О богослужении Православной Церкви - Церковный звон

Митрополит Вениамин (Федченков) - О богослужении Православной Церкви
«Литургией», или, <в переводе> с греческого языка, — «общим делом», общим священнодействием, общею службою называлось в древности все богослужение целиком: оно состояло, как увидим сейчас, из разных частей и заканчивалось Евхаристией. И только впоследствии это слово «Литургия» осталось за главной частью богослужения — Евхаристией, а прочие части получили другое наименование в зависимости от времени совершения (вечерня, повечерие, утреня, часы). Из чего состояла тогда эта «общая служба»? Нетрудно сложить современные части — вечерню, утреню, часы и обедню, — но нельзя думать, что именно такова и была Литургия.
 
Все это осложнилось, выработалось, оформилось позднее и постепенно. Вначале же было и проще, и иначе располагалось, но вместе с тем существенное было и тогда то же самое, что и теперь: Евхаристия, Святое Причащение, Евхаристический канон были почти одинаковы в своем строе, смысле и молитвах. Разве что в первые времена благодарственно-радостный элемент был еще сильнее, чем теперь; а постепенно, с ослаблением христианской жизни и благодати, стали больше, чем прежде, проникать покаянные струи, моления, прошения, сокрушение, страх Божий; и тогда стал оттеняться искупительный характер Жертвы более, чем благодарственный, радостно-любящий, и самое слово «Евхаристия» (благодарение) стало как бы меркнуть. 
 

Митрополит Вениамин (Федченков) - О богослужении Православной Церкви

Москва: Отчий дом, 2017. 360 с.
Серия «Наследие»
ISBN 978-5-906241-26-9
 

Митрополит Вениамин (Федченков) - О богослужении Православной Церкви - Содержание

А. К. Светозарский. Непочатое богатство 
Строй православного богослужения (Несколько слов о молитве) 
  • Вместо предисловия 
  • Психология молитв 
  • Основные элементы молитв 
  • Материал и строй богослужения 
Мысли о литургии верных
  • Введение 
  • Предисловие 
  • Основной смысл и характер Евхаристического канона. «Жертва хваления» 
  • Благодарность, хвала, славословие
  • Вечеря любви
  • Брак Агнца 
  • Новый Завет 
  • Царство Пресвятой Троицы
  • Единство любви 
  • Внутреннее состояние молящихся 
  • Хвала и надежда 
  • Участие в Брачной вечери 
  • Приобщение 
  • Благодарение за Причащение 
  • Отпустительная часть. «С миром изыдем» 
  • Символический смысл Литургии 
  • Плоды Святого Причащения 

Мария Александровна Иванова - Церковный звонВеличественным Действом, прославляющим святость Православного Богослужения, является русский колокольный звон. Праздничный трезвон «во вся» или скорбный перезвон несут в себе не просто смысл литургического События, но и являют собой особое Таинство. Первые удары Благовеста... и каждый слышащий невольно становится сопричастным Богослужению. Благодатным образом преображается внешнее пространство. Исчезает суета и озлобленность. Видимый мир становится отражением Вечности. Именно на Руси многообразие колокольных звонов задавало ритм повседневной жизни, скрашивало будни, укрепляло силы в постовое время, призывало к единению и миру в дни всенародных торжеств.
 
Однако долог и сложен был путь становления традиции церковного звона. Наиболее древней его формой являлось ударение - способ звуковой регламентации монастырской жизни посредством поочередных ударов колотушкой по деревянному или металлическому брусу (билу).
 
Одной из богатейших традиций ударения, повлиявшей на развитие национальных основ церковного звона стала студийская, впервые зафиксированная в уставе-«Начертании» константинопольского монастыря Феодора Студита. Приняв в конце XI в. Студийский устав, русские монастыри сохранили византийский образ ударения и вместе с тем обогатили его самобытными чертами, национальным звучанием и символикой. Именно на основе студийской традиции создавались уникальные элементы звуковой регламентации, которые со временем были утрачены в связи с принятием в XIV-XV вв. Русской Православной Церковью Иерусалимского устава.
 

Мария Александровна Иванова - Церковный звон: истоки и традиции

М.: Колокольный центр, 2010. - 184 с.
ISBN 978-5-903600-07-6
 

Мария Александровна Иванова - Церковный звон: истоки и традиции - Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Традиции церковного призыва в восточно-христианских монастырях
  • Истоки традиции звуковой регламентации
  • Правила ударения в обители Феодора Студита
  • Традиции призыва в студийских монастырях
ГЛАВА 2. Традиции звуковой регламентации в повседневной жизни русских монастырей XI-XIV вв.
  • Церковный призыв на Руси в конце XI в.
  • Становление самобытных традиций ударения
  • Заключение
  • Приложения
  • Список приложений
Примечания
Список источников и литературы
Список принятых сокращений
Предметно-терминологический указатель
Словарь литургических терминов
Содержание

Архимандрит Спиридон - Проскомидия
По входе в алтарь совершается перед Престолом три поклона с крестным знамением: два - до, а третий - после целования и целование Святого Креста и Святого Престола.
 
В действующей практике всегда, когда священнослужители прикладываются к Престолу или к иконе, они вначале крестятся дважды, потом прикладываются, и в заключение еще раз крестятся. "Крестятся" - термин неясный и неточный. Крестное знамение - это одно, а поклон - другое, и оба могут быть вместе не связаны. Например, крестное знамение, как только осенение себя им, без всякого поклона, совершается: при осенений нас крестом иереем или архиереем (как на многолетии, на «Призри с небесе, Боже...»), при пасхальном приветствии кадящаго с крестом иерея, при словах «Христос, истинный Бог наш...» (на отпусте), при словах «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...», при словах «Спаси, Боже, люди Твоя...» и прочее.
 

Архимандрит Спиридон (Лукич) - Проскомидия или Практическое руководство для совершения Божественной Литургии

(Приложение к альманаху «Жизнь Вечная»)
Москва: «Жизнь Вечная», 2001.-176 с.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat christifid