Грубар - Иуда - предатель или жертва

Грубар,  Сьюзан. Иуда:  предатель  или  жертва?
Что  может  побудить  биографа  взяться  за  написание  истории  жизни  персонажа,  о  котором  известно  так  мало?  Большинство  таких  биографических  исследований  обычно  начинаются  или  заканчиваются  предложениями  типа:  «Родившийся  в  городе  таком-то  в  году  таком-то,  наш  герой  умер тогда-то  от  того-то».  Они  включают  семейные  генеалогии, интервью  с  потомками  и  друзьями,  описания  домов  и  любимых  мест,  цитаты  из  публичных  выступлений,  фрагменты личных  писем  и  дневников,  случаи  из  детства,  повлиявшие на  формирование  личности  героя,  свидетельства  переломных  моментов  или  судьбоносных  встреч  в  его  молодости  и зрелом  возрасте. 
 
Подобными  сведениями  биографы  Иуды, увы,  не  располагают.  Возможно,  именно  поэтому,  несмотря на  богатый  арсенал  произведений,  созданных  творческой фантазией  поэтов  и  художников,  романистов  и  драматургов, богословов  и  кинорежиссеров,  так  мало  появляется  аналитических,  научных  или  критических  исследований  об  Иуде даже  в  наши  дни.  Жизнь  Иуды  не  поддается  воссозданию  в виде  фактографической  биографии.  К  ней  можно  лишь  приблизиться  сквозь призму  картин,  сочинений  и  проповедей, отражающих  трансформацию  и  неоднозначную  интерпретацию  его  образа  с  библейских  времен  до  сегодняшнего  дня, хотя  афоризм  Уайльда  и  напоминает  нам  о  том,  сколь  прочно  закрепилось  за  Иудой  клеймо  предательства.
 
Есть  и  другая  причина,  по  которой  даже  уже  раскрытые тайны  гнусного  прошлого  Иуды  никогда  не  удостаивались тщательного  анализа.  И  связана  она  с  иной  гранью  биографического  жанра.  Следующий  из  блестящей  остроты  Уайльда  вывод  о  том,  что  любой  автор,  берущийся  за  жизнеописание  Иуды,  становится  «предателем  предателя»,  едва  ли  способен  лишить  сочинителя  решимости  взяться  за  перо.  А  вот бытующее  мнение  о  том,  что  биографы  способны  повлиять на прижизненную  или  посмертную  «судьбу»  своего  героя,  на отношение  к  нему  публики,  пожалуй,  заставит  его  призадуматься.  Знатоки  этого  жанра  утверждают,  что  биографы  могут  стать  как  злейшими  врагами,  так  и  близкими  союзниками  личностей,  о  которых  они  пишут.  
 

Сьюзан Грубар - Иуда:  предатель  или  жертва?

С.  Грубар;  пер.  с  англ.  яз. И.В.  Павловой.  -  М.:  ACT:  Астрель,  2011.  -  480  с.
ISBN  978-5-17-072459-8  (ООО  «Издательство  АСТ») 
ISBN  978-5-271-33614-0  (ООО  «Издательство  Астрель») 
 

Сьюзан Грубар - Иуда:  предатель  или  жертва - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава  1.  ВВЕДЕНИЕ
  • Иуда:  правда  или  вымысел?
  • Исторический  Иуда
  • Вымышленный  Иуда 
  • Вездесущий  Иуда  
Глава  2.  ЕДИНСТВЕННЫЙ  В  СВОЕМ  РОДЕ:  ЕВАНГЕЛЬСКИЕ  ИСТОКИ
  • Заблудший  апостол  у  Марка 
  • Раскаивающийся  грешник  у  Матфея 
  • Одержимый  Сатаной  изменник  у  Луки 
  • Дьявол-казначей  у  Иоанна 
  • Краткий  обзор  несоответствий   
  • Иудейско-христианская  интермедия 
Глава  3.  ПРОКЛЯТОЕ  КРОВОСМЕШЕНИЕ: ДЬЯВОЛЬСКАЯ  ЮНОСТЬ  В  АНТИЧНУЮ  ЭПОХУ  И  ПОЗДНЕЕ
  • Грязные  дела   
  • Кусающие  пасти
  • Иуда  в  роли  Эдипа  
Глава  4.  ПЛЕНЯЮЩИЕ  ПОЦЕЛУИ:  ЭПОХА  ВОЗМУЖАНИЯ
  • Братские  поцелуи
  • Лживые  уста 
  • Рок
Глава  5.  СКВОЗЬ  ПРИЗМУ  СОВРЕМЕННОСТИ:  ПРОБЛЕМА  ЖЕРТВЕННОСТИ
  • Негодяй,  как  и  я 
  • Воин  за  общее  дело «Горе  тому  человеку» 
  • Лучше  бы  не  рождаться  
Глава  6.  СМЕРТИ  И  ВОСКРЕШЕНИЯ  XX  ВЕКА:  ЧТО  ДЕЛАТЬ  ИУДЕ?
  • Земля  крови   
  • Уничтожение  Христа
  • Спаситель  Иисуса
  • Владыка  Иуда
Глава  7.  ИИСУС  В  «ЗЛОВЕСТВОВАНИИ»  ИУДЫ:  ОН  ДА  БУДЕТ  ВОССЛАВЛЕН 
  • Дружественный  скептик
  • Пугающая  симметрия
  • Несовершенство  человечества  

