Богословаие и наука
Ричард Докинз — выдающийся британский ученый-этолог и популяризатор науки, лауреат многих литературных и научных премий. Каждая новая книга Докинза становится бестселлером и вызывает бурные дискуссии. Его работы сыграли огромную роль в возрождении интереса к научным книгам, адресованным широкой читательской аудитории. Однако Докинз — не только автор теории мемов и страстный сторонник дарвиновской теории эволюции, но и не менее страстный атеист и материалист. В книге «Бог как иллюзия» он проявляет талант блестящего полемиста, обращаясь к острейшим и актуальнейшим проблемам современного мира. После выхода этой работы, сегодня уже переведенной на многие языки, Докинз был признан автором 2006 года по версии Reader's Digest и обрел целую армию восторженных поклонников и непримиримых противников. Споры не затихают. «Эту книгу обязан прочитать каждый», — считает британский журнал The Economist.
***
Согласно американским опросам, количество атеистов и агностиков в стране значительно превышает количество религиозных евреев и даже количество членов большинства других религиозных групп. Однако, в отличие от евреев, которые, как широко известно, являются в США одной из самых эффективно действующих политических кулуарных группировок, и, в отличие от евангельских христиан, обладающих ещё большей политической властью, атеисты и агностики не организованы и поэтому практически не имеют реального голоса. Усилия по организации атеистов сравнивают с попытками согнать в стаю кошек — потому что и те и другие привыкли мыслить самостоятельно и не приспосабливаться к воле вышестоящих. Тем не менее было бы хорошо для начала создать критическую массу явных атеистов, к которой смогут присоединиться остальные. Даже если кошек невозможно согнать в стаю, они, когда их много, способны наделать немало шума, и игнорировать их будет не так-то легко.
Ричард Докинз - Бог как иллюзия
Пер. с англ. Н. Смелковой.
М.: Издательство КоЛибри, 2010. — 560 с.
ISBN 978-5-389-00334-7
Ричард Докинз - Бог как иллюзия - Содержание
Предисловие
Глава первая. Глубоко религиозный безбожник
- Заслуженное уважение
- Незаслуженное уважение
Глава вторая. Гипотеза бога
- Многобожие
- Единобожие
- Секуляризация, «отцы-основатели» и религия Америки
- Нищета агностицизма
- NOMA
- Великий молельный эксперимент
- Эволюционная школа имени Невилла Чемберлена
- Зелёные человечки
Глава третья. Доказательства существования бога
- «Доказательства» Фомы Аквинского
- Онтологический аргумент и другие аргументы a priori
- Доказательство от красоты
- Доказательство от личного «опыта»
- Доказательство от Священного Писания
- Доказательство от авторитетных религиозных учёных
- Пари Паскаля
- Доказательство от Байеса
Глава четвёртая. Почему бога почти наверняка нет
- «Боинг-747» к полёту готов
- Естественный отбор пробуждает сознание
- Нечленимая сложность
- Поклонение «белым пятнам»
- Антропный принцип: планетарный вариант
- Антропный принцип: космологический вариант
- Конференция в Кембридже
Глава пятая. Корни религии
- Императив Дарвина
- Прямые преимущества религии
- Групповой отбор
- Религия как побочный результат чего-то другого
- Психологическая предрасположенность к религии
- Осторожно, не наступи на мои мемы
- Карго-культы
Глава шестая. Корни нравственности — почему мы хорошие?
- Возникла ли нравственность в процессе эволюции?
- Наглядное исследование происхождения нравственности
- Зачем быть хорошим, если бога нет?
Глава седьмая. «Священная» книга и изменчивая мораль Zeitgeist
- Ветхий Завет
- Разве Новый Завет не лучше?
- Возлюби ближнего своего
- Нравственный Zeitgeist
- А как же Гитлер и Сталин? Разве они не были атеистами?
Глава восьмая. Что плохого в религии? Зачем на неё нападать?
- Фундаментализм и ниспровержение науки
- Тёмная сторона абсолютизма
- Вера и гомосексуальность
- Религия и неприкосновенность человеческой жизни
- Великий софизм о Бетховене
- Как «умеренная» вера питает фанатизм
Глава девятая. Жестокое обращение с детьми и бегство от религии
- Насилие физическое и духовное
- В защиту детей
- Скандал на ниве образования
- И опять — о пробуждении сознания
- Религия как часть литературного наследия
Глава десятая. Такая нужная ниша?
