Монография доктора философских наук, профессора Е. П. Борзовой, выпущенная в свет Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, посвящена комплексному исследованию триад – тринитарных структур в бытии и познании. Триада как метод теоретического конструирования известна в истории европейской мысли со времени греческой античности и неоднократно привлекала к себе внимание исследователей.
Однако предмет Е. П. Борзовой не ограничивается историко-философской проблематикой. Автор задается целью рассмотреть сущность тринитарного опыта в понимании логики Целого и обобщить то разнообразие учений о триадах, которое накоплено в истории культуры и различных отраслях социогуманитарного знания.
Елена Борзова - Триадология
СПбКО; Санкт‑Петербург; 2013
ISBN 978‑5‑903983‑33‑9
Елена Борзова - Триадология - Содержание
-
Предисловие Триалектика как метод мышления
-
Введение
-
Глава I. Триединство в истории культуры
-
1.1 Троицы богов, троичность мироздания и человека в Древнем Египте
-
1.2 Триадичность в культуре Месопотамии
-
1.3 Троичность и Тримурти в духовной традиции Древней Индии
-
1.4 Идея троичности в духовных традициях Китая
-
1.5 Трехчленность и троичная природа библейской картины мира в древнееврейской культуре
-
1.6 Триединство в религии Древней Греции
-
1.7 Троичности в культурах этрусков и римлян
-
1.8 Триады в кельтской религии и в скифском мире
-
1.9. Триадичность в славянской культуре
-
1.10. Троица в христианстве
-
1.11 Триадичность в исламе и мусульманской культуре
-
1.12 Значение идеи триединства в формировании своеобразия культуры Японии
-
-
Глава II. Роль триединства в историко-философских концепциях
-
2.1 Триадичность в античной философии
-
2.2 Триадизм в концепциях гностицизма и неоплатонизма
-
2.3 Развитие тринитарного мышления в средние века
-
2.4 Философы Возрождения о троичности
-
2.5 Триединство в философии Нового времени
-
2.6 Русская философия о триединстве и сущности Троицы
-
2.7 Философское осмысление отношения лиц в христианской Троице. Современный взгляд на историю вопроса
-
2.8 Герменевтическая триада
-
2.9 Концепция трех миров К. Р. Поппера
-
2.10 Проблемы синергетической креативной триады
-
2.11 Триединство и «золотое сечение»
-
-
Глава III. Триалектика миропонимания и триединство мира
-
3.1 Тринитарная природа противоречия и противоречивая триада как субстанция мировой действительности
-
3.2 Познание триадической природы бесконечного процесса развития мира
-
3.3 Триады познания: чувства, рассудок и разум
-
3.4 Тринитарная природа духовности: душа, дух и Бог
-
-
Глава IV. Конкретные формы триединства
-
4.1 Триадическая концепция культуры
-
4.2 Тринитарная природа личности
-
4.3 Триадичность как логическая основа права
-
4.4 Триадические парадигмы социального и политического развития
-
-
Литература
-
Иллюстрации
-
Елена Борзова - Триадология - Введение
Вместе с наступлением третьего тысячелетия, вероятно, символично обратиться к исследованию сакральности числа три и, пользуясь системно-сравнительным методом, логически обосновать то, что тайны философского эзотеризма непосредственно связаны именно с ним. Триадология как учение о триединой основе бытия развивающейся в себе мировой действительности призвана показать как в религии, философии и других областях культуры триединство находит свое конкретное выражение.
К началу XXI века следует констатировать как факт, что человечество достигло глобального уровня, выросло и превратилось в мегасистему, оформилось как целое во всеобщем масштабе. Многие его явления стали всемирными: мы говорим о глобальной демографии, ноосфере, мировой экономике, культуре мира, мировой политике, новой политической системе мира, миропорядке и др., рассматривая их в масштабе всей планеты, а частные характеристики, такие как классовые, национальные, региональные, конфессиональные и т. п., стали актуальными только как элементы всеобщего.
Превратившись в глобальную систему, оформившись в целостное образование, человечество не только в глубинных сущностных процессах развития, но и в своих внешних проявлениях стало подчиняться универсальным законам, которые до этого момента не были им характерны, поскольку вступают в действие при определенном качественном состоянии объекта, т. е. при достижении уровня всеобщности.
В современных условиях многомерная глобализация действительности предполагает и «новую парадигму мышления», соответствующую этой сущности всеобщего, а именно метод мышления, который обеспечил бы возращение способности человека к пониманию целого, единства и «единого» внутри объединенного многообразия. Для осознания происходящих в мире глубинных процессов интеграции и формообразующих процессов, ведущих к планетарной целостности, необходимо мышление, способное быть не рациональным в позитивистском духе, прагматичным и рассудочным, а, прежде всего, разумным.
«Классические», универсальные процессы нуждаются в «классическом осмыслении», т. е. в исследовании на уровне разума, будучи уже раскрытого в классической философии. Новое заключается в том, что анализ сформировавшейся глобальной системы требует не только соответствующего метода, но и изменения сложившейся точки зрения как в пространстве, так и во времени, рассмотрения человечества с самого начала своего появления как глобального образования.
Только поднявшись на всеобщий уровень анализа, изменив масштаб проблемы, рассматривая человечество как единый объект и как всеобщую систему, можно «увидеть» действие в нем универсального закона и, соответственно, тенденции его развития. Движущим фактором развития такой системы сегодня оказывается информационная связь, объединяющая все человечество в единую коммуникацию, которая не тождественна понятию «информационное общество», поскольку в данном случае «информация» должна пониматься предельно обобщенно – на всеобщем уровне, как система – связь сведений, верований, традиций, ценностей, знаний, передаваемых из поколения к поколению при обучении, образовании и воспитании человека. Отсюда следует возрастающая роль классического философского осмысления бытия, выводящего мышление на соответствующий всеобщий уровень, способный понимать систему, субстанционально связанную и развивающуюся в целостность. Кроме того, уяснения связи философии не только с собственным развитием, но и с политикой, природной и культурной средой превратилось сегодня в «веяние времени».
Следовательно, все частные формы философствования, ведущие к утрате целостного восприятия мира, постепенно изживают себя, исчерпывая все свои возможности, объективно возникает потребность в обретении способности философии выразить духовную, культурную и политическую целостность, которая и в истории, и в настоящем начинается с триединства.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Ох и писанина! Кто, прочитав
Ох и писанина! Кто, прочитав следующе не узнает руку свидетелей Иеговы?
спасибо.