Сьюзан Грубар - Иуда:  предатель  или  жертва - От автора 

 
Став  для  Иисуса  иудеем,  Иуда  освободился  от  иллюзий, возможно,  обеспокоенный  судьбой  колонизированной иудейской  земли,  возможно,  нетерпеливый  или  опасающийся  способности  Иисуса  установить  земное  или  духовное  царство,  возможно,  обезоруженный  или  удрученный,  возможно,  упрямо,  хоть  и  необъяснимо,  сопротивляющийся  милости,  возможно,  вновь  увлеченный  словами  еврейской  Библии и  первосвященниками. 
 
Либо  по  имевшему  меньший  резонанс  сценарию  Иуда  помог  реализоваться  замыслу  Иисуса слишком  дорогой  для  себя  ценой.  Хотя  и  в  этом  случае  он пострадал  несправедливо  и  тем  самым  подтверждает,  пусть и  не  очевидный,  неуспех  дела.  В  большей  степени,  чем  любой  другой  персонаж  в  Драме  Страстей,  и  в  силу  своей  подверженности  ошибкам  Иуда  олицетворяет  собой  всю  трудность  для  человека  следовать  призыву  Иисуса:  «будьте  совершенны,  как  совершен  Отец  наш  Небесный»  (Матф.  5:48).

 Мастера  изобразительных  искусств  и  словесности,  упомянутые  на  страницах  этой  книги,  породили  на  свет  целый сонм  всевозможных  версий,  акцентируя  те или  иные  моменты  в  жизни  Иуды:  реже  -  его  призвание  в  апостолы  и  служение  для  Иисуса  и  вместе  с  Ним;  гораздо  чаще  -  его  сотрудничество  с  первосвященниками  и  старейшинами,  его  участие  в  Тайной  Вечере,  поцелуй  в  Гефсиманском  саду, раскаяние,  возвращение  сребреников  или  приобретение  поля горшечника  и,  наконец,  смерть. 
 
Последовательность  этих сцен  в  совокупности  отображает  направление  развития  западной  культуры  сквозь  призму  нашего  сознания,  расстающегося  с  идеалами  при  постижении  того,  что  все  ненавистное,  пагубное  или  вредное  присуще  в  той  или  иной  степени всем  и  вся;  сквозь  призму  личности,  которой мог  быть  или опасается  стать  любой;  сквозь  призму  души,  обреченной  сценарием.  История  Иуды  развенчивает  вред:  он  причинил  вред и  вред  был  причинен  ему;  при  наказании  Иуды  вред  был  нанесен  другим:  пострадали  невиновные. 
 
Не  только  несчастья,  причиной  которых  явился  двенадцатый  апостол,  но  и  те ужасные  бедствия,  что  претерпели  невинные  люди,  разделившие  с  Иудой  наказание  за  причиненное  им  зло,  —  все  эти несправедливости  лишь  подтверждают,  что  мы  немногим отличаемся  от  него.  Исключение,  оказывающееся  правилом,  -  Иуда  занимает  прочное  место  в  западной  культуре, олицетворяя  ложь  или  непостоянство,  заблуждения  или  сомнения  в  своей  правоте,  не демонстрируемые  другими,  но присущие  каждому.  Иуда  -  зеркало  нас.
 
2013-07-13
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя esxatos