Предлагаемые вашему вниманию книги - это своеобразный итог беспрецедентного проекта, осуществлявшегося профессором Расселом на протяжении двадцати лет, основная задача которого, по признанию самого профессора, состояла в том, чтобы разъяснить проблему существования зла.
Книги Джеффри Рассела по концепции дьявола
В своих предыдущих книгах о Дьяволе знаменитый протестантский философ попытался достичь определенного понимания этой проблемы через изучение истории представлений о Дьяволе как об одним из самых могущественных символов зла. Книга известного протестантского ученого Джеффри Бартона Рассела "Сатана" является продолжением его более ранней книги "Дьявол".
Джеффри Рассел - Сатана
Издательство: Евразия, 2001 г.
Твердый переплет, 320 стр.
ISBN 5-8071-0066-2
Тираж: 2000 экз.
Твердый переплет, 320 стр.
ISBN 5-8071-0066-2
Тираж: 2000 экз.
Tом доводит историю развития этого концепта в христианской мысли вплоть до V в. н.э., когда уже были сформированы в общих чертах основные направления демонологической традиции. Автор, главным образом, анализирует христианскую традицию (обзор иудейской постапокалиптической мысли дается в сжатом виде) и сосредотачивают свое внимание на западной и восточной ветвях христианства, включая дополнительно исследование по воззрениям еретиков.
Джеффри Рассел - Князь Тьмы
Издательство: Евразия, 2002 г.
Твердый переплет, 448 стр.
ISBN 5-8071-0098-0
Тираж: 2000 экз.
Твердый переплет, 448 стр.
ISBN 5-8071-0098-0
Тираж: 2000 экз.
Настоящая книга представляет собой общий контур истории этих представлений, изложенный в одном томе. Автор ставит себе задачей изложить в обобщающем труде историю Дьявола в западном мире от самого начала и до наших дней, ориентируясь при этом не только и не столько на академическую, сколько на самую широкую публику.
Основываясь в основном на том же материале, который использовался в предыдущих четырех книгах, он стремится избежать излишней детализации и огромных примечаний, сосредотачивая внимание читателя `на наиболее важных вопросах этой истории и показывая глубочайшие ее подводные течения.
Джеффри Рассел - Князь Тьмы - Содержание
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. ЗЛО
Глава II ДЬЯВОЛ В МИРЕ
Глава III. БЛАГОЙ Господь и Дьявол
Глава IV. ХРИСТОС и силы ЗЛА
Глава V. САТАНА и ЕРЕСИ
Глава VI. ДУАЛИЗМ и ПУСТЫННИКИ
Глава VII. КЛАССИЧЕСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Глава VIII. ЛЮЦИФЕР НАРОДНЫЙ и ЛЮЦИФЕР элиты
Глава IX. СХОЛАСТЫ, поэты и ДРАМАТУРГИ
Глава X. НОМИНАЛИСТЫ, мистики и КОЛДУНЫ
Глава XI. Дьявол и РЕФОРМАТОРЫ
Глава XII. НА ТРОНЕ ЦАРСКОМ
Глава XIII. ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ АДА
Глава XIV. От РОМАНТИЗМА к НИГИЛИЗМУ
Глава XV. ИНТЕГРАЦИЯ ЗЛА
Глава XVI. ОСВЕНЦИМ и ХИРОСИМА
Глава XVII. СМЫСЛ ЗЛА
УКАЗАТЕЛЬ МЕСТ в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ОТРАЖАЮЩИХ ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР БОГА
Дьявол в Новом ЗАВЕТЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. ЗЛО
Глава II ДЬЯВОЛ В МИРЕ
Глава III. БЛАГОЙ Господь и Дьявол
Глава IV. ХРИСТОС и силы ЗЛА
Глава V. САТАНА и ЕРЕСИ
Глава VI. ДУАЛИЗМ и ПУСТЫННИКИ
Глава VII. КЛАССИЧЕСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Глава VIII. ЛЮЦИФЕР НАРОДНЫЙ и ЛЮЦИФЕР элиты
Глава IX. СХОЛАСТЫ, поэты и ДРАМАТУРГИ
Глава X. НОМИНАЛИСТЫ, мистики и КОЛДУНЫ
Глава XI. Дьявол и РЕФОРМАТОРЫ
Глава XII. НА ТРОНЕ ЦАРСКОМ
Глава XIII. ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ АДА
Глава XIV. От РОМАНТИЗМА к НИГИЛИЗМУ
Глава XV. ИНТЕГРАЦИЯ ЗЛА
Глава XVI. ОСВЕНЦИМ и ХИРОСИМА
Глава XVII. СМЫСЛ ЗЛА
УКАЗАТЕЛЬ МЕСТ в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ОТРАЖАЮЩИХ ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР БОГА
Дьявол в Новом ЗАВЕТЕ
Джеффри Рассел - Князь Тьмы - Зло
Мы воспринимаем и переживаем зло непосредственно: вот избитая молодая женщина, обманутый старик, похищенный ребенок. Высоко в небе террорист взрывает самолет, великая нация бомбит мирное население. Реакцией любого человека, не пораженного безумием в его индивидуальной или социальной форме, станет вполне законный гнев. Когда на ваших глазах избивают ребенка, вы далеки от отвлеченных построений этической философии. Таким образом, зло на самом фундаментальном уровне не является чем-то абстрактным: оно реально и осязаемо.
Такое непосредственное восприятие зла крайне важно. Однако не менее ценно для нас отвлечься и осмыслить его общую природу. Что есть зло? Что общего между всеми злодеяниями? Традиционно философия выделяет три вида зла. Первое — моральное, возникающее тогда, когда разумное существо осознанно и свободно причиняет страдания другому чувствующему существу. Однако под эту категорию не подпадает та боль, которую с необходимостью причиняет пациенту хирург. Весь смысл здесь не в боли, а в страдании, которое подразумевает осознание, неприятие и страх боли, не сопровождаемые при этом представлением о том благе, ради которого кто-то должен страдать.
Другим видом зла является зло природное, то есть страдание как следствие природных процессов, таких как рак или торнадо. Иногда с абстрактных позиций утверждают, что природные процессы нельзя назвать злом в прямом смысле слова. Однако все это не более чем отговорки, поскольку мы непосредственно воспринимаем природные процессы как зло. Часто зло моральное и зло природное трудно различить. Например, ребенок умирает от голода, вызванного засухой, однако представим, что я мог бы спасти этого ребенка, если бы был менее щепетильным к своему банковскому счету. Это какое зло: моральное или природное? Далее, представим, что за наш космос несет ответственность некоторое разумное Существо.
Тогда Оно несет ответственность за все страдания во вселенной, и моральное зло опять совмещается с природным.
Третьим видом зла является метафизическое зло: абстрактное понятие, которому в этой книге будет уделено немного внимания. Метафизическое зло — это необходимый так или иначе недостаток совершенства, который будет существовать в любом сотворенном космосе, поскольку ни один из них не может быть так же совершенен, как Сам его Творец.
Далее, мы наблюдаем различные свойства и различную силу зла. Одно зло является личным — когда некто убивает ребенка. Другое — внеличностным, как в случае толпы, линчующей свою жертву, или правительства, которое бомбит мирные города. Внеличностное зло, судя по всему, не имеет границ, ведь в наши дни, владея ядерным арсеналом, мы подвергаем опасности существование всего человечества и большей части живых существ планеты.
Вполне может существовать и вневидовое зло. Если на других планетах тоже существуют разумные, но морально испорченные существа, то зло выступает за границы человечества. В конце концов зло вообще может перерасти границы видов и стать космическим.
Человеческая решимость противостоять любому народу или любой нации, определяемой в качестве врага, и привести таким образом к гибели планету может быть отражением воли самого Дьявола, Князя тьмы, который вполне осознанно желает разрушить космос настолько, насколько это возможно. Причиняющий страдания ради самих этих страданий, творящий зло ради самого зла Дьявол, по определению, является персонификацией космического зла.
Мало кто из образованных людей в наши дни серьезно относится к концепту Дьявола. Одни релятивистски отрицают существование вообще какого-либо зла. Другие считают, что возможны только злодеяния, а злых индивидуумов не существует. Третьи признают, что некто может быть злым, но считают при этом, что зло присуще только человеческим существам. Однако и историкам, и антропологам хорошо известно, что непроверенные суждения о мире того или иного общества могут свидетельствовать гораздо больше о самом этом обществе, чем о своей собственной истинности.
Часто люди полагают, что представления о Дьяволе старомодны и поэтому не могут в современных условиях считаться истинными. Такое возражение предполагает, что в «современном мире» (понимаемым тем или иным способом) были открыты некоторые метафизические истины (понимаемые тем или иным способом), которые, по сравнению с прошлым, уменьшают вероятность существования Дьявола. На самом же деле вероятность его существования никогда не была так высока, как в наше время. Произошла смена представлении, стилей и предрассудков в обществе — и произойдет еще не раз, — однако фундаментальная проблема существования зла не претерпела изменений. Следовательно, основной вопрос таков: имеет ли понятие о Дьяволе какой-либо смысл? Имело ли оно смысл когдалибо? Имеет ли оно смысл сейчас? Будет ли оно иметь смысл в будущем?
К концу двадцатого века в западном обществе сложились три основных направления мысли. Одно из них — традиционное иудео-христианское мировоззрение, которое в течение последних двухсот лет постепенно ослабевало. Правда, в настоящее время оно вновь обрело силы в некоторых частях света.
Другое направление — традиционное научное, материалистическое мировоззрение, которое, обретая все большую силу, господствует с восемнадцатого века. В двадцатом же веке оно несколько пошатнулось, когда физика предположила, что «материя» является скорее мыслительным конструктом, а не первичной реальностью.
Третье направление — это мысль Нового времени, враждебно относящаяся к обеим этим традициям. Она характеризуется большим разнообразием точек зрения и стремлением изучать реальность без внимания к общепринятым убеждениям. Конструктивные столкновения между этими тремя резко расходящимися между собой направлениями представляют нам свидетельства того, что можно вновь ожидать их синтеза.
Но остается ли место Дьяволу? Не является ли Владыка зла старомодным предрассудком? Единственно приемлемым можно считать определение «предрассудка» как «убеждения, не соответствующего мировоззрению другого человека».
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Было бы хорошо добавить из
Было бы хорошо добавить из это серии "Люцифер. Дьявол в Средние века"
если книгу дадите...