Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью». По словам Платона: «...Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 6: 11).
Святой апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью (Еф. 5: 22). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «неустройство семьи расстраивает всю вселенную» (цит. по 6. См. «Введение», с. I). Понятия семьи и брака являются сложными и многогранными и включают в себя религиозные, нравственные, философские, социальные и правовые аспекты. Многие из этих аспектов изложены в библейской и святоотеческой антропологии. «В творениях святых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся брака и семейной жизни. "Добродетель не чуждается супружеской любви... Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий— пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они— порождение и слава супружества",— говорит свт. Григорий Богослов» (4: 212).
Добросельский Петр - Супружеские отношения и грань греха
М.: Благовест, 2009 — ISBN © Макет, оформление — «Благовест», 2008
Текст, составление — П.В. Лобоосельский. 2008
Добросельский Петр - Супружеские отношения и грань греха - Содержание
Об авторе
От издательства
Предисловие
Введение
А). О происхождение семьи
Б). О значении семьи
ГЛАВА 1. О ЦЕЛЯХ БРАКА
ГЛАВА 2. О СУПРУЖЕСКОЙ БЛИЗОСТИ
2.1. Общие сведения
2.2. Тематические цитаты
2.2.1. О негреховности супружеской близости
2.2.2. О негреховности только супружеской близости,имеющей целью деторождение
2.2.3. О связи супружеской близости с грехом и пороком
2.2.4. О браке вообще
ГЛАВА 3. ГРЕШНА ЛИ СУПРУЖЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ
3.1. О естественном зачатии и чувстве сексуального влечения и удовлетворения
3.2. Отдельные аспекты супружеской близости
3.2.1. Грань греха
3.2.2. Супружеская близость и ветхозаветная антропология
3.2.3. О супружеской близости без цели зачатия
3.2.4. О способах избежания рождения детей
ГЛАВА 4. ИСТОКИ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ СПОСОБУ ЗАЧАТИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА (ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ)
1. Каковы основные цели брака
2. Передаются ли клонам, зарождаемым вне похоти и семени, последствия первородного греха
3. Является ли естественное зачатие порочным и греховны ли чувства сексуального влечения и удовлетворения
4. Грешна ли супружеская близость без цели зачатия
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГРЕХИ ЗЛО
1.1. О понятии грех
1.1.1. О различных точках зрения на формирование понятия «грех»
а) Первая точка зрения
б) Вторая точка зрения
в) Третья точка зрения
г) Четвертая точка зрения
1.2. О механизме (процессе) возникновения греха в человеке
1.3. О понятии «зло»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДУХОВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ КАЧЕСТВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. О КЛОНИРОВАНИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. К ВОПРОСУ О БЕЗГРЕШНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О ЧЕЛОВЕКЕ ИЛИ ГИМН ВЕНЦУ БОЖИЕГО ТВОРЕНИЯ
РЕЛИГИОЗНО - ФИЛОСОФСКАЯ СЕРИЯ «ОЧЕРКИ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ»
О СВЯТООТЕЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
СВЕДЕНИЯ О РАНЕЕ ИЗДАННЫХ ВЫПУСКАХ
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЯ. СВЕДЕНИЯ О ГОТОВЯЩИХСЯ К ИЗДАНИЮ ВЫПУСКАХ РЕЛИГИОЗНО - ФИЛОСОФСКОЙ СЕРИИ «ОЧЕРКИ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ»
Добросельский Петр - Супружеские отношения и грань греха - О негреховности супружеской близости
Свт. Иоанн Златоуст (в супружеской близости нет никакой вины, а воздержание должно быть в меру и только по взаимному согласию. Для того супруги и даны друг другу, чтобы соблюдать целомудрие): «Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства.
Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?» (13, часть 6, § 48); «Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого опостол Павел говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7, 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает. не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7, 5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и в конце концов его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело... Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны.
Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено Апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7, 5). И, конечно, где мир... там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Итак, подвизайся (в воздержании) сколько хочешь; когда же ослабеешь, пользуйся общением (брачным), чтобы не искушал вас сатана. Каждый имей свою жену (1 Кор. 7, 2). Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак — в середине, блуд — внизу, девство — вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается. Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры».
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо