Единство Церкви

Единство Церкви в Предании, истории и современности
В истории православного (и не только православного) богословия XX столетие стало во многом «веком экклезиологии». Эта сфера церковной мысли, в течение многих веков находившаяся в тени других богословских вопросов, в современную эпоху оказалась в центре внимания, чему в немалой мере способствовали исторические потрясения прошлого столетия, значительно изменившие условия существования Церкви и направившие церковные сообщества на путь углубленной саморефлексии. К сожалению, по целому ряду экклезиологических вопросов в современном православном богословии не существует консенсуса. Напротив, мы видим, что противоречия и споры лишь усиливаются и являют собой в настоящее время реальную угрозу для самого единства православного мира. Однако, как представляется, выход из сложившейся ситуации не может быть найден без спокойного совместного осмысления спорных тем. Причем в его основе должно быть не стремление к компромиссу, а верность духу церковного Предания и поиск путей его актуализации для решения современных проблем. Настоящий сборник, при осознании ограниченности компетенций и возможностей его авторов, призван внести свой посильный вклад в церковное осмысление происходящего. 
 
Сборник состоит из четырех разделов. В статьях раздела «Кафолическое единство Церкви: мистико-сакраментальные, вероучительные и институциональные аспекты» экклезиологическая проблематика рассматривается в трех аспектах. Церковь являет собой Богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово. Будучи постоянно созидаемой и руководимой Своим Главой и напояемой одним Духом, она никогда не лишается своего фундаментального единства, преодолевая в своей таинственной жизни разобщенность рода человеческого. В этой связи рассмотрение темы единства Церкви начинается именно с мистического аспекта, понимаемого как единство членов Церкви во Христе. Это единство находит свое выражение в сакраментальной жизни церковных общин, а также в личном подвиге святости, который всегда есть подвиг любви. Неслучайно свт. Никита Ремесианский определяет Церковь как «общение святых». Однако единство Церкви в истории немыслимо также без согласного исповедания веры в Пресвятую Троицу и в воплощение Сына Божия. Подлинная любовь к Богу и в Боге, связующая Церковь в единый союз, невозможна без знания Богооткровенной истины и без ее благовестия. В то же время, начиная с апостольского периода и до сего дня, среди христиан постоянно возникают споры и разногласия даже по самым существенным богословским проблемам, что приводит к постановке вопроса об основаниях вероучительного согласия в Церкви и о принципах различения ортодоксии и ереси. Уже у ранних отцов Церкви встает вопрос о вероучительном авторитете, опора на который позволяет не только явить единомыслие в конкретный исторический момент, но и сохранить преемство в интерпретации богооткровенной истины. В этой связи церковная мысль всегда обращена к своим истокам и истории: к Св. Писанию, в котором запечатлены пророческие и апостольские свидетельства, к вероучительным постановлениям соборов, фиксирующих консенсус, достигнутый в интерпретации того или иного богословского вопроса в различные эпохи, а также к наследию отцов Церкви, сонм которых являет нам, если можно так выразиться, единый собор святых, постоянно пополняющийся в истории. 
 
Институциональный аспект бытия Церкви также обусловлен ее мистической и сакраментальной природой — единением членов Церкви во Христе, а также их стремлением к согласию в вере. Конкретные формы церковной организации зависят в значительной степени от исторических условий существования Церкви в том или ином социокультурном контексте и от вызовов, которые ставит перед ней каждая историческая эпоха. Однако, хотя институциональная организация Церкви претерпевала существенные метаморфозы за двухтысячелетнюю историю христианства, здесь, как и в других областях церковной жизни, наблюдается преемственность фундаментальных принципов и подходов, обусловленных самой природой Церкви, ее вероучением и вытекающими из него жизненными принципами, которые находят в каждую эпоху свое особое выражение. трагического разделения византийского Востока и латинского Запада. Кризис в межцерковных отношениях, обусловленный различным пониманием институциональных оснований единства Церкви, православный мир переживает и в настоящее время, что делает обсуждение обозначенной проблематики крайне актуальным. Работы этого раздела призваны внести посильный вклад в осмысление как самих богословских оснований церковного единства, так и современных вызовов, которые встают перед ним. При этом предметом рассмотрения являются не только общезначимые для всей полноты Православной Церкви (и даже шире — для всех традиционных христианских конфессий) свидетельства Св. Писания, вселенских и других древних соборов и святых отцов, но и богословские традиции различных Поместных Церквей, в особенности наследие Церкви Русской. 
 

Единство Церкви в Предании, истории и современности

Материалы научной конференции 14—16 ноября 2019 г. 
Отв. ред. А. В. Анашкин
М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 280 с. 
ISBN 978-5-7429-1358-0 
 

Единство Церкви в Предании, истории и современности - Содержание 

От редакционной коллегии 
КАФОЛИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ: МИСТИКО-САКРАМЕНТАЛЬНЫЕ, ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 
ЦЕРКОВЬ КАК ТАИНСТВО ЕДИНСТВА 
  • Небольсин А. Г. Мир и война в новозаветной экклезиологии 
  • Хондзинский П. В. Totus Christus — судьба и отголоски учения в Новое время 
  • Родионов О. А. «Единая Церковь — тело Христово»: экклезиологические размышления архимандрита Емилиана Симонопетрита 
ЕДИНСТВО ПРЕДАНИЯ И СОГЛАСИЕ В ЦЕРКВИ 
  • Михайлов П. Б. Патристический аргумент в эпоху христологических споров 
  • Изотова О. Н. Понятие «неписаное предание» в иконоборческую эпоху 
ПОРЯДОК И ОБЩЕНИЕ В ЦЕРКВИ 
  • Захаров Г Е. 34-е апостольское правило и развитие идеи вселенского первенства в IV в 
РЕШЕНИЯ ПЕРВОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в. 
  • Лупандин И. В. Первый Ватиканский собор и энциклика «Fides et ratio»
  • Язькова В. Е. От Первого Ватиканского собора к энциклике Пия X «Pascendi Domini Gregis»: идейные основы католического антимодернизма в Италии 
ПРОБЛЕМА «ЦЕРКОВЬ И ЕДИНСТВО» В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX-XX вв. 
  • Михайловский А. В. Незримый град Руси как социальнофилософская категория (на материале «Церкви невидимого града» С. Н. Дурылина) 
  • Паромов К Я. Имяславческая полемика и единство Церкви: Взгляды лидеров «Новоселовского» кружка
  • Бессчетнова Е. В. Энциклика Льва XIII о христианском единстве «Praeclara Gratulationis Publicae» (1894) и ее рецепция А. А. Киреевым 
  • Тихонов В. Е. Единство Церкви в контексте метафизики всеединства Франка (богословский аспект) 
  • Пименов С. С. Единство Церкви: уроки Реформации 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД 
  • ЧибисоваА. А. Между Москвой и Константинополем: переговоры об автокефалии Польской Православной Церкви в 1920-е годы 
  • МазыринА. В. Восприятие обновленческого раскола ведущими иерархами Русской Православной Церкви и изменение чиноприема кающихся раскольников в 1920-1940-е гг 
  • Хайлова О. И. Экклезиологические взгляды «правой» оппозиции, относящиеся к проблеме Единства Церкви 
  • Хайлова О. И. Экклезиологические взгляды «правой» оппозиции, относящиеся к Святости, Соборности и Апостольству Церкви 
  • Кострюков А. А, Проблемы каноничности русского западноевропейского экзархата и Североамериканской митрополии в свете Московско-Константинопольских отношений в 1960—1970-е гг
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat Andron