Материалом для настоящей работы будет служить доступная нам агиографическая житийная литература Древней Руси.
Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники.
С XVI века, в связи с ростом московского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. Митрополит Макарий при Грозном с целым штатом сотрудников - грамотеев более двадцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник Великих Четьих Миней, в котором жития святых заняли почетное место.
Среди лучших писателей Древней Руси посвятили свое перо прославлению угодников Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.
Георгий Петрович Федотов - Собрание сочинений в 12 томах - Том 8 - Святые Древней Руси
Примеч. С.С. Бычков
М.: Мартис, 2000. - 268 с.
ISBN: 5- 7248-0037-3
ISBN: 5- 7248-0070-5, т. 8
Георгий Петрович Федотов - Собрание сочинений в 12 томах - Том 8 - Святые Древней Руси - Содержание
Введение
- Глава 1. Борис и Глеб - святые страстотерпцы
- Глава 2. Преподобный Феодосий Печерский
- Глава 3. Святые Киево-Печерского патерика
- Глава 4. Преподобный Авраамий Смоленский
- Глава 5. Святые князья
- Глава 6. Святители
- Глава 7. Святитель Стефан Пермский
- Глава 8. Преподобный Сергий Радонежский
- Глава 9. Северная Фиваида
- Глава 10. Преподобный Нил Сорский
- Глава 11. Преподобный Иосиф Волоцкий
- Глава 12. Трагедия древнерусской святости
- Глава 13. Юродивые
- Глава 14. Святые миряне и жены
- Глава 15. Легендарные мотивы в русских житиях
Заключение
Указатель литературы
Список сокращений
Приложение
Трагедия древнерусской святости
Н. А. Клепинин. «Святой и благоверный великий князь Александр Невский»
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Георгий Петрович Федотов - Собрание сочинений в 12 томах - Том 8 - Святые Древней Руси - Введение
Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями.
Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризованной русской культуры. Ставя перед собой грандиозную задачу ее оцерковления, ее обратного включения в тело вселенской Церкви, мы обязаны специфицировать вселенское задание христианства: найти ту особую ветвь на Лозе, которая отмечена нашим именем: русскую ветвь православия.
Удачное разрешение этой задачи (конечно, в практике, в духовной жизни) спасет нас от большой ошибки. Мы не будем приравнивать, как часто это делаем, русского к православному, поняв, что русская тема есть тема частная, а православная - всеобъемлющая, и это спасет нас от духовной гордыни, искажающей нередко русскую национально -религиозную мысль. С другой стороны, осознание нашего личного исторического пути поможет нам сосредоточить на нем возможно более организованные усилия, избавив, может быть, от бесплодной растраты сил на чужих, нам непосильных дорогах.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: