Каким же образом можно на практике воспользоваться выводом, или, точнее, констатацией того, что религия (как и все остальное) представляет собой систему? В данном случае речь пойдет о том, что анализ различных аспектов религии проводится в синхронии; обращение же к диахронии является одной из возможных аналитических операций, однако ее вполне возможно избежать; но если искомая операция все же предпринята, приходится беспрестанно соотноситься с постоянно возникающими новыми измерениями бесконечно сложных частей.
Исходя из данной точки зрения, у религии нет «истории», история же в отдельно взятый момент являет собой не «религию» в целом, а всего лишь некоторые отдель ные ее аспекты. Ибо любая религия является, во-первых, бесконечно сложной системой, а во-вторых, частью этой системы, сформировавшейся в ходе ее истории; таким образом, только одна бесконечно малая частица этой части предстает перед нами в момент, который можно определить как «текущий». «Текущий момент» буддизма гораздо менее сложен, нежели буддизм, который был (и продолжает быть) прежде, но вместе с тем последний также являет собой урезанный вариант — по отношению к системе буддизма в целом, в ее идеальной форме (т. е. включая все возможные ответвления от целого, явившегося на свет благодаря определенным предпосылкам, условиям существования и т. п.).
Элиаде Мирча, Кулиано Ион - Словарь религий, обрядов и верований
Пер. с фр. Н. Зубкова, Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой
М.: Академический проект, 2019, 382 с.
Сеия "Философские технологии: религиоведение"
ISBN 978-5-8291-2345-1
Элиаде Мирча, Кулиано Ион - Словарь религий, обрядов и верований - Содержание
«Словарь» и его авторы (предисловие редактора)
Введение. Религия как система
Библиография и сокращения
- 1. Австралия
- 2. Северная Америка
- 3. Центральная Америка
- 4. Южная Америка
- 5. Африка
- 6. Буддизм
- 7. Германцы
- 8. Греческая религия
- 9. Даосизм
- 10. Джайнизм
- 11. Дуалистические религии
- 12. Египетская религия
- 13. Зороастризм
- 14. Индоевропейцы
- 15. Индуизм
- 16. Ислам
- 17. Иудаизм
- 18. Кельты
- 19. Конфуцианство
- 20. Месопотамия
- 21. Океания
- 22. Первобытное общество
- 23. Римляне
- 24. Синтоизм
- 25. Славянские и прибалтийские народы
- 26. Тайные культы (мистерии)
- 27. Тибет
- 28. Финикия
- 29. Фракийцы
- 30. Хетты
- 31. Христианство
- 32. Шаманизм
- 33. Эллинизм
Алфавитный указатель и комментарии
Для историка религий знаменательно всякое проявление священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины. Приведу свои же слова: «Трудно представить, как мог бы действовать человеческий разум без убеждения, что в мире есть нечто бесспорно настоящее; и нельзя представить, как могло возникнуть сознание, если бы человек не придавал смысл своим импульсам и переживаниям. Осознание же настоящего и полного смысла мира тесно связано с открытием священного. Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т. е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно…
Коротко говоря, «священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории… На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть — а еще вернее, стать — человеком означает быть «религиозным» («La Nostalgie des Origines», 1969, p. 7 sq.).
Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей - Том 1 - От каменного века до элевсинских мистерий
Пер. с фр. Н.Н. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.Н. Стефанова
4-е изд.
М.: Академический проект, 2020, 432 с.
Серия "Философские технологии: религиоведение"
ISBN 978-5-8291-3294-1
Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей - Том 1 - От каменного века до элевсинских мистерий - Оглавление
Введение
- Глава I. Вначале… Магико-религиозное поведение человека эпохи палеолита
- Глава II. Самая долгая революция: открытие земледелия — мезолит и неолит
- Глава III. Религии Месопотамии
- Глава IV. Религиозные идеи и политические кризисы в Древнем Египте
- Глава V. Мегалиты, храмы, церемониальные центры: запад Европы, Средиземноморье, долина Инда
- Глава VI. Религия хеттов и ханаанеев
- Глава VII. «Когда Израиль был младенцем…»Глава VIII. Религия индоевропейцев. Ведийские боги
- Глава IX. Индия до Гаутамы Будды: от космического жертвоприношения до высшего тождества «Атман-Брахман»
- Глава X. Зевс и греческая религия
- Глава XI. Олимпийцы и Герои
- Глава XII. Элевсинские мистерии
- Глава XIII. Заратустра и религия иранцев
- Глава XIV. Религия Израиля во времена царей и пророковГлава XV. Дионис, или Возвращенное блаженство
Сокращения
Критическая библиография
Указатель
Послесловие (В.Я. Петрухин)
Комментарии (В.Я. Петрухин)
Для изысканий по истории культуры, равно как и по истории религий, Китай представляет собой исключительно благодатное поле. Действительно, самые ранние археологические свидетельства восходят к VI и V тысячелетиям до н. э.; в целом ряде случаев можно наблюдать преемственность разных доисторических культур и даже точно определить их вклад в формирование классической китайской цивилизации.
С другой стороны, так же, как китайский народ сложился в результате различных этнических сочетаний, так и его культура представляет собой сложный и оригинальный синтез, в котором, однако, возможно выявить многие составляющие.
Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей - Том 2 - От Гаутамы Будды до триумфа Христианства
Пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, Н.Н. Кулаковой, А.А. Старостиной
4е изд.
М.: Академический проект, 2020, 495 с.
Серия "Философские технологии: религиоведение"
ISBN 978-5-8291-3295-8
Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей - Том 2 - От Гаутамы Будды до триумфа Христианства - Оглавление
От автора
- Глава XVI. Религии Древнего Китая
- Глава XVII. Брахманизм и индуизм: первые философские доктрины и способы спасения
- Глава XVIII. Будда и его современники
- Глава XIX. Послание Будды: от страха вечного возвращения к блаженству несказанного
- Глава XX. Римская религия: от истоков до вакханалий (прибл. 186 г. до н. э.)
- Глава XXI. Кельты, германцы, фракийцы и геты
- Глава XXII. Орфей, Пифагор и новая эсхатология
- Глава XXIII. История буддизма от Махакашьяпы до Нагарджуны
- Глава XXIV. Синтез индуизма: «Махабхарата» и «Бхагавадгита»
- Глава XXV. Испытания для иудейства: от апокалипсисов до возвышения Торы
- Глава XXVI. Синкретизм и творчество в эллинистическую эпоху: обещание спасения
- Глава ХХVII. Новый иранский синтез
- Глава ХХIХ. Язычество, христианство и гнозис в эпоху императоров
- Глава XXX. Сумерки богов
Сокращения
Критическая библиография
Указатель
Послесловие
Комментарии
В 474 г. последний римский император Запада Ромул Августул был низложен предводителем варваров Одоакром. Долгое время историки условно считали 474 г. рубежом между Античностью и Средневековьем. Однако в посмертном (1937) издании книги Анри Пиренна «Магомет и Карл Великий» этот во прос был поставлен под совершенно другим углом. Знаменитый бельгийский историк привлекает внимание к нескольким показательным явлениям. Например, к тому, что имперские социальные структуры продолжают свое существование на протяжении еще двух последующих веков.
Более того, варварские короли VI и VII вв. пользуются римскими принципами управления и сохраняют звания и титулы, унаследованные от времен империи. К тому же не прекращаются торговые отношения с Византией и Азией. По мнению Пиренна, разрыв между Западом и Востоком произошел в VIII в., и причиной ему послужило мусульманское нашествие. Изолированный от культурных центров Средиземноморья, разоряемый постоянными набегами и внутренними распрями, Запад погружается в пучину «варварства». Из руин восстанет новое общество, которое будет основано на сельскохозяйственной автономии и примет форму феодализма. Упорядочить этот новый мир, мир Средневековья, удастся Карлу Великому.
Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей - Том 3 - От Магомета до Реформации
Пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, А.Д. Давыдова, Н.Н. Кулаковой, А.А. Старостиной
М.: Академический проект, 2020, 349 с.
Серия "Философские технологии: религиоведение"
ISBN 978-8-5-8291-3296-5
Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей - Том 3 - От Магомета до Реформации - Оглавление
От автора
- Глава XXXI. Религии Древней Евразии: тюрко-монголы, финно-угры, балто-славяне
- Глава XXXII. Христианские церкви до иконоборческой смуты (VIII–IX вв.)
- Глава XXXIII. Магомет и расцвет ислама
- Глава XXXIV. Западное католичество от Карла Великого до Иоахима Флорского
- Глава XXXV. Мусульманское богословие и мистика
- Глава XXXVI. Иудаизм от восстания Бар Кохбы до хасидизма
- Глава XXXVII. Религиозные течения в Европе: от позднего Средневековья до начала Реформации
- Глава XXXVIII. Религия, магия и герметическая традиция до и после Реформации
- Глава XXXIX. Тибетские религии
Сокращения
Критическая библиография
Указатель
Послесловие (В.Я. Петрухин)
Комментарии (В.Я. Петрухин)
Нельзя сказать, что науки в нашем веке устаревают слишком быстро, ведь у них есть особая привилегия — не спешить навстречу своей смерти. И все же как быстро меняется их облик! Религиоведение в этом отношении ничем не отличается от наук о числах или о небесных светилах.
Лет пятьдесят тому назад, и даже позднее, ученые верили: еще немного — и все можно будет объяснить, сведя религиозные феномены к некоему единому первоэлементу, растворив их в какомто общем понятии, извлеченном на свет из глубины южных морей, ибо все религии, от самых примитивных до самых сложных, суть лишь различные проявления этой маны, этой рассеянной по всему миру загадочной силы, которая лишена собственных очертаний, но может принимать любые формы; этой не поддающейся описанию субстанции, чьим характерным свойством и является способность ставить в тупик нашу мысль.
Элиаде Мирча - Трактат по истории религий
Пер. с фр. А. А. Васильева
М.: Академический проект, 2018, 394 с.
Серия "Философские технологии: религиоведение"
ISBN 978-5-8291-2236-2
Элиаде Мирча - Трактат по истории религий - Оглавление
Предисловие (Ж. Дюмезиль)
Предисловие автора
- Глава 1. Предварительные замечания: структура и морфология сакрального
- Глава 2. Небо: боги Неба, небесные обряды и символы
- Глава 3. Солнце и солярные культы
- Глава 4. Луна и мистика Луны
- Глава 5. Вода и символика вод
- Глава 6. Сакральные камни: эпифании, знаки и формы
- Глава 7. Земля, женщина и плодовитость
- Глава 8. Растительность. Символы и обряды обновления
- Глава 9. Земледелие и культы плодородия
- Глава 10. Сакральное пространство: храм, дворец, «центр мира»
- Глава 11. Сакральное время и миф о вечном возвращении
- Глава 12. Морфология и функция мифов
- Глава 13. Структура символов
Заключение
«Аспекты мифа» — небольшая, но очень емкая и яркая книга, в которой сложность исследуемой проблемы сполна компенсируется легкостью литературного языка, а насыщенность повествования — четкой структурой изложения. Именно эти достоинства выделяют ее среди безусловно неординарных работ Мирчи Элиаде (1907–1986) — одного из выдающихся религиоведов и культурологов ХХ в. Эта книга представляет собой сжатое изложение его фундаментального труда, впервые вышедшего в Париже в 1949 г. под названием «Трактат по истории религий» («Traite d’Histoire des Religions»).
Работать над ним Элиаде начал в 1940 г., когда, оказавшись в Англии, получил возможность посещать библиотеки Британского музея и Оксфорда, а задумал, вероятно, еще раньше, поскольку основу «Трактата» составил курс лекций по истории религий, прочитанный им в тридцатые годы в Бухарестском университете. Сам Элиаде придавал этой работе большое значение и считал своим основным трудом по феноменологии религий, исследующим структуру и морфологию сакрального. Через всю книгу автор проводит идею о непреходящей «ностальгии по раю» и стремлении к сакрализации Космоса. Он касается здесь функций мифа и символических структур как универсальных способов ориентации человека в мире.
Элиаде Мирча - Аспекты мифа
Пер. с фр. В.П. Большакова
6-е изд.
М.: Академический проект, 2020, 235 с.
Серия "Философские технологии: религиоведение"
ISBN 978-5-8291-3271-2
Элиаде Мирча - Аспекты мифа - Оглавление
Мифы Мирчи Элиаде
Предисловие
- Глава I. Структура мифов
- Глава II. Магическое значение мифов о происхождении мира
- Глава III. Мифы и ритуалы обновления
- Глава IV. Эсхатология и космогония
- Глава V. Время может быть укрощено
- Глава VI. Мифология, онтология, история
- Глава VII. Мифы памяти и забвения
- Глава VIII. Величие и упадок мифов
- Глава IX. Пережитки и скрытые формы мифа
Приложение 1. Мифы и волшебные сказки
Приложение 2. Избранная библиография
Комментарии
Е. Строганова. М. Элиаде: жизнь и творчество
Библиография
Главы этой книги не претендуют на систематическое исследование взаимосвязей между определенными составными частями религиозного космоса, такими как мифы и таинства, и миром сновидений. Эта проблема может пленить психолога или даже философа, но имеет меньшую значимость для историка религий, а именно в этом качестве я подготовил нижеследующие выкладки для прочтения. Дело не в том, что историку религий нечего почерпнуть из всех последних открытий аналитической психологии.
Он просто не обязан отказываться от точки зрения, соответствующей его собственной задаче понимания различных религиозных мировоззрений, открываемых его документами. Поступая таким образом, он просто взял бы на себя работу психолога, и можно с уверенностью сказать, что ничего бы этим не добился.
Элиаде Мирча - Мифы, сновидения, мистерии
Пер. с англ. А.П. Хомика
М.: Академиче ский проект, 2019, 254 с.
