Экзегетика и герменевтика Священного Писания - 1

Московская православная духовная академия - Экзегетика и герменевтика Священного Писания - Выпуск 1
В сборнике представлены тексты докладов, прочитанных на I и II Богословских научных конференциях «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», проводившихся в Московской православной духовной академии 27.10.2005 и 22-23.11.2006.
Издано при содействии Петра Александровича Короткова.
Электронный вариант данного сборника и другие материалы по библейским исследованиям доступны на сайте Кафедры библеистики МДА по адресу: www.bible-mda.ru.
 

Московская православная духовная академия - Экзегетика и герменевтика Священного Писания - Выпуск 1

Кафедра   библеистики   Московской   православной   духовной академии, 2007.
 

Московская православная духовная академия - Экзегетика и герменевтика Священного Писания  - Содержание

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
  • Приветствие участникам II Богословской научной конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
Протоиерей Леонид Грилихес.
  • Евангельская проповедь и литература раннего иудаизма
А.И. Сидоров.
  • Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II – начало VIII вв.)
Игумен Дионисий (Шленов).
  • «За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте  христологических споров
С.А. Степанцов.
  • Проповеди блаж. Августина о Преображении
П.К. Доброцветов.
  • Священное Писание как предмет созерцания у прп. Максима Исповедника
  •  Учение о ступенях последовательного развития греха, добродетели и богопознания в экзегетическом произведении прп. Максима Исповедника «Вопросы и затруднения»
Священник Димитрий Юревич.
  • Экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета на примере пророчества Исаии об Эммануиле (Ис. 7:14−16)
  • Обрядовые постановления Моисеева закона: их историческое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции
С.Ю. Жуков.
  • Особенности экзегезы блаж. Иеронима Стридонского в его творении «Еврейские вопросы на книгу Бытия»
А.С. Десницкий.
  • «Сыны Божьи» — люди или духи? История толкований на Бытие 6:1–4 
А.Б. Сомов.
  • Интерпретация Евангелия от Луки 20:34–36 в контексте иудейских представлений об ангелах и богосыновстве
 
Приложения
Программа I Богословской научной конференции
Программа II Богословской научной конференции
Отчет о II Богословской научной конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
 

Московская православная духовная академия - Экзегетика и герменевтика Священного Писания - Выпуск 1  - «Сыны Божьи» — люди или духи? История толкований на Бытие 6:1-4

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, кандидат филологических наук, научный сотрудник ИВ РАН и ИПБ
 
Год назад я говорил в этой аудитории о том, какие точки соприкосновения можно найти у святоотеческой экзегезы и современной научной библеистики. Но в этом году я хочу показать один пример, где между ними вообще трудно провести границу. Это довольно трудное место из Священного Писания, на которое существуют два основных толкования, причем оба из них представлены и   в   святоотеческой   традиции,   и   в  современной   науке.   Граница между ними проходит перпендикулярно границе между Преданием и наукой. Это самое начало шестой главы Бытия, где рассказывается о состоянии, в котором пребывало тогдашнее человечество.
 
Синодальный перевод
1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2  тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
Перевод М.Г. Селезнева
 
1 Людей на земле становилось все больше. У них рождались дочери, 2 и, видя красоту дочерей человеческих, сыны Божьи брали их себе в жены, кому какая понравится.
3 И сказал Господь:
— Мое дыхание в человеке — не навсегда. Он всего лишь плоть, и пусть срок его жизни будет сто двадцать лет.
4 В ту пору (как и позже) были на земле исполины, ибо сыны Божьи приходили к дочерям человеческим, а те рожали от них детей. Богатыри былых времен, они прославили свое имя.
 
К этой истории можно задать несколько вопросов:
• Кто такие «сыны Божьи»?
• В каком смысле они «брали себе в жены» «дочерей человеческих»?
• Что такое  «сто двадцать лет»: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до потопа?
• Кто такие «исполины»?
• Какое отношение они имеют к бракам «сынов Божьих и дочерей человеческих»?
 
Но ключевым здесь, конечно же, будет вопрос о «сынах Божьих» — от ответа на него будут зависеть и остальные ответы.
 
В   этой   статье   мы   рассмотрим   в   общих   чертах   историю толкования этого отрывка. Можно было бы ожидать, что здесь традиционный, критический и посткритический подход предложат разные ответы. Отчасти это действительно так, но только отчасти. Впрочем, прежде, чем делать выводы, ознакомимся с материалом, рассмотрев различные гипотезы по порядку. Разумеется, это место толковалось бессчетное число раз, и даже перечислить все комментарии, в которых оно упоминается, и все посвященные ему статьи нет никакой возможности. Но в этом нет и необходимости — разные мнения укладываются в две основные гипотезы:
 
(1) «сыны Божьи»  — это люди, возможно, особо благочестивые или особо влиятельные, и (2) «сыны Божьи» — это духовные существа, возможно, падшие ангелы. Достаточно будет рассмотреть в общих чертах происхождение этих гипотез и основные аргументы в пользу каждой из них.
 
Очень любопытный пример столкновения двух традиций истолкования этого места, каждая из которых осознает себя именно как традиция, и сознательно отвергает другую — спор эфиопских богословов с иезуитскими миссионерами в начале  XVII  века, засвидетельствованный   португальским   иезуитом   Педру   Паэшем (Pedro  Paez).   Эфиопы,   ссылаясь   на   свои   канонические   тексты (Книга Еноха и Книга Юбилеев, в Эфиопской Церкви — и только в ней   —   входящие   в   состав   Библии),   настаивали,   что  «сыны Божьи»  были   ангелами;   иезуит,   категорически   отвергая   эти «басни»,   считал   их   людьми   —   потомками   Сифа.   При   этом   он, естественно, опирался на католическую традицию экзегезы. Как же возникли два этих столь различных понимания?
 
«Сыны Божьи» — это люди?
 
В качестве наиболее авторитетного для христиан традиционного   комментария   можно   назвать   22-ю   Беседу   на   Бытие свт. Иоанна Златоуста, который со свойственной ему эмоциональностью спорит с некими оппонентами: «нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно, ‹…› дабы вы простодушно не слушали тех,  которые   произносят  хульные  речи  и   дерзают  говорить  на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их будто бы Писание назвало сынами Божьими.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя professor Dmitry