  • Слово и речь
  • Имя и именование
  • Речь и именование
  • Как быть с «афонским иноком Иисусом»?
  • Имя и икона
Русское гётеанство: преодоление символизма
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Форум флоренсковедов
  • Михаэль Хагемейстер. «Новое Средневековье» Павла Флоренского (перевод с нем. Н. Бонецкои)
  • Средневековье — Ренессанс
  • Платонизм — кантианство
  • Картина мира: Птолемей — Коперник
  • Обратная перспектива — прямая перспектива
  • Реализм — номинализм — магия
  • Политическая теология: борьба Логоса и хаоса, Христа и антихриста
  • От антииудаизма к антисемитизму
  • Тайя Гут. Павел Флоренский и Рудольф Штейнер (Обнаружение ноумена в феноменах, или Идеи в действительности) (перевод с нем. Н. Бонецкои)
  • Беседа Н. К. Бонецкой со священником Йоханнесом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского.
Примечания
Указатель имен

Бонецкая Наталья - Русский экзистенциализмБонецкая Наталья - Русский экзистенциализм

СПб.: Алетейя, 2021. 670 с.
ISBN 978-5-00165-222-9
 

Бонецкая Наталья - Русский экзистенциализм - Содержание

Предисловие
РАЗДЕЛ 1. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СТРАННИК
  • Глава 1. Л. Шестов и Ф. Ницше
  • Глава 2. Герменевтика Льва Шестова
  • Глава 3. Лев Шестов как богослов
  • Глава 4. Философский бунт Льва Шестова
РАЗДЕЛ 2. МОЙ БЕРДЯЕВ
  • Глава 1. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше)
  • Глава 2. Н. Бердяев и Революция
  • Глава 3. Бердяев и русские революции
  • Глава 4 · Русский экзистенциализм и антропософия
  • Глава 5. Бердяев-гностик
  • Глава 6. Н. Бердяев и Р. Штейнер
  • Глава 7. Н. А. Бердяев: мистик, гностик, экзистенциалист
  • Приложение. Русская софиология и антропософия
РАЗДЕЛ 3. ПИСЬМА О РУССКОМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ (ПОДРАЖАНИЕ ЧААДАЕВУ)
  • Письмо первое: антроподицея Бердяева и антропософия Штейнера
  • Письмо второе: духовность Серебряного века и оккультизм
  • Письмо третье: русский экзистенциализм, духовная революция, Интернет
  • Письмо четвертое: Лев Шестов и Н. Бердяев
  • Письмо пятое: М. Бахтин и Ж.-П. Сартр: две «прозаики»
  • Письмо шестое: М. Бахтин и философия Серебряного века
  • Письмо седьмое: Н. Бердяев и М. Бахтинн о Достоевском
  • Письмо восьмое: Лев Шестов и А. Камю

Наталья Бонецкая - Между Логосом и Софией - Работы разных летНаталья Бонецкая - Между Логосом и Софией - Работы разных лет

М.;  СПб.:  Центр гуманитарных инициатив, 2018. – 576 с.
(Серия «Humanitas»).
ISBN 978-5-98712-826-8
 

Наталья Бонецкая - Между Логосом и Софией - Содержание

Предисловие
Раздел I. Опыт биографики
  • 1.1. Павел Флоренский: судьба и ее преодоление
  • 1.2. Ночной Флоренский
Раздел II. П. Конкретный идеализм
  • 2.1. П.А. Флоренский и новое религиозное сознание
  • 2.2. Русское гётеанство
  • 2.3. Homo faber и homo liturgus (Философская антропология П. Флоренского)
  • 2.4. Преодоление символизма
Раздел III. Флоренский-филолог
  • 3.1. Слово в философии языка П.А. Флоренского
  • 3.2. П.А. Флоренский-филолог*
  • 3.3. Об одном скачке в русской философии языка («Мысль и язык» А.А. Потебни и «Мысль и язык» П.А. Флоренского)
  • 3.4. Имя – образ – произведение
  • 3.5. О филологической школе П.А. Флоренского («Философия имени» А.Ф. Лосева и «Философия имени» С.Н. Булгакова)
  • 3.6. Серебряный век как критика языка
Примечания
Указатель имен. Составитель  Ремезова И.И
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Vadim