Серия "Философские технологии. Религиоведение"
ISBN 978-5-8291-2304-8
Элиаде Мирча - Мифы, сновидения, мистерии - Содержание
Предисловие к английскому изданию
Предисловие к первому изданию
Современные верования
- I. Мифы современного мира
- II. Миф о благородном дикаре, или Престиж начала
- III. Ностальгия по раю в примитивных преданиях
- IV. Чувственное восприятие и мистические переживания у примитивных людей
- V. Символизм вознесения и «сны наяву»
- VI. Сила и священность в истории религий
- VII. Мать-Земля и космические иерогамии
- VIII. Таинства и духовное возрождение
- IX. Религиозный символизм и обеспокоенность современного человека
Насколько нам известно, предлагаемое вниманию читателя исследование является первой попыткой охватить весь комплекс шаманизма и определить его место в общей истории религий; это уже само по себе говорит о неизбежном несовершенстве, неточности и риске предпринятой нами работы. Сегодня мы располагаем массой материалов, касающихся различных типов шаманизма: сибирского, северо- и южноамериканского, индонезийского, народов Океании и т. д. С другой стороны, ряд во многих отношениях превосходных работ положил начало этнологическому, социологическому и психологическому исследованию шаманизма (или, точнее, его отдельных типов).
Однако кроме нескольких достойных внимания исключений обширной литературы по шаманизму — мы имеем в виду преж де всего труды Харвы (Хольмберга) об алтайском шаманизме, — многие авторы пренебрегли интерпретацией этого чрезвычайно сложного явления в рамках общей истории религий. Поэтому мы попытались осмыслить и представить шаманизм именно с точки зрения историка религий.
Элиаде Мирча - Шаманизм - Архаические техники экстаза
Пер. с фр.
М.: Академический проект, 2019, 399 с.
Серия "Философские технологии"
ISBN 978-5-8291-2385-7
Элиаде Мирча - Шаманизм - Архаические техники экстаза - Оглавление
Предисловие
Предисловие ко второму изданию
- ГЛАВА 1 Общие замечания. Методы отбора. Шаманизм и мистическое призвание
- ГЛАВА 2 Инициационные болезни и сны
- ГЛАВА 3 Обретение шаманского могущества
- ГЛАВА 4 Шаманское посвящение
- ГЛАВА 5 Символика шаманского наряда и бубна
- ГЛАВА 6 Шаманизм в Средней и Северной Азии: I. Восхождение на небо, спуск в преисподнюю
- ГЛАВА 7 Шаманизм в Средней и Северной Азии: II. Магическое исцеление. Шаман — проводник душ
- ГЛАВА 8 Шаманизм и космология
- ГЛАВА 9 Северо- и южно-американский шаманизм
- ГЛАВА 10 Шаманизм в Юго-Восточной Азии и Океании
- ГЛАВА 11 Шаманские идеологии и техники у индоевропейцев
- ГЛАВА 12 Шаманские символики и техники в Тибете, Китае и на Дальнем Востоке
- ГЛАВА 13 Параллельные мифы, символы и ритуалы
ВЫВОДЫ. Формирование североазиатского шаманизма
Эпилог
Примечания
Летом 1928 г. в судьбе Мирчи Элиаде, молодого выпускника Бухарестского университета, произошел коренной поворот. Еще весной этого же года он написал письмо махарадже карликового индийского государства Кассимбазар Маниндрачандре Нанди (1860–1929), который славился своей бескорыстной помощью различным индийским учреждениям культуры, науки и образования. Элиаде просил правителя Кассимбазара предоставить ему финансовые и материальные возможности для того, чтобы заняться в Калькутте написанием диссертации и «поработать пару лет с Дасгуптой, живя достаточно скромно, как живут индийские студенты».
Упомянутому в этом послании знаменитому ученому Сурендранатху Дасгупте молодой румынский философ и филолог был обязан ростом своего интереса к индийской духовной культуре: незадолго до того Элиаде познакомился с первым томом его «Истории индийской философии». И вот пришел ответ от махараджи. Он любезно соглашался создать будущему диссертанту все необходимые условия для работы.
Элиаде Мирча - Йога: бессмертие и свобода
Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и приме ч. С.В. Пахомова
М.: Академиче ский проект, 2019, 427 с.
Серия "Философские технологии"
ISBN 978-5-8291-2392-5
Элиаде Мирча - Йога: бессмертие и свобода - Оглавление
Предисловие переводчика. Элиаде и йога (С.В. Пахомов)
Предисловие
- Глава первая Учение йоги
- Глава вторая Техники достижения самоконтроля
- Глава третья Йога и брахманизм
- Глава четвертая Триумф йоги
- Глава пятая Йогические практики в буддизме
- Глава шестая Йога и тантризм
- Глава седьмая Йога и алхимия
- Глава восьмая Йога и аборигенная Индия
Заключение
Приложения
Сокращения
Библиография
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо, фантастика прямо,