Эта книга является первым обобщающим монографическим исследованием истории византийской географической мысли. Она представляет собой переиздание соответствующих глав академической «Культуры Византии» (т. 1-3, М., 1984-1991). Изменены в соответствии со спецификой монографической работы только названия глав. Ссылки на некоторые источники даются непосредственно в тексте монографии, прочие примечания приводятся в подстрочнике.
В области географической теории, как и в прочих сферах культуры, византийская научная мысль обнаруживает прямую зависимость от античной традиции. Античная география прошла тысячелетний путь развития, имела целый ряд важнейших достижений, которые оказались в IV-V вв. в распоряжении ранневизантийских географов.
Безусловно, главным завоеванием античной географической мысли было представление о Земле-шаре. Мысль о шарообразности Земли, по-видимому, была впервые сформулирована в V в. до н. э., возможно Парменидом или пифагорейцами, развита Евдоксом Книдским (ок. 406-355 гг. до н. э.) и нашла полное выражение в работах Платона и Аристотеля. Прежде всего благодаря трудам этих двух крупнейших философов античности она стала достоянием раннесредневековой космогонической теории.
В то же время в античной науке существовало не менее стойкое представление о Земле как о плоском диске, идущее от Гекатея из Милета (ок. 546-480 гг. до н. э.) и Демокрита и развитое в работах Эфора и Ктесия (IV в. до н. э.). Однако исследования географов этого направления были гораздо хуже известны в раннее средневековье, и идеологи христианства, придерживавшиеся плоскостной теории, исходили в своих умозаключениях не из трудов античных классиков, а из Библии.
В связи с идеей земной шарообразности стоит теория природной широтной зональности, сопутствовавшая античной науке на всем протяжении ее развития (начиная, видимо, с Евдокса Книдского). В общих чертах смысл ее в том, что земной шар делится в широтном направлении на ряд тепловых поясов. Как правило, считалось, что поясов этих — пять: северный холодный, северный умеренный, центральный жаркий, южный умеренный и южный холодный. Лишь оба умеренных пояса приспособлены для жизни людей: в холодных поясах царит слишком большая стужа, в срединном жарком — ужасный зной. Именно поэтому никто из жителей северного умеренного пояса, где была расположена древняя ойкумена, не побывал в южном. Однако в южном умеренном поясе также имеется населенная земля, где живут «антиподы». Гипотеза о земле антиподов стала в дальнейшем предметом дискуссий в раннесредневековой науке.
Античная география сформулировала понятие широты и долготы и умела определять местоположение точки на земной поверхности. Античные географы предпринимали попытки установить размеры Земли и отдельных крупных географических объектов (областей, островов и т. д.). Колоссальный античный опыт в области прикладной географии был обобщен Клавдием Птолемеем, чьи труды пользовались в раннее средневековье огромной популярностью как на западе, так и на востоке Средиземноморья. На них базировалась система средневекового обучения географии.
Бородин О.Р., Гукова С.Н. - История географической мысли в Византии
Издательство: СПб.: Алетейя, 2000 г. - 198 с.
ISBN: 5-89329-317-7
Серия: Византийская библиотека
Серия: Византийская библиотека
Бородин О.Р., Гукова С.Н. - История географической мысли в Византии - Содержание
- Предисловие
- Глава 1. Ранневизантийский период
- Глава 2. Средневизантийский период
- Глава 3. Поздневизантийский период
Приложение
3. В. Удальцова. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография»
Список сокращений
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: