Дорофеев - Визуальная антропология и коммуникация

Даниил Дорофеев - Визуальная антропология и коммуникация: философский взгляд
Подготавливая книгу по философской антропологии, нам хотелось не объединять под этим титулом предельно широкие по своему содержанию размышления, так или иначе касающиеся классического и современного понимания человека в авторской интерпретации. Мы стремились использовать философско-антропологический дискурс не как ставшую для многих привычной, застывшей, архивной картинку, языковую философскую игру, знавшую о своих больших амбициях, признавшую их итоговое поражение и нереализованность в ходе проходившей в XX веке «конкуренции в области духовного» (К. Манхейм) и по умолчанию согласившуюся на отведенную ей более сильными соперниками почетную, уважаемую, но малозначащую роль расплывчатого в своей туманной неопределенности фона современной философии. Изменить это положение совсем непросто, и представляемое исследование стремится лишь во многом неоднородными по своим установкам позициям соавторов проблематизировать, актуализировать, оживить и даже реабилитировать возможности современной философской антропологии как фундаментального пути современной философии. А что может быть актуальней для современной философской антропологии вопроса о том, как ее, собственно, сейчас понимать, в каком направлении и горизонте возможно ее продуктивное развитие, какова, наконец, ее судьба в пространстве современной культуры? Нетрудно заметить, все эти вопросы касаются самой философии, и не случайно, поскольку философская антропология служит «лакмусовой бумажкой» для всей европейской философии.
 
Актуальность современной философии во многом определяется критическими исследованиями тех практик, которые меняли жизнь европейской культуры в прошлом и меняют ее сейчас - коммуникативных практик человеческого взаимодействия. Ведь каждый раз, когда в европейской истории утверждался новый способ коммуникации - устное общение, фонетический алфавит, публичное и внутреннее чтение, письменность, рождение печатного слова, распространение средств массовой информации (СМИ), - происходила антропологическая революция, менявшая образ как самого человека, так и всей культуры. Философские и философскоантропологические исследования эволюции способов коммуникации показывают, что они напрямую определяют формы жизни человека, а от них в свою очередь зависит то, как будет - и будет ли вообще - пониматься философия. Таким образом, при изменении форм жизни благодаря таким новым интерсубъективным способам коммуникации, как компьютер, Интернет, социальные сети, мессенджеры, мобильные телефоны и пр., уже невозможно обходиться тем пониманием философии, которое выросло из практик древнегреческих устных диалогов на агоре, молитвенно сосредоточенного обращения к Богу в уединенной тиши монашеской кельи или просветительских надежд на преображающую человека и общество силу разума. Поэтому «перестройка» философии болезненна, а с точки зрения наиболее радикальных в своем консерватизме ее представителей, вообще недопустима. Но, как нам кажется, иного выбора у философии, если она не хочет быть сведена к историко-архивной функции, к установке неизменной ретроспективности, нет. Впрочем, нет необходимости полностью и бесповоротно отказываться от наследия классической философии, ведь, призывая к этому, что и делает подчас постмодернизм, рано или поздно приходят к положению о «смерти философии», «смерти человека», «смерти автора» и т.д. Другое дело, что к классике нельзя относиться как к застывшему, непререкаемому в своей догматичности авторитету. Нужно уметь трансформировать некогда незыблемые, как казалось когда-то, функции философии, например, приоритетное притязание на истину или жесткий замкнутый монизм.
 

Даниил Дорофеев - Визуальная антропология и коммуникация: философский взгляд

СПб.: Издательство РХГА, 2022. - 608 с.
ISBN 978-5-907505-84-1 
 

Даниил Дорофеев - Визуальная антропология и коммуникация: философский взгляд - Содержание

  • Предисловие 
  • Введение. Образы, перспективы, взгляды современной философской антропологии 
Часть первая. Визуальный поворот в лицах 
  • Глава первая. Эстетико-физиологическое само-образ-ование Ф. Ницше 
  • Глава вторая. Эстетика образа Людвига Витгенштейна 
  • Глава третья. Феноменологические основания эстетики человеческого образа 
Часть вторая. Восприятие Другого 
  • Глава первая. Феноменология интерсубъективности Гуссерля и тело Другого у Декарта 
  • Глава вторая. Аналитика и дедукция человеческого образа: метод Шерлока Холмса 
  • Глава третья. Человек между словом и образом 
Часть третья. Аналитика слова и образа 
  • Глава первая. Книга и образ 
  • Глава вторая. Искусство как мимесис и перформанс 
  • Глава третья. Когнитивная антропология 
  • Глава четвертая. Визуальная когнитология
  • Глава пятая. Феноменология визуального сознания 
  • Глава шестая. Воображаемое 
Часть четвертая. Коммуникации Я и Другого 
  • Глава первая. Визуальность, коммуникация, экзистенция 
  • Глава вторая. Коммуникации античного пира
    • 1. Пространство застольных коммуникаций 
    • 2. Вино и еда 
    • 3. Музыка и любовь 
  • Глава третья. Визуальная коммуникация любви в Афинах и Венеции: Платон и Томас Манн 
Часть пятая. Визуальные техники формирования человека  
  • Глава первая. Лицо и портрет 
  • Глава вторая. Слово и образ в современном искусстве  
  • Глава третья. Бытие и пространство 
  • Глава четвертая. Архитектура и коммуникация 
  • Глава пятая. Дом и домашняя политика 
Часть шестая. Вперед в прошлое: античная эстетика человеческого образа 
  • Глава первая. Современная визуальная антропология, эстетика и античное видение человека 
  • Глава вторая. Эстетика человеческого образа в жизни и иконография античного философа в искусстве Глава третья. Эстетика образа и этика жизни античного философа 
Часть седьмая. Визуальная эстетика православного персонализма 
  • Глава первая. Философия и филокалия: калокагатия и благообразие 
  • Глава вторая. Образ и Первообраз 
  • Глава третья. Русские старцы: эстетика благообразной красоты 
Часть восьмая. Слово и образ в христианской культуре 
  • Глава первая. Что значит видеть? 
  • Глава вторая. Слово Бога и знаки власти  
  • Глава третья. Образ Иуды 
  • Глава четвертая. Сила слова 
  • Глава пятая. Образ философии 
Часть девятая. Образ и тело 
  • Глава первая. Наставления Нила Сорского 
  • Глава вторая. Страсти души 
  • Глава третья. Мерзкая плоть 
  • Глава четвертая. Миф о «процессе цивилизации» 
Часть десятая. Философия города  
  • Глава первая. Философия в городе 
  • Глава вторая. Полис и империя 
  • Глава третья. Столицы Европы 
  • Глава четвертая. Человек в сетях мегаполиса 
  • Глава пятая. Город будущего 
Часть одиннадцатая. Аналитика музея 
  • Глава первая. Музей как культурный капитал общества 
  • Глава вторая. Петербург как культурный и политический памятник 
  • Глава третья. Фотографии как образные двойники 
  • Глава четвертая. Музей в эпоху цифровых технологий 
Часть двенадцатая. Человек в условиях современности 
  • Глава первая. Общество развлечений 
  • Глава вторая. Шопинг 
  • Глава третья. Мода и дизайн 
  • Глава четвертая. Спорт 
Приложение. 
От сердца к образу: к 75-летию проф. Б. В. Маркова 
Избранная библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Eduard