Фотий - Антилатинские сочинения

Фотий Патриарх Константинопольский - Антилатинские сочинения
Полемика свт. Фотия, патриарха Константинопольского (ок. 810/820-890/895), с Римской Церковью не нуждается в особом представлении. Именно Фотию Византия обязана появлением полноценной традиции православной полемики против таких нововведений Римской Церкви, как Filioque, целибат духовенства, субботний пост, послабления в период Великого поста и т. д.
 
На его плечах стояли такие крупные византийские богословы-полемисты, как св. Николай Мефонский, Герман II Константинопольский, Никифор Влеммид, имп. Феодор Ласкарь, св. Георгий Кипрский, св. Григорий Палама, Иосиф Вриенний, св. Марк Эфесский и многие другие, которые лишь дополняли и развивали уже использованные Фотием методы аргументации и его основные догматико-богословские и церковно-канонические аргументы.
 
В результате этого длительного процесса в Византии выработался совершенно особый взгляд не только на Римско-Католическую Церковь, соперничавшую с Церковью Византийской за господство над ойкуменой, но и на западное христианство в целом как нечто еретически-подозрительное.
 
Этот взгляд, подразумевающий строгую оценку западной догматики и церковной практики с точки зрения выработанных в соборную эпоху норм и канонов вселенского Православия, со временем стал достоянием не только собственно Византийской Церкви в границах четырех ее патриархатов, но и всех поместных Православных Церквей.
 

Святитель Фотий - Патриарх Константинопольский - Антилатинские сочинения

М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2015. - 248 с.
ISBN 978-5-9065-4308-0 
 

Святитель Фотий - Патриарх Константинопольский - Антилатинские сочинения - Содержание

Предисловие
Д. Е. Афиногенов - Византия, Рим и «Фотиева схизма»
Я. В. Кузенков - Догматическая и церковно-каноническая полемика свт. Фотия против западной Церкви
А. Р. Фокин - Учение о «двойном исхождении» Святого Духа в латинской богословской традиции (с конца II века до времен свт. Фотия)
Интронизационное послание патриарха Фотия папе Николаю I (Epistula 288)
Ответ папы Николая I на первое послание патриарха Фотия (Epistula 83)
Второе послание патриарха Фотия папе Николаю I (Epistula 290)
Ответ папы Николая I на второе послание патриарха Фотия (Epistola 12 / 86)
Окружное послание Фотия, патриарха Константинопольского, к восточным архиерейским престолам
Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому (Epistula 291)
Фотия патриарха слово о тайноводстве Святого Духа (Mystagogia)

Патриарха Фотия «Амфилохии»

  • ВОПРОС 28 Если Сын и Дух происходят от одной и той же Причины, почему Они не принимают звание братьев и к Духу не применяется наименование Сына?
  • ВОПРОС 181 Почему Божество доходит до Троицы и ни ограничивается меньшим, ни простирается далее?
  • ВОПРОС 182 Как мы говорим, что Божество есть одно и три?
  • ВОПРОС 183 Ему же о том же
Приложение. Того же святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского ГОМИЛИЯ, сказанная на амвоне Великой церкви (Homilia 16)
Библиография
Указатель библейских цитат
Указатель имен
 

Святитель Фотий - Патриарх Константинопольский - Антилатинские сочинения - Д. Е. Афиногенов - Византия, Рим и «Фотиева схизма»[1]

 
В церковно-политическом отношении так называемая «Фотиева схизма», как принято называть разрыв церковного общения между Римским папой и Константинопольским патриархом во второй половине IX в., имела ряд очень существенных отличий от предыдущих инцидентов такого рода (например, «Акакиевой схизмы» VI в.). Прежде всего, было бы не совсем правильно говорить о расколе между Западной и Восточной половинами Вселенской Церкви как таковом, потому что определенная часть византийской Церкви никогда общения с Римом не прерывала. Таким образом, суть происшедшего невозможно понять без учета внутрицерковных конфликтов в Византии.
 
Противостояние двух группировок окончательно оформилось во время так называемого «михианского раскола» (795-797) при патриархе Тарасии (784-806) и Феодоре Студите. Распространенные в ученых трудах концепции вроде борьбы монахов-ригористов с послушной государству церковной иерархией (или «умеренной» партией приверженцев светской учености, в зависимости от позиции каждого конкретного исследователя) к настоящему времени устарели. По всей видимости, главную роль играли связи разных церковных деятелей с группами аристократических кланов, ведшими постоянную борьбу за власть.
 
Кроме того, сторонники Тарасия и его православных преемников Никифора I (806-815) и Мефодия I (843-847), а впоследствии и Фотия выступали за сильную власть патриарха как внутри Церкви, так и вне ее, власть, которая позволила бы ему сопротивляться нажиму со стороны императорской власти и даже оказывать на нее влияние, тогда как их противники, вовсе не одобряя вмешательства светских властей в церковные дела, полагались скорее на духовный, а не на институциональный авторитет отдельных признанных подвижников благочестия. Так или иначе, острая фаза конфликта продолжалась до воцарения Михаила I Рангаве в 8п г., который приложил всяческие усилия, чтобы примирить Феодора Студита с патриархом Никифором. При этом императоре Студийский игумен стал одним из самых влиятельных советников.
 
Однако в 813 г. на престол взошел Лев V, который уже через два года возобновил гонения на иконопочитание. В этой ситуации православная оппозиция сумела сплотиться, забыв прежние разногласия. Различия между группировками, тем не менее, никуда не исчезли - так, в ходе восстания Фомы Славянина (820-823) император Михаил II Травл некоторым из видных иконопочитателей (например, Феодору Студиту и его сподвижникам) велел эвакуироваться в Константинополь, а других (например, патриарха Никифора) оставил в местах их проживания. По всей видимости, это объяснялось неодинаковым отношением к Фоме сторонников той или иной «партии».
_

[1]Научная литература на эту тему чрезвычайно обширна. В данном очерке в основном использовались классические работы Ф. Дворника: Dvornik F. The Photian Schism. History and Legend. Cambridge, 1948; Idem. The Patriarch Photius in the Light of Recent Research // Berichte zum XI. International Byzantinisten-Kongress. Munchen, 1958. Bd. III.2, S. 1-56; Idem. Photian and Byzantine Ecclesiastical Studies. L., 1974, VI.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.1 (7 votes)
Аватар пользователя stratilates