Экзегетика и герменевтика Писания - Сборник МДА

Экзегетика и герменевтика Священного Писания
Период самостоятельного изучения библеистики в России начинается приблизительно со второй половины XVIII века – времени издания Славянской Библии (т.н. Елизаветинское издание 1750-х годов) с установившимся исправленным текстом. Предшествующие попытки в этой области были достаточно редки, так как «лучшие силы, какие были, уходили, собственно, на великое дело исправления славянского текста Библии». Славяно-греко-латинская Академия вместе с Троицкой семинарией была в то время преимущественным местом развития богословской науки, в том числе и библеистики, и выставила целый ряд выдающихся авторов с относящимися к библейской науке, подчас значительными и обширными трудами. 
 
Благоприятные условия для этого во многом состояли в том, что последние справщики Славянской Библии, знатоки и труженики этого дела, будучи воспитанниками Академии Киевской, около 50-х годов XVIII столетия оставались кто на время, а кто и навсегда в Москве. Среди них был ученый филолог иеромонах Иаков (Блоницкий, †ок.1761) – учитель греческого языка в Московской Славяно-греко-латинской Академии. С 1743 до 1748 г. он одновременно исполнял вместе с архимандритом Иларионом (Григоровичем), настоятелем Воскресенского монастыря, поручение Святейшего Синода по исправлению Славянской Библии. Продолжателями их дела были иеромонахи Варлаам (Лящевский), с 1753 по 1754 ректор Академии и архимандрит Донского монастыря (†1774), и Гедеон (Слонимский), с 1758 по 1761 г. также ректор Академии (†1772).
 

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - №1, 2016 г.

Материалы студенческой конференции весна-осень 
Сборник докладов 
Сергиев Посад, 2017
Кафедра Библеистики Московской Духовной Академии
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Экзегетика и герменевтика Священного Писания - №1, 2016 г. - Оглавление 

  • Протоиерей Георгий Климов - Начальный этап развития библеистики в МДА
  • Протоиерей Георгий Климов - Вклад Московской духовной академии в дело перевода Библии на русский язык в XIX веке
  • чтец Владимир Бельский - Изучение ночных видений пророка Захарии в современной зарубежной экзегетике: основные подходы, проблемы, перспективы исследования
  • диакон Андрей Викулов - Богословско-экзегетический анализ отрывка «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (Мф.11:12)
  • С. Н. Горбунов - Символ и метафора как выразительные средства в текстах Священного Писания: структурно-семантические особенности
  • чтец Михаил Еремин - Значение Ветхого Завета для раскрытия темы Суда Божия в послании св. апостола Павла к Римлянам (1:18-3:20)
  • Игорь Сысуев - Что значит «увидеть Бога сзади» (Исх.33:23)? Святоотеческое толкование и отражение в литургических текстах
  • чтец Антоний Федоров - Значение гармоний и синопсисов в изучении Евангелий
  • Григорий Веселов - Κοινὴ как язык Нового Завета
  • чтец Михаил Воронов - Самоубийство в Ветхом и Новом Завете: благая смерть или смертный грех?
  • чтец Илья Горюнов - Контекст образа «Тело Христово» в богословии ап. Павла
  • Никита Грибенко - Сравнительный анализ толкований Рим.13:1. Христианское отношение к различным формам государственного правления
  • Николай Даниленко - Святоотеческое толкование брака в Ветхом и Новом Завете
  • Александр Еркин - Учение апостола Петра о страданиях за Христа
  • Иван Змиёв - Образ праотца Авраама как нового Адама
  • Александр Игонин - Четвертая песнь Отрока Господня в книге пророка Исаии (Ис.53:4) и её Новозаветная интерпретация в Евангелии от Матфея (Мф.8:17)
  • чтец Андрей Лазарев - Установление монархии в Древнем Израиле: предпосылки, причины и последствия
  • чтец Александр Лункин - Причины гнева Божия в Ветхом Завете
  • Алексей Пархомовский - Экзегеза Священного Писания в контексте современного христиано-иудейского диалога
  • Артемий Прокопьев - Подвиг женщины в исторических книгах Ветхого Завета
  • иерей Петр Пчелинцев - «Благими помыслы лукавая советования»: экзегетический анализ 3Цар.13
  • диакон Игорь Сысуев - Образ мученичества в Ветхом Завете
  • иерей Павел Чидемян - Образ воды в Евангелии от Иоанна в комментариях святителя Иоанна Златоуста и святителя Кирилла Александрийского

 
Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 2
Bo время Тайной вечери, по свидетельству всех евангелистов, Господь говорит ученикам, что один из них предаст Его. Эта реплика, естественно, вызвала всеобщее смущение. Согласно двум последним евангелиям, ученики пытались узнать, 0 ком Он говорит, беседуя между собой (Лк.) и уточняя у самого Господа, кого Он имеет ввиду (Ин.). Первые два евангелиста говорят, что имело место вопрошание каждого из присутствующих у Господа, не будет ли он, конкретный апостол, причастен этому предательству. C этим же вопросом был вынужден обратиться к Господу и предатель, получив исчерпывающий, хотя и непонятый другими ответ. 
Вопрос в нашем Синодальном переводе звучит так: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26:22), или просто «Не я ли?» (Мк. 14:19). 
 

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - № 2, 2017 г.

Материалы студенческой конференции весна-осень 
Сборник докладов 
Сергиев Посад, 2018
Кафедра Библеистики Московской Духовной Академии
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Экзегетика и герменевтика Священного Писания - №2, 2017 г. - Оглавление 

  • Бубнов П., протодиакон - «Воскреснут» или «воскресят»: перевод и понимание Пс. 87:11 в свете Ис. 26:14
  • Добыкин Д. Г. - Индуктивный метод толкования Библии: обзор и анализ
  • Кашкин А. С. - Разделение на «базовый» и «профильный» уровни в преподавании библейских дисциплин на бакалавриате духовных учебных заведений РПЦ (на примере исторических книг Ветхого Завета)
  • Пирогов О. К., иерей - Некоторые аспекты использования экзегетического метода θεωρία святыми отцами
  • Волков А. С., иерей - Училище Тиранна в Эфесе как центр миссионерской проповеди апостола Павла
  • Антоний (Подоровский), иеромонах - «Не я ли, Господи?». Опыт экзегетического толкования вопроса в Мф. 26:22 и Мк. 14:19
  • Горбунов С. Н. - От значения подлежащего к содержанию контекста: из опыта дискурсивного анализа Мф.6:22
  • Бабич И. И. - Социальные законы Пятикнижия, их влияние на жизнь народа и символическое значение
  • Бабкин Н. М., иерей - Понятие о юридизмах в богословии и библеистике
  • Бурмистров В. - Миссионерский принцип удивления в толковании Священного Писания
  • Воевудский П. - Достоинство Давида как царя, пророка и богодухновенного писателя
  • Денисов П. П. - Миссионерский потенциал незаписанных изречений Господа Иисуса Христа 
  • Змиёв И., чтец - Восхождение к Богу по лествице ап. Петра (2Петр. 1:4-8) на примере жизни Авраама
  • Кизюн И. - Праведность Моисея: православный взгляд 
  • Костуев Э. О. - Фортификация Северного Израиля в период разделенного Царства 
  • Куцкевич А. А. - Понятие о заклятом в Ветхом Завете 
  • Лихачёв Н. - Учение Христа о соблазнах в дополнении ко второй антитезе Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея (Мф. 5:29-30): экзегетический анализ 
  • Новичков А. В. - Откровение Иоанна Богослова в «Замечаниях на Апокалипсис Св. Иоанна» сэра Исаака Ньютона
  • Сысуев И. С. - Библейское учение о «дне Господнем» и его особенности у допленных пророков 
  • Пархомовский А. - Роль Ветхого Завета в раскрытии христианского учения в книге Деяний Святых апостолов 
  • Тарнакин Н. А. - Православные библеисты второй половины ХХ века – наследники святителя Филарета (Дроздова) 
  • Тихомиров И. В. - Осмысление страдания праведника в святоотеческой экзегезе на книгу Иова 
  • Залесный А. А. - Образ праведного Иосифа: литургический комментарий Священного текста

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 3
 

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - Материалы научно-богословской конференции. Сборник докладов №3

Издательство Сергиев Пасад, 2018. – 220 с.
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Материалы научно-богословской конференции. Сборник докладов №3 - Содержание

  • Горбунов Сергей Николаевич - Лексический анализ библейских текстов: от теории к практике
  • Архимандрит Дамаскин (Лебедь) - Святоотеческое истолкование повелений о сооружении скинии (Исх. 25, 1 – 27, 19; 30, 1-10, 17-21)
  • Священник Феодор Ибрагимов - Святой апостол Павел и мистические религии
  • Ковыршин Сергей Валерьевич - Толкование Ис. 52:13 - 53:13 в работах иудейских экзегетов 10-13 веков
  • Иеромонах Ириней (Пиковский) - Кто, когда и для чего написал 118 псалом: уравнение с тремя неизвестными?
  • Иерей Роман Кацап - Полемика с протогностицизмом в 1-м и 2-м послании св. ап. Павла к Тимофею
  • Диакон Владимир Грицевич - Апостол Павел о власти (в контексте 1 стиха 13 главы послания к Римлянам)
  • Конов Дмитрий Сергеевич - Библейская археология и её значение в экзегетике и герменевтике Священного Писания
  • Диакон Владимир Матвеев - Толкования святителя Василия Великого на псалмы в переводе игумена Софрония Младеновича
  • Непомнящих Виктор Александрович - Этимология библейского термина «Нефилим» и его интерпретация в ранних и современных переводах
  • Непомнящих Виктор Александрович - Интерпретация библейского термина «Нефилим» в иудейской и святоотеческой традициях
  • Горбунов Сергей Николаевич - От значения подлежащего к содержанию контекста: из опыта дискурсивного анализа Мф. 6:22
  • Спирин Денис Сергеевич - Ответ Христа Пресвятой Богородице на браке в Кане Галилейской: экзегетический анализ (Ин. 2:4)
  • Монах Серапион (Залесный) - Военачальник Давида Иоав: к истории интерпретации ветхозаветного текста
  • Змиёв Иоанн Дмитриевич - Египет: Туда и обратно
  • Костуев Эльдар Олегович - Военные реформы царя Озии (2Пар. 26)
  • Игонин Александр Александрович - Восхождение Иисуса Христа к Отцу: экзегетический анализ Ин. 20:17 в сравнении с Ин. 20:27-28
  • Иеромонах Паисий (Василюк) - Некоторые виды служения в Ветхом и Новом Завете
Для заметок
 

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 4
После вступления, концентрированно провозглашающего основные темы послания, возвещается и развивается тема наследничества, включающая прославление Сына Божиего, происшедшее согласно обетованиям Священного Писания и, как отражение этого прославления, провозвещение наследования верными спасения в грядущей вселенной: την οικουμένην τήν μέλλουσαν (ср. Евр. 1:14; 2:5). Тем самым акцентируется богодарованный характер спасения. Следующая серия аргументов посвящена обетованию вхождения в Божий покой, причем используются образы Исхода и странствия израильтян к обетованной земле (Евр. 2:10 - 4:13). Пространная секция Евр. 5:10- 10:25 прослеживает вхождение во Святая Святых за завесу, детально разрабатывая образы первосвященства, жертвы и Завета. Наконец, последняя часть послания находит свою кульминацию в небесном «граде Бога Живаго» среди «торжествующего собора и Церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:23). Таковое разделение не является универсальным, но оно весьма наглядно с точки зрения сотериологической проблематики послания.
 
Тема вхождения в Божий покой разворачивается, как было отмечено, в контексте дискурса о странствовании народа Божия. После объяснения, почему Тот, Кто является Творцом всего и превосходит ангелов, должен быть «причастным плоти и крови» (ср. Евр. 2:14), чтобы стать «Вождем спасения» (Евр. 2:10), апостол Павел упоминает, что это же основание позволяет Ему быть «милостивым и верным Первосвященником» (Евр. 2:17). Парадигма «милостивый и верный» (Евр. 2:17) находит свое развитие в утверждении верности Господа Иисуса Христа в эксплицитном сравнении с Моисеем (Евр. 3:1-6), в то время как Евр. 4:14-5:10 раскрывает совершенство милостивого характера первосвященнического служения Христа. Однако секция Евр. 3:7-4:13  при первом прочтении имеет сугубо увещевательный характер и находится вне очевидной связи с обрамляющими стихами, посвященными главным образом теме первосвященства. Кроме того, эксплицитно о вхождении в Божий покой нигде более в послании не упоминается. Поэтому интересным видится более подробно исследовать данную секцию с позиций ее сотериологической составляющей, а также ее соотнесенности с общим развитием мыслей послания.
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 4, 2019 г. весна-осень

Сергиев Посад : Московская Духовная Академия, 2019. - 230 с.
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 4, 2019 г. весна-осень - Содержание

  • Ходарин Д. К., иерей - Сотериологичекая значимость темы Божиего покоя в послании святого апостола Павла к Евреям
  • Терехов К. В. - Сравнительный анализ толкований на Декалог святителя Николая Сербского и протоиерея Александра Меня
  • Грицевич В. Д., иерей - Женщины в посланиях апостола Павла
  • Брегеда А. В. - Изображение «Дня Господня» в книге пророка Иоиля
  • Водолага П. А. - Пришёл ли Царь в Иерусалим? (Зах. 9:9): ветхозаветные пророчества о Входе Господнем в Иерусалим
  • Дмитриев А. В. - Опыт экзегетического исследования Евангелия от Иоанна 6:25-51 о Хлебе жизни в традиции западной церкви
  • Муреня Г. В. - Экзегетика 1 Пет. 3:19-20 в западной библеистике (на примере некоторых исследований)
  • Шинкарев С. С. - Мессианское Царство в пророчествах Исаии
  • Соколов В. Ф. - Образ Небесного Иерусалима в синоптических Евангелиях и апокрифической литературе
  • Конов Д. С. - Критика западной теории «панвавилонизма» отечественными библеистами
  • Сёмин Д. И., свящ. - Райские деревья (Быт. 2:9) в экзегезе преподобного Максима Исповедника
  • Непомнящих В. А. - Интерпретация истории Книги Бытия о браке между сыновьями Божиими и дочерьми человеческими (Быт. 6:1-2)
  • Ежов Д. А. - Тема всеобщего воскресения в книгах Ветхого Завета
  • Морозов П., диак. - Жертвоприношение Иеффая (Суд. 11:29-40): проблемы интерпретации библейского события
  • Костуев Э. О. - Учение о царском служении в Священном Писании Ветхого Завета
  • Учение о воинском служении в Священном Писании Ветхого Завета и его влияние на формирование русской военной доктрины XIV-XVII вв
  • Паисий (Василюк), иером. - Проблема социального неравенства в послании апостола Иакова
Для заметок

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 5
Вопрос об ответственности человека перед творением, о связи и соотношении его с видимым миром так или иначе волновал многие богословствующие умы Церкви. Тем не менее, окончательно сформулированной системы и синтеза православного учения Церковь нам не сообщает. «Учение о человеке как таковое никогда не было предметом специальной догматической разработки в соборной жизни Церкви» по причине отсутствия «ереси о человеке», - сообщает архим. Киприан (Керн) в речи на защиту диссертации «Антропология св. Григория Паламы». Он признаёт, что это не только не умаляет, но и побуждает нас к творческому поиску, богословию и раскрытию актуальной для современности темы в истории святоотеческой мысли.
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 5, 2019 г. весна-осень

Сергиев Посад : Московская Духовная Академия, 2019. - 224 с.
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 5, 2019 г. весна-осень - Содержание

  • Ковшов М. В., Гумилев Р. А. - Спасение твари через человека (Рим. 8) в наследии Отцов и учителей Церкви и его значение в контексте современной экологической проблематики
  • Ковшов М. В., Еремин М. К, иер. - Ветхозаветное понятие воздаяния и его роль в учении послания к Римлянам о Божественном Суде
  • Ковура С. О. - Адамическое богословие Второй книги Еноха
  • Лихачёв Н. В. - Учение о Христе как о Сыне Божием в Послании апостола Павла к Евреям: экзегетический анализ Евр. 5
  • Водолага П. А. - Вера как дело Божие по Евангелию от Иоанна (Ин. 6: 28-29)
  • Бычков А. В.-  Иудейский фон трёх добродетелей в шестой главе Евангелия от Матфея
  • Гнатенко В. В. - Художественные инициалы Евангелия Хитрово в контексте святоотеческих толкований евангельского текста
  • Серапион (Залесный), иеродиак. - Образ израильских судей Самсона и Гедеона в церковной гимнографии
  • Грицкевич В. Д., иер. - Проблема перевода Рим. 1:4
  • Будянский В. С. - Новозаветная экзегетика таинства
  • Мигалко И. Ю. - Протоиерей Евгений Воронцов — преподаватель Московской духовной академии
  • Парахин С. А. - Родословие Иисуса Христа (Мф. 1: 1-16, Лк. 3: 23-38) в контексте учения о царском священстве
  • Удод Д. О., диак. - Анализ проблемных мест Кумрано-ессейской гипотезы
  • Смирнов А. А. - Исторические предпосылки возникновения библейской критики как научной дисциплины
  • Никитенко Д. М., иер. - Метафора брака у Великих пророков
  • Юрочко Н. П. - Слава Божия в Четвероевангелии
  • Иванов Л. В. - Историко-филологический анализ Лев. 20: 1-5
  • Савельев А. А. - Взгляд на журналистику через призму Священного Писания 
Для заметок

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vital