- Чудик
- Утешение
- Вдохновение
- Всем паранджам паранджа
Приложения
- Краткий перечень полезных адресов для лиц, желающих избавиться от религии и нуждающихся в поддержке
- Использованные и рекомендованные в книге публикации
Ричард Докинз - Бог как иллюзия - Незаслуженное уважение
В названии книги — «Бог как иллюзия» — я не имею в виду бога Эйнштейна и бога других упомянутых в предыдущем разделе выдающихся учёных. Именно поэтому нужно было поговорить об эйнштейновской религии в первую очередь, чтобы дальше её не касаться: известно, что этот вопрос частенько запутывает дискуссии. В следующих главах я буду говорить только о сверхъестественных богах, из которых большинству моих читателей наиболее известен Яхве, бог Ветхого Завета. Мы поговорим о нём подробнее чуть ниже. Но, прежде чем закончить вступительную главу, необходимо коснуться ещё одного вопроса, без обсуждения которого может спутаться идея всей книги. На этот раз я говорю о хороших манерах. Возможно, религиозных читателей обидят мои высказывания; возможно, им покажется, что я испытываю недостаточно уважения к их личным верованиям (либо к верованиям других). Было бы жаль, если бы такая обида помешала им дочитать книгу до конца, поэтому я хочу обсудить этот вопрос здесь, в самом начале.
Широко бытует принятое в нашем обществе почти всеми, включая неверующих людей, мнение, что религиозные верования особенно легко оскорбить и поэтому их нужно окружать исключительно деликатным обращением, на порядок превышающим традиционное уважение, которое любой человек должен выказывать окружающим. Незадолго до смерти Дуглас Адамс так хорошо сказал об этом в импровизированном выступлении, что не могу удержаться, чтобы не повторить здесь его слова:
Сущность религии… заключается в наборе идей, называемых священными, заветными и тому подобное. При этом имеют в виду следующее: «Вот идея или мнение, и про них нельзя говорить ничего плохого — нельзя, и точка». — «Почему нельзя?» — «Потому что!» Если кто-то голосует за партию, с платформой которой вы не согласны, вы можете спорить об этом сколько душе угодно; каждый из вас будет отстаивать свою точку зрения, но никто при этом не обидится. Если кто-то считает, что нужно увеличить или уменьшить налоги, это можно сделать предметом дискуссии. С другой стороны, когда кто-то заявляет: «Мне нельзя по субботам нажимать на выключатель», мы говорим: «Конечно-конечно, я понимаю».
Почему мы имеем полное право поддерживать лейбористов или консерваторов, республиканцев или демократов, ту или иную экономическую модель, «Макинтош» или «Виндоуз» — но иметь собственное мнение о возникновении Вселенной, о том, кто её создал… нельзя, это священно?.. У нас уже вошло в привычку не бросать вызов религиозным идеям, но смотрите, какой поднялся переполох, когда Ричард это сделал! Все просто разъярились, потому что такие вещи говорить не положено. Но, глядя на вещи трезво, нет иных причин не делать этого, кроме устоявшейся привычки не обсуждать эти идеи так же открыто, как и все остальные.
Вот вам конкретный пример чрезмерного почтения, проявляемого обществом в отношении религиозных верований. В военное время самым простым способом отказаться от исполнения воинской повинности по убеждениям является ссылка на религиозные убеждения. Будь вы выдающийся философ-моралист, напиши блестящую докторскую об ужасах войны, вам придётся-таки попотеть, убеждая призывную комиссию, что вы не можете держать в руках оружие по этическим соображениям. Но стоит заикнуться о том, что один или оба ваши родителя были квакерами, — и всё сойдёт без сучка без задоринки, как бы косноязычны и неграмотны вы ни были в теории пацифизма или даже того же квакерства.
На противоположном от пацифизма конце спектра находится малодушное нежелание давать религиозные обозначения враждующим сторонам. В Северной Ирландии католиков и протестантов именуют вместо этого соответственно националистами и лоялистами. Термин «религии» заменили малозначащим «группировки», как, например, в выражении «война между группировками». В результате англо-американского вторжения в Ирак в 2003 году разгорелась межрелигиозная гражданская война между сторонниками суннитской и шиитской ветвей мусульманства. Налицо бесспорно религиозный конфликт, однако в редакционной статье (и её заголовке) газеты «Индепендент» от 20 мая 2006 года он описан как «этническая чистка». «Этнический» в данном контексте — очередное сглаживание. То, что происходит в Ираке, — это религиозная чистка. Первоначальное употребление выражения «этническая чистка» в бывшей Югославии также можно считать эвфемизмом религиозного конфликта между православными сербами, католиками-хорватами и мусульманами-боснийцами.
Я уже раньше говорил о привилегиях, предоставляемых религии во время общественных обсуждений этических вопросов в средствах массовой информации и в правительстве. Когда начинается дискуссия по спорным с моральной точки зрения сексуальным или репродуктивным вопросам, можете не сомневаться, что в состав влиятельных комитетов, в дискуссионные панели радио- и телепередач непременно будут включены несколько религиозных лидеров различных вероисповеданий. Я не предлагаю подвергать взгляды этих людей цензуре. Но почему в нашем обществе принято обращаться именно к ним, будто они обладают специальными познаниями в этих вопросах, сравнимыми, например, с профессиональными знаниями философа-моралиста, юриста по семейным вопросам или врача?
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Здесть статьи Худиева на тему
Здесть статьи Худиева на тему Докинза
http://ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=299:2010-12-16-0...
http://www.pravmir.ru/velikij-scientistskij-mif/
Книга атеиста. :(