Современное богословие
Книга П. Н. Евдокимова, известного богослова "парижской" школы русской эмиграции, впервые опубликованная в 1959 г. на французском языке, является фундаментальным исследованием, создающим оригинальный синтез православной мысли. Рассматривая православное предание на различных уровнях (антропология обожения, тайна и молитва церкви, богословие иконы...), автор показывает внутреннюю цель православной жизни: служение Христу в учении, богослужении и в жизни, приводящее к обожению твари как основной цели тварного бытия.
П. Н. Евдокимов был студентом первого выпуска Богословского института, основанного в Париже в 1925 году, и ближайшим учеником о. Сергия Булгакова, профессора догматического богословия и декана Богословского института вплоть до своей смерти в 1944 году.
П. Н. Евдокимов был студентом первого выпуска Богословского института, основанного в Париже в 1925 году, и ближайшим учеником о. Сергия Булгакова, профессора догматического богословия и декана Богословского института вплоть до своей смерти в 1944 году.
С 1959 года до самой безвременной кончины, Павел Николаевич преподавал нравственное богословие и был одним из видных представителей Института и глашатаев православия в западном мире.
Павел Евдокимов - Православие
Перевод с французского: Сергей Гриб
(Серия «Современное богословие»).
М.: Издательство ББИ, 2002. - 500 с: илл.
ISBN 5-89647-053-3
Павел Евдокимов - Православие - Содержание
Предисловие
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. Введение
- Глава II. Византия после Византии
- Глава III. Pro Domo Sua
Часть первая. АНТРОПОЛОГИЯ
- Глава I. Восточные предпосылки святоотеческого богословия
- Глава II. Антропология
- Глава III. Начала и концы
- Глава IV. Антропология обожения
- Глава V. Аскетизм
- Глава VI. Мистический опыт
Часть вторая. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ
Часть третья. ВЕРА ЦЕРКВИ
- Глава I. Догмат
- Глава II. Догматическая деятельность соборов и их наследие
- Глава III. Каноническое право
- Глава IV. Библия
- Глава V. In dubiis libertas
- Глава VI. Предание
Часть четвертая. МОЛИТВА ЦЕРКВИ
- Глава I. Категория священного. Священное время
- Глава II. Введение в икону
- Глава III. Богослужение
- Глава IV. Таинства
Часть пятая. ЭСХАТОН, ИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА
- Глава I. Церковь в мире и последние времена
- Глава II. Эсхатология
- Глава III. Православие и инославие
Библиография
Иллюстрации
Павел Евдокимов - Православие - Введение
Книга "Православие" начинается с исторического введения. Непросто предложить "тайноводство" православия западному читателю, воспитанному на основах католического или протестантского благочестия. Для католика, вскормленного Декартом или Фомой Аквинатом и всем схоластическим наследием, для протестанта, выросшего на почве Лютера или Кальвина, встреча с православием может быть настоящим шоком, имеющим двоякое последствие, — либо отталкивание от непривычной духовности, от кажущегося чрезмерного эстетизма, от давящего ритуализма и даже уставщичества, — либо пленение духовной красотой, чувством запредельности и, вместе с тем, близостью божественной тайны.
Представлять православие можно только "коленопреклоненно", молитвенно, с чувством глубокого смирения и собственного недостоинства перед величием тайны православия.
Перефразируя слова Тютчева, можно и о православии сказать:
Умом Православия не понять,
Аршином общим не измерить,
У Него особенная стать,
В Православие можно только верить.
Аршином общим не измерить,
У Него особенная стать,
В Православие можно только верить.
Потому и язык всякого "изложения" о православии должен быть созвучен своему таинственному, мистическому содержанию, должен быть навеян молитвой, чувством духовной красоты и света, одним словом, должен вводить в тишину молитвенного, внутреннего делания. Все это мы находим в книге, которую я почитаю за честь "представить" русскому читателю.
Подобно тому, как П.Н. Евдокимов оказался "путеводной звездой" восточного православия в западных странах, так теперь, по прошествии более 30-ти лет, посмертное издание на русском языке возвращает православное наследие, выросшее на Западе, в русские сердца. Я не буду последовательно, по главам излагать содержание этой книги, а остановлюсь лишь на некоторых, самых существенных сторонах этого замечательного труда.
Как это часто бывает в книгах и в музыкальных произведениях, вводная глава дает, наподобие музыкальной прелюдии или "пролога", основные черты православия, — тайна Богочеловечества, определяющего само бытие Церкви, Тела Христова, в котором призваны сочетаться в духовной гармонии и единстве порядок и свобода, предание и творчество, послушание и радость.
Деление книги на пять частей коренным образом отличается от метода изложения учебников догматического богословия.
Первая часть, посвященная антропологии, указует на судьбу человека от начала, от райского первозданного бытия, — человека, созданного по образу Божию и призванного к богоподобию через послушание Божией заповеди, отпавшего от богообщения в юдоль греха и смерти, но не потерявшего в тайниках сердца печати образа Божия и ностальгии о потерянном рае.
Протопресвитер Борис Бобринский,
декан Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже
декан Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
спасибо