Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое обобщение, как всегда, небезопасно; предается забвению многокрасочность человеческого мира и душевной жизни. Есть люди, которым не отказывают в почтении их современники, хотя все их величие покоится на таких свойствах и деяниях, которые совершенно чужды целям и идеалам толпы. Допустим, что великими их признает тоже меньшинство, тогда как подавляющее большинство ничего не желает о них знать; но и тут не все так просто, если учесть расхождение человеческих слов и дел, многообразие людских желаний.
Один из этих замечательных людей в письмах называет меня своим другом. Я послал ему свою небольшую работу, где религия расценивается как иллюзия. Он отвечал мне, что был бы целиком согласен с моей оценкой, но сожалеет, что я не воздал должного подлинному источнику религиозности. таковым он считает особое чувство, никогда его не покидающее, обнаруживаемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам. Это чувство он называет «ощущением вечности», чувством чего-то безграничного, бескрайнего, «океанического». такое чувство — дело чисто субъективное, это не вопрос веры. Здесь не примешивается обещание личного бессмертия, но зато в этом чувстве — источник религиозной энергии, питающей различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по определенным каналам, где оно и поглощается. Лишь на основании такого «океанического» чувства человек может называть себя религиозным, даже если он отвергает всякую веру и любую иллюзию.
Это суждение моего уважаемого друга, который сам однажды отдал дань волшебству поэтической иллюзии, поставило меня перед лицом немалых трудностей (после появления обеих книг — «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды» — мне нет нужды скрывать, что упомянутым другом является Ромен Роллан. — Прим. авт.). У себя я не нахожу этого «океанического» чувства; научному подходу чувства вообще создают неудобства. Можно попытаться описать их физиологические признаки. там, где это получается, — а я опасаюсь, что «океаническое» чувство такой характеристике не поддается, — не остается ничего, кроме содержания тех представлений, которые ассоциативно связаны с этим чувством. Если я правильно понял моего друга, он имеет в виду то же самое, что и один оригинальный и весьма своеобразный поэт, утешавший своего героя перед самоубийством: «Нам не уйти из этого мира» (Граббе Д. Хр. Ганнибал. «Да, из мира нам не уйти. Мы в нем однажды». — Прим. ред.). таким образом, речь идет о чувстве неразрывной связи, принадлежности к мировому целому. Для меня это имеет скорее характер интеллектуального умозрения — конечно, не без сопровождающих чувств, но их ведь хватает и при других мыслительных актах сходной значимости. Личный опыт не убеждает меня в том, что такие чувства первичны по своей природе. Я не могу оспаривать на этом основании факта наличия их у других; вопрос лишь в том, насколько верно они истолковываются и могут ли считаться первоисточником всех религиозных запросов.
Зигмунд Фрейд - Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский
(Диагноз — гений)
Москва : Алгоритм, 2016. — 256 с.
ISBN 978-5-90681779-2
Зигмунд Фрейд - Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский - Содержание
Об авторе
- Недовольство культурой
- Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве
- Царь Эдип и Гамлет
- Мотив выбора ларца
- Моисей Микеланджело
- Премия Гёте. Письмо д-ру Альфонсу Паке
- Приветственная речь во франкфуртском Доме Гёте
- Детское воспоминание из «Поэзии и правды»
- Достоевский и отцеубийство
Александр Эткинд – Эрос невозможного – История психоанализа в России
Москва: «Гнозис» - «Прогресс-Комплекс», 1994. – 376 с.
ISBN 5-7333-0446-4
Александр Эткинд – Эрос невозможного – Содержание
Введение
Глава 1. На грани миров и эпох: жизнь и работа Лу Андреас-Саломе
- Современница Веры Засулич - Первая встреча - Что-то почти неженское - Не забудь плетку! - Заратустра выходит замуж - Вымысел в гуще невымышленности - «Эротическое» - Моисей и Магдалина - Происхождение оптимизма - Анализ, синтез и благодарность
Глава 2. Русская культура модерна между Эдипом и Дион
- Наука обыденной жизни - Люди лунного света - Алхимия души - Религия Диониса - Новый спаситель - Дионис и Эдип - Символисты на кушетке - «Мусагет» продолжается в Цюрихе - Сопротивление злу силой - Психоанализ против антропософии - Русский Эдип или Котик-отцеубийца - Вперед к Платону - Дружба была возможна... - ... но место оказалось занято - Ильинский переулок, дом Фрейда
Глава 3. Случай невроза в поколении революционеров: Сергей Панкеев, он же Человек-волк
- Лучшая история в своем роде - Наследник братьев Карамазовых - Прорыв к женщине - Четыре года по часу в день - Волки на грецком орехе - Запасные варианты - Получишь на орехи! - Детство с няней - Россия — сфинкс! - Воспоминания о психоанализе - От анализа до анализа - Загадка Терезы Келлер - Психоз и реальность
Глава 4. Психоаналитическая активность до I мировой войны
- Русские связи - Первые контакты - Не общество, а журнал - Гипноз и влечение к власти - История о садизме - В кулисах души - До войны
Глава 5. Чистая игра с русской девушкой: Сабина Шпильрейн
- Все взаимосвязано - Выпустить птичку - Такая практика отвлекает от теории - Сделка с дьяволом - Открытие контрпереноса - Полная честность - Между Юнгом и Ивановым - Рядом с Фрейдом - У кого из нас невроз? - Все было предопределено - Остатки - Психоаналитик Жана Пиаже - Плакат со словом «любовь» - История вопроса - Она возвращалась не к мужу... - ...не к брату... - Она возвращалась работать с наслаждением - Последний выбор
Глава 6. Психоанализ в стране большевиков
- На перевале - Ужас пустоты - Поворотили на детей - Первый суицид, первая эмиграция - Письма из Казани - Психоанализ при Наркомпросе - Действующие лица и исполнители - Казанский инцидент - Три организации советских аналитиков - Между Львом Троцким и Васей Сталиным - Проверки и особое мнение - Два заседания в один день - Перенос в условиях коллектива - Куратор умывает руки - Конец - Библиотека Ермакова - Революция и сон
Глава 7. Между властью и смертью: психоаналитические увлечения Льва Троцкого и других товарищей
- Огонь и вода - Психоанализ пролетариата - Фрейдомарксизм в России - Адольф Иоффе — пациент - Революция справилась лучше - Ни дня без смысла - Под собственными пальцами - Метафора колодца - Шанс для власти — шанс для психоанализа - Райх в Коммунистической академии - Человек редкой целостности - Советская пушнина — международному психоанализу - Он не стал депутатом Думы. Возможно, он был резидентом НКВД - Самоубийство интеллигенции - Сцена из жизни - Всесильно, потому что верно - Воплощать сны в реальность
Глава 8. Педологические извращения в системе
- Днепрострой в науках о человеке - Пограничные конфликты - Организованное упрощение культуры - Инфраструктура утопии - Траектория Залкинда - Осиновый кол в могилу - советского фрейдизма - Те самые дети - На высшем уровне
Глава 9. Посол и сатана: Уильям К. Буллит в булгаковской Москве
- От Вильсона и Ленина к Рузвельту и Фрейду - Бал Сатаны в Спасо-хаусе: - три литературных версии - Чего не знала Маргарита - Быть с русскими, как дьявол - Вмешательство высших сфер - Велено унести вас... - Буллит и Джонс действуют - Социально-психологические эксперименты в Варьете - Мастер и зависимость - Сага об иностранной помощи - «Как причудливо тасуется колода!»
Глава 10. Интеллигенция в поисках сопротивления
- Наследники серебряного века - Два смысла сопротивления - Сергей Эйзенштейн в джунглях лебеды - Орфей и толпа - Первый русский постмодернист - Авторство и диалог - Фрейдизм - Фрейд, Лакан и Бахтин - Философ у зеркала - Разомкнутый круг - Возрождение Диониса - Советский человек у советского аналитика - Падают листья - Последняя победа
Заключение
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: