Борис Фонкич - Греко-славянские школы в Москве в XVII веке
ISBN 978-5-9551-0298-6
Борис Фонкич - Греко-славянские школы в Москве в XVII веке - Содержание
- 1. Протосингел Иосиф
- 2. Греческая программа просвещения России середины XVII в.
- 3. Архимандрит Венедикт
- 4. «Дидаскал Епифаний»
- 5 Гавриил Власий и попытка создания греческого училища в Москве в середине XVII в
- 6. Греко-латинская школа Арсения Грека
- 7. К истории организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х годов XVII в
- 8. «Учитель Симеон»
- 9. Школа церковного пения Мелетия Грека
- 1. Тимофей «Грек». Основание Типографской школы
- 2. Учителя
- 3. Ученики
- 4. Программа обучения. Библиотека
Глава III. Пути развития русского просвещения в конце XVII в
- 1. «Привилегия на Академию» Симеона Полоцкого — Сильвестра Медведева
- 2. Трактаты грекофилов о путях развития русского просвещения
Указатели
Указатель имен
Указатель шифров документов, рукописных и старопечатных книг
Список иллюстраций
Сокращения
Борис Фонкич - Греко-славянские школы в Москве в XVII веке - Протосингел Иосиф
Вначале 1630-х гг. русское правительство принимает решение о создании в Москве греко-славянской школы. Судить об этом мы можем по той просьбе о присылке в Россию с Христианского Востока учителя, с которой царь Михаил Федорович и патриарх Филарет обратились в июне 1632 г. к патриарху Кириллу Лукарису в грамотах, отправленных в Константинополь с архимандритом Амфилохием — наиболее деятельным и авторитетным в тот период русским политическим агентом на Балканах1. Эта тема, несомненно, обсуждалась и с самим Амфилохием во время его пребывания в Москве в 1632 г., а также с турецким послом Фомой Кантакузином, неоднократно приезжавшим в Россию начиная с 1621 г. и, в частности, вновь находившимся при царском дворе осенью 1632 — весной 1633 гг.
Просьба к Кириллу Лукарису еще не дошла до Константинополя, когда в Москву в начале сентября 1632 г. приехал учитель иеромонах Иосиф. Он не мог знать о поручении русского правительства архимандриту Амфилохию относительно школы, так как явился в русскую столицу из Киева, тогда как Амфилохий возвращался в Турцию вместе с посольством А. Прончищева и Т. Бормосова через Воронеж, Азов и Крым.
За последнее десятилетие Иосиф оказался в Москве уже в третий раз. Впервые он побывал здесь в 1622 г., затем в 1630 г. Оба раза целью его приезда было получение денежной помощи царя и московского патриарха, причем не только для себя, но и для крупнейших киевских монастырей — Печерского, Михайловского и Межигорского. Когда Иосиф вновь появился в Москве в начале сентября 1632 г., он не только сразу же был наделен царским жалованием, но уже через две недели, 19 сентября, получил «на александрейской на меншой бумаге бес каймы» жалованную грамоту царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета, предписывавшую «великому протосингелу александрейскому Иосифу (...) переводити (...) греческие книги на словенской язык и учити на учителном дворе малых ребят греческого языка и грамоте, да ему ж переводити книги з греческого языка на словенский язык на латынские ереси». Чтобы понять причину столь быстрого решения об организации школы, нам кажется, недостаточно иметь в виду только существовавшее уже к этому времени желание властей создать в Москве учебное заведение, — необходимо принимать во внимание фигуру учителя, который мог возглавить первое русское училище.
Источники позволяют нам представить биографию Иосифа на протяжении двух последних десятилетий его жизни6. В отличие от всей предшествующей научной литературы мы можем утверждать, что Иосиф был не греком, но славянином. В историографии вопрос о его национальной принадлежности даже не ставится: то обстоятельство, что Иосиф был святогорцем и являлся протосингелом александрийского патриарха, делало, по-видимому, естественным заключение о его греческом происхождении. Между тем, существует материал, дающий возможность не только поставить, но и решить этот вопрос